Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ



2019-07-03 220 Обсуждений (0)
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики, управления и права

Кафедра социологии и психологии

 

Допускаю к защите

Руководитель

____________ Н.И. Гаврилова

 

Тема: Менеджмент в сфере культуры и современные культурные технологии

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 к курсовой работе по дисциплине

«Социология культуры»

 

 

Выполнил студент группы СЦБ-16-1                   А.А. Зарбаева

 

Нормоконтроль                                                     Н.И. Гаврилова

 

Курсовая работа защищена с оценкой _________________

 

 

Иркутск 2018 г.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

 

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

По курсу «Социология культуры»

Студенту группы СЦБ-16-1 Зарбаевой А.А.

Тема курсовой работы «Менеджмент в сфере культуры и современные культурные технологии»

Исходные данные: научные статьи, учебные пособия на тему «Менеджмент в сфере культуры и современные культурные технологии».

Рекомендуемая литература

1. Воронова Е.Н. Создание условий для развития негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры / Е.Н. Воронова, М.К. Кошкина // Российский экономический журнал. – 1999. – № 1. – С.1–12.

2. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. – М. : Изд-во МГУКИ, 2002. – 288 с.

3. Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. / Ф. Тейлор. – М. : Изд-во Контроллинг, 1991. – 144 с.

 

Дата выдачи задания                                                             4 сентября 2018 г.

 

Задание получил                                                                           А.А. Зарбаева

 

Дата представления курсовой работы руководителю        25 декабря 2018 г.

 

Руководитель курсовой работы                                                Н.И. Гаврилова

Содержание

Введение. 4

1 Теоретико-методологические аспекты анализа менеджмента в сфере культуры 11

1.1 История становления менеджмента в сфере культуры.. 11

1.2 Современные социально-культурные технологии: основные характеристики и виды.. 20

2 Практика применения методов современного менеджмента и социокультурных технологий в учреждениях культуры.. 25

2.1 Исследования организации социально-культурной деятельности учреждений культуры: результаты вторичного анализа данных. 25

2.2 Особенности управленческих решений и применяемых социокультурных технологий СКДЦ «Художественный»: анализ результатов экспертного опроса 31

2.3 Удовлетворенность жителей города Иркутска деятельностью СКДЦ «Художественный»: анализ результатов социологического опроса. 40

Заключение. 46

Список литературы.. 49

Приложение Б. 83

Приложение В.. 93

Приложение Г......................................................................................................114

 


Введение

Актуальность темы исследования. В условиях современности существует многообразие новейших способов организации культурно-досуговой деятельности индивидов, что отражается на росте конкуренции между различными учреждениями культуры. Поэтому, для удержания и повышения собственных позиций в конкурентной борьбе, выделения ниши на рынке культурных услуг и привлечения большего числа индивидов, каждому учреждению культуры необходимо обладать четко построенной, организованной и отработанной структурой управления учреждением культуры.

Менеджмент сферы культуры является многогранным понятием, его фундаментальные основы содержат в себе определенные теоретические положения, механизмы и технологии правильного управления культурным учреждением. Как способ организации экономической деятельности, заключающийся в формировании выгодных денежных отношений со сторонними инвесторами и поддержании стабильно растущего экономического положения в условиях дестабилизации экономики страны, менеджмент также является важной составляющей в работе культурного учреждения. От четко выстроенной системы управления и организации деятельности, будет зависеть не только конкурентоспособность культурного учреждения, но и применяемые в его работе культурные технологии, направленные на формирование взаимодействия с потенциальными и действующими потребителями.

Специфика самой сферы культурной деятельности, определяет необходимость в специализированном подходе к управлению и созданию уникальных культурных продуктов, по средствам применения культурных технологий. «Духовный продукт», производимый культурным учреждением является особенным для потребления, так как ценность, которую он несет для индивида невозможно измерить и невозможно утилизировать данный продукт по итогу использования, как при вещественном производстве. Поэтому в деятельности каждого культурного учреждения должны применяться специфические культурные технологии, содержащие в себе необходимые решения проблем данной сферы. Задачами культурного менеджмента в существующем разнообразии культурных технологий являются формирование единства механизмов управления, организации производства и потребления «духовных продуктов» и выбор стратегически правильных культурных технологий для производства культурного продукта, удовлетворяющего общественный запрос.

В условиях постоянно растущей конкуренции культурно-досуговой сферы является важным применение технологий культурного менеджмента в управлении учреждениями, а также создание актуальных для потребления культурных продуктов с помощью использования социокультурных технологий. Но, в связи с новизной подобных методов и методик в данной отрасли существует проблема, связанная с получением недостаточно глубоких знаний специалистами этой отрасти и недостаточным применением подобных методик в работе учреждений культуры и описания полученных результатов данной деятельности. Таким образом, актуализируются необходимость эмпирических исследований в учреждениях культуры направленных на анализ влияния культурного менеджмента и социокультурных технологий на работу данных учреждений.

Степень изученности проблемы в литературе. Для анализа заявленной проблематики был привлечён широкий круг литературы, в котором выделяются блоки: теоретических исследований, эмпирических и узкоприкладных. Наиболее масштабные разработки, которые в последующем легли в основу общего менеджмента, были описаны А. Смитом в работе «О природе и причинах богатства народа» [28], в которой автор дал характеристику обязанностей государя и государства. Структурирование научных знаний о менеджменте начал Ф. Тейлор в работе «Принципы научного менеджмента» [30], в которой были заложены базовые понятия менеджмента. Данный подход с течением времени преобразился в научное направление общего менеджмента, произошло становление различных школ, одной из первых стала школа классического административного менеджмента А. Файолья. В работе «Общее и промышленное управление» [31], где автор формулировал 14 фундаментальных принципов управления. Данные теоретические основы послужили отправной точной для других исследователей по всему миру, начался этап активной разработки теорий менеджмента и их практического применения.

Различные аспекты инновационного менеджмента, антикризисного управления, регулирования социально-культурной и отдельных ее составляющих, рассматривались в работах отечественных ученых, таких как П.Н. Копнин, Э.Г. Юдин, М.С. Каган и другие [12], со стороны психологической науки – Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец [24]. Основатель школы научной организации труда А.К. Гастев в монографии «Как надо работать» [6] писал, что главную роль в работе учреждений играет личная эффективность каждого индивида на рабочем месте. Более современные взгляды изложил А.И. Пригожин в работе «Методы развития организации» [23], он подчеркнул проблематику управления культурным учреждением в формировании не благоприятного для бизнеса культурного менеджмента, когда, нормой становится высокая конфликтность, неуважение к культурным технологиям, к посетителю, зрителю. Автор также выделил пути решения данных проблем, которые имеют значимость для написания данной курсовой работы. Н.Б. Кириллова в работе «Менеджмент социокультурной сферы» [14] структурировала теоретические разработки разных авторов, подчеркивая необходимость появления инновационных методов.

Практической стороной вопросов управления в различных сферах деятельности, включая культурную сферу, занимались как зарубежные, так и российские исследователи. М. Хаммер и Дж. Чампи представили исследование «Реинжениринг корпорации. Манифест революции в бизнесе» [32], где они указывали на необходимость инновационных взглядов и подходов к управлению на основе ориентации на потребности клиентов. Отечественные исследователи Е.Н. Воронова и М.К. Кошкина в рамках эмпирического исследования «Создание условий для развития негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры» [5] смогли выделить классификацию видов услуг, которую необходимо соблюдать подобным учреждениям. Н.А. Михеева в работе «Менеджмент в сфере социокультурной деятельности» [21] подчеркнула важность использования информационной среды в работе современного учреждения культуры.

Исследованиями по разработке и внедрению социокультурных технологий в работу таких культурных учреждений, как библиотеки, детские досуговые центры и театры, занимались Г.Н. Новикова, А.Д. Жарков, Е.И. Григорьева и другие. Е.И. Григорьева [8], в своем исследовании дала четкое определение социально-культурным технологиям и определила необходимость их применения в работе культурного учреждения. А.Д. Жарков [11] в своих исследованиях проанализировал составляющие культурно-досуговой деятельности, определил значимость работы в интересах посетителя и выделил рекомендации методического и организационного плана. К.А. Кузоро в исследовании «Менеджмент и маркетинг библиотечно-информационной деятельности» [16] выявила значимость применения технологий культурного менеджмента для решения современных проблем и задач в работе библиотеки.

В региональном аспекте на примере культурных учреждений Иркутской области исследования в области культурного менеджмента практически не проводились. Некоторые положения культурного менеджмента, а именно особенности управления персоналом учреждения культуры и специфика деятельности подобной организации были рассмотрены Т.М. Карловой в работе «Актуальные исследования корпоративной культуры в управлении человеческими ресурсами» [13].

Таким образом, в современной научной литературе подчеркивается важность применения менеджмента и управленческих технологий в культурной отрасли, где социально-культурные технологии также играют значимую роль в работе культурных учреждений, однако выделяется преимущественно теоретических характер исследований данной отрасли, что может говорить о недостатке эмпирических данных и малоизученности культурных учреждений в России.

Также, научные разработки в сфере культурного менеджмента в основном рассматриваются на основе деятельности библиотек, музеев, театров и органов власти, связанных с администрированием этих культурных учреждений. Что также говорит о не изученности некоторых форм культурных учреждений и необходимости в более углубленном изучении данной отрасли научного знания.

Объект курсовой работы – менеджмент в сфере культуры.

Предмет курсовой работы – современные социально-культурные технологии в сфере менеджмента культурных учреждений.

Цель курсовой работы – проанализировать особенности современных социально-культурных технологий в сфере менеджмента культурных предприятий.

Задачи курсовой работы:

1. проанализировать теоретико-методологические аспекты менеджмента в сфере культуры;

2. изучить современные социально-культурные технологии, их основные характеристики, виды и применение;

3. проанализировать результаты эмпирических исследований на тему организации деятельности культурных учреждений на основе вторичного анализа данных;

4. выявить особенности управленческих решений и применяемых социокультурных технологий СКДЦ «Художественный» по средствам экспертного опроса;

5. определить удовлетворенность жителей города Иркутска деятельностью СКДЦ «Художественный».

Исходя из этого, гипотезой курсовой работы выступает предположение о том, что менеджмент в сфере культуры и современные социокультурные технологии на сегодняшний день являются важными составляющими функционирования культурного учреждения, способствующие его развитию.

Теоретико-методологическую базу курсовой работы составили теории «научной организации труда» Ф. Тейлора [30], где описываются основные способы оптимизации деятельности сотрудников, «систематического менеджмента» А. Файоля [31], где выделяются 14 основных правил грамотного менеджмента, «рациональной бюрократии» М. Вебера [4], с рассуждениями об оптимизации труда с целью получения наибольшей выгоды, «мотивации» А. Маслоу [20], описывающая методы стимулирования работников, «эффективности организации» А.К. Гастева [6], основанная на личной эффективности каждого работника, «развития организации» А.И. Пригожина [23], отражающая проблематику организации менеджмента в учреждении культуры.

В данной работе применены такие теоретические методы исследования, как историко-сравнительный и логический метод обобщения, и практические методы синтеза и анализа данных. 

Эмпирическую базу составили:

1. материалы монографий, периодических изданий, справочной и учебной литературы, научные статьи, касающиеся проблем культурного менеджмента и в целом проблем управленческой деятельности учреждениями культуры.

2. данные социологических исследований «Востребованность нестандартных форм работы кинотеатра», «Госслужащие о культуре как о факторе эффективного управления», «Поиск инновационных способов управления вовлеченностью потребителей в пользование услугой некоммерческого кинотеатра: результаты исследования».

3. результаты авторского социологического исследования на тему: «Особенности управленческих решений и применяемых социокультурных технологий на базе СКДЦ «Художественный»», проведенного в октябре 2018 года.

Структура курсовой работы: введение, два раздела, заключение, список литературы, общий объем курсовой работы 51 страница.


1 Теоретико-методологические аспекты анализа менеджмента в сфере культуры

1.1 История становления менеджмента в сфере культуры

При написании данной главы основными задачами являются рассмотрение этапов развития и становления менеджмента в России и зарубежном, выделение основных деятелей данного научного направления и краткое описание их теорий, анализ отраслевой культурного менеджмента, как наиболее значимой в рамках данной курсовой работы.

Понятие «менеджмент» в разрезе современного научного знания сформировалось сравнительно недавно, хотя входящие в него компоненты, их значения и необходимость их рассмотрения в рамках человеческой деятельности были определены еще со времен Платона. В V в. до н. э. он одним из первых смог дать определение управлению, как особой сфере деятельности, проанализировав основные виды управления и дав характеристику управленческой деятельности. Платон в IV в. до н. э. создал первую классификацию форм государственного управления и попытался разделить полномочия органов власти.

Как область научного знания, менеджмент стал изучаться и развиваться в Америке и Европе в начале XIX в. Так, многие исследователи выделяют несколько основных этапов в развитии данной науки: первый этап начинается., полностью посвящен психологии управления с гуманистически-психологическим уклоном, где ведущий принцип – это усиление инициативы и активности людей. На четверном этапе с 1960-х гг., начинается компьютеризация системы управления, порождающая быстрый переход к пятому этапу в 1970-х гг., когда ведущим принципом становится гибкость методов, форм управления. Финальный этап в истории развития общего менеджмента имеет начало в 1980-х гг., когда управление на предприятии рассматривается в тесной связи с рынком и маркетингом [27].

Из основных деятелей, способствовавших становлению и развитию менеджмента, как области научного знания, стоит в первую очередь выделить основоположника теоретических представлений о менеджменте Ф. Тейлора [30], который подробно изучил социально-экономическую организацию предприятия и пришел к выводу, что технико-организационные нововведения не должны быть самоцелью. Ф. Тейлор также разработал и внедрил сложную систему организационных мер, которые функционируя вместе, могли повысить производительность труда. Автор данной теории также говорил о правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда. Он создал дифференциальную систему оплаты труда, когда успевающий дополнительно вознаграждается, а неуспевающий депремируется.

Следующий шаг в развитии менеджмента сделал А. Файоль [31], выделив менеджмент, как область научного знания. Он определил ряд ведущих принципов общего менеджмента в виде четкой регламентации, распределения работ и строгой дисциплины. А. Файоль развил и углубил ряд важных концепций научного управления, таких как вопрос о функциях руководства и оптимальное соотношение административных, технических и социальных способностей и знаний у лиц, работающих на крупном предприятии. В этот период времени развитие научного менеджмента в США происходило в направлении рационализации производства. В рамках данной отрасли работали Ф. Гилбрет и Г. Эмерсон. Ф. Гилбрет [7] в исследовании вопросов рационализации труда рабочих повторил в определенной степени путь, пройденный Ф. Тейлором. Г. Эмерсон [33] разработал комплексный, системный подход к организации управления. Он выделил двенадцать принципов, на основе которых происходила полная оптимизация производства, главными автор считал  точно поставленные цели и здравый смысл.

В период дефицита теоретической информации о психологических особенностях работника и способах влияние на его сознание, основателем школы человеческих отношений в управлении стал американский психолог Э. Майо. В книге Буграновой Л.А. [2] описываются основы теории Э. Мэйо о том, что производственный процесс имеет для рабочего меньшее значение, чем его социальное и психологическое положение на производстве. Отсюда автор сделал вывод, что все проблемы производства и управления должны рассматриваться с позиции человеческих отношений.

Социологический взгляд на проблему управления предприятием описал в своих работах американский социолог Р. Лайкерт. Все основные его взгляды изложил в своей книге Дж. Дункан [9]. Автор выделил у Р. Лайкерта структуру идеальной организации менеджмента на предприятии, определяя главные характеристики грамотного стиля руководства, мотивации, коммуникативных структур в организации, контроля в организации, ее целей и принятых решений.

В Российской научной истории менеджмент развивается не так активно, как за рубежом, но вначале XX в. ряд авторов получил широкую известность благодаря своим теоретическим и практическим разработкам. Известный советский ученый А.К. Гастев [6] исследовал вопросы теории и практики организации труда и сформулировал концепцию, которая получила название «трудовые установки». Практическим внедрением данной методики трудовых установок занимался Центральный институт труда, главное место в осуществлении этой методики было отведено инструктажу.

О.А. Ерманский [10] внес вклад в разработку теории социалистической рационализации, которая впоследствии, подверглась критике со стороны научного сообщества.

В середине XX в. постепенно расширялась тематика исследований организации и управленческой деятельности, а с 1957-х гг. осуществлялся переход к управлению промышленностью и строительством в соответствии с территориальным принципом через Советы народного хозяйства.

Далее историю менеджмента в России с 1965-х гг. по настоящее время многие исследователи характеризуют проведением трех реформ, которые были направлены на совершенствование системы управления – это реформа системы управления 1965-х гг., реформа системы управления 1979-х гг., и ускоренное социально-экономическое развитие с 1986-х гг. и дальнейший переход к рыночным отношениям. Так, в современной России большое значение необходимо уделять получению нового знания по искусству управления.

Вследствие постоянного пополнения теоретической базы, в менеджменте начали выделяться отраслевые данной науки, более подробно рассматривающие отдельные области человеческой деятельности. Одной из отраслевых менеджмента, которая активно развивается на протяжении последних лет, является менеджмент в сфере культуры или культурный менеджмент, суть которого состоит в создании единой системы управления, способной обеспечить развитие различных социальных институтов в культурной сфере и обогатить духовную жизнь людей за счет верного функционирования учреждений культуры.

В истории России можно выделить зачатки становления культурного менеджмента, в виде создания различных культурных учреждений, определения видов их деятельности и организации управления ими, создания министерств культуры и иных организаций по развитию и контролю над деятельностью культурных учреждений. В настоящее время, для определения и понимания основных теоретических и методологических аспектов менеджмента культуры, стоит начать с рассмотрения определения самой культуры в разрезе данного вопроса. А.А. Лысоченко [18] в своих работах под культурой понимает ненаследуемые материальные объекты, идеи и образы, созданные людьми. Автор определяет культуру, как искусственно созданную среду самореализации, воплощения творческого потенциала и удовлетворения духовных человеческих потребностей, регулирующую их социальное поведение и взаимодействие. В понятие культуры в менеджменте также входят следующие аспекты, которые выделила Е.Н. Воронова [5], а именно: степень развития личности, социально-культурная деятельность человека и результаты этой деятельности. В соответствии с этим, она выделяет ряд особенностей, связанных с созданием продуктов духовной деятельности (спектаклей, кинофильмов, концертов, книг, картин и т.д.).

Первая особенность выражается в соприкосновении всех работников учреждения и в первую очередь руководства с культурой, ценностями и нормами, которые диктуются «законодателями» в этой области. Без постоянного соприкосновения и углубленного изучения вопросов культуры, учреждение не сможет выполнить свою миссию, заключающуюся в обогащении, пополнении, сохранении и передачи духовных ценностей обществу.

Второй особенностью является характер деятельности культурного учреждения. Характер может носить коммерческий приоритет, когда целью становится получение прибыли, а может носить некоммерческий приоритет, тогда целью является достижение культурных, образовательных, творческих, научных и других общественно-полезных положений. Некоммерческие учреждения занимают ведущее место в сфере культуры. Это обусловлено тем, что заказ на культурно-просветительскую деятельность поступает со стороны государства, которое имеет важную миссию, диктует культурные нормы и принципы, которые должны быть доведены до общества, а для привлечения наибольшего числа индивидов к деятельности духовного просвещения, создаются бесплатные для посещения учреждения культуры, имеющие льготы и системы выгодных предложений, значительную часть финансирования которых берет на себя государство. Кроме того, сами цели культурного учреждения, отвечающие функциям сферы культуры в обществе (интегративной, регулирующей, трансляционной, ценностной) определяю некоммерческий характер деятельности учреждений.

Третьей особенностью является расширение компетенций самого менеджера культурной отрасти, так как данная сфера имеет широкий деятельностный круг. Менеджеру необходимо обладать большим объемом специфических менеджерских знаний, и переходить от исключительно административно-распределительной технологии управления сферой, к более широкому использованию экономических методов: к финансированию специальных культурных программ, к конкуренции за бюджетные средства, к необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, к хозяйственной самостоятельности, что радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Он должен быть практически ориентирован на деятельность учреждения, быть экономически и юридически грамотным, иметь занятия и опыт деятельности коммерческой и некоммерческой сферах.

Кроме того, Е.Н. Воронова и М.К. Кошкина [5] в своей работе выделяют ряд благоприятных условий для организации менеджмента в социально-культурной сфере, таких как реалистичная оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе; диалог с отдельными гражданами, их общественными представителями вместо авторитарного «давления» на социокультурную среду; решение досуговых проблем методом проб и ошибок, а не через разрушение и переделку сложившегося культурного окружения.

Говоря о социокультурной деятельности учреждений культуры, авторы разделили предоставляемые услуги на различные виды в соответствии с определенной классификацией: основные (которые включают в себя выполнение миссии культурного учреждения) и дополнительные услуги (реализующие второстепенные цели учреждения культуры по удовлетворению потребностей клиентов в информационном обеспечении, питании и т.д.). Многие другие деятели науки, в том числе Е.Я. Морозова [22], выделяют прямые услуги, выражающиеся в непосредственной деятельности актеров, музыкантов и других, имеющих значимость и известность среди потребителей и посреднические услуги, люди выступают посредниками при удовлетворении культурной потребности индивида, в качестве экскурсоводов, лекторов и т.д. Сами же продукты культурной деятельности в рамках теории менеджмента, современными авторами, рассматриваются как первичные и вторичные. Где первичные – это материальные или нематериальные блага, представляемые потребителю в качестве конкретного продукта в подлинном виде. А вторичные – это копии, воссозданные по мотивам первичных продуктов или некие элементы, созданные на основе первичных культурных продуктов. Разнообразие продукции сферы культуры в целом находится во взаимозависимости от задач, решаемых сферой культуры в обществе.

В связи с многозадачностью менеджеров в сфере культуры, в сочетании с множеством классификаций культурных услуг и продуктов, Н.А. Михеева [21] в своих трудах выделила основные категории механизмов менеджмента в сфере культуры, истоки которых лежат в теории общего менеджмента, но при этом они имеют собственную культурную специфику. Механизмы управления определяются как совокупность средств воздействия. Они влияют на мотивацию рабочей активности персонала, которая обуславливается выполнением работником основных профессиональных функций. В зависимости от использования организационных, властных, информационных и экономических ресурсов, механизмы управления принято разделять на организационно-административные, экономические, персонально-ориентированные, информационные.

Организационно-административные механизмы систематизируют, благодаря нормативно-правовым документам, деятельность сотрудников, полномочия и определяют должностные инструкции. Они необходимы для стабилизации работы учреждения, нормирования рабочих отношений, ознакомления с условиями работы, создания распорядка действий, дисциплинирования сотрудников. В рамках культурной сферы деятельности не все из данных механизмов менеджмента имеют весомую силу и являются обязательными к исполнению. Так как специфика функционирования культурной организации определяется работой с большим количеством творческих людей, на работоспособность которых подобные ограничители могут оказывать негативное воздействие, исходя из этого, возникает необходимость изменения подобных актов на более лояльные или же их упразднения.

Экономические механизмы направлены на поддержание ресурсообеспеченности работы той или иной организации, проведение экономических расчетов и поддержание материального стимулирования. Кроме особенностей поиска средств финансирования и некоммерческого характера деятельности культурных учреждений, существует особенность в финансовых отношениях с государством, основанная на принципах: компенсации труда, потраченного на производство товаров и услуг; распределения финансирования сферы культуры по уровням власти и участию партнеров в финансировании; стимулирования учреждения культуры к поиску внебюджетных источников доходов и развитие смешанных форм финансирования.

Персонально-ориентированные механизмы, состоящие из работы с персоналом, включающей в себя поиск новых методик и способов постановки целей, для достижения синергии между работниками и миссией культурного учреждения. Сюда автор также относит материальные и нематериальные способы стимулирования трудовой деятельности сотрудников, где в рамках культурного учреждения могут превалировать именно нематериальные стимулы. Также, происходит создание различных программ, которые начинают исполнять сотрудники, основываясь на общности интересов, на этом строится их продуктивная рабочая деятельность. Принципы работы менеджера культурного учреждения в рамках персонально-ориентированных механизмов, где за основу берутся концепции «психологического человека» наиболее часто становятся успешными и приносят хорошие результаты управленческой деятельности, это объясняется спецификой индивидуальных человеческих черт в творческом коллективе, где индивиды стремятся быть полезными и значимыми, они хотят быть включенными в общее дело и признанными как личности. Удовлетворение подобных потребностей является более важным в побуждении и мотивировании к труду, чем уровень заработной платы.

Информационные механизмы. Служат для объединения предыдущих механизмов в систему, обеспечивая взаимодействие между подсистемами учреждения через управленческие решения и каналы информирования работников. Принцип строится на фундаментальной основе максимальной открытости и честности руководства перед сотрудниками. Система этих механизмов является необходимой для гармоничного развития и функционирования культурного учреждения. Наличие механизмов из всех четырех разновидностей является достаточным для начала рабочей менеджерской деятельности, но без расширения и совершенствования знаний в этой области, дальнейшее функционирование учреждения может происходить недостаточно эффективно. Если не будет распределения полномочий – работники не смогут выполнять положенный им трудовой функционал. Если не будет компетентного и мотивированного персонала – все ресурсы и усилия не дадут ожидаемых результатов.

Таким образом, в истории развития общего менеджмента выделяются пять основных этапов, сменяющих друг друга на протяжении всего XX столетия, они являются характерными как для стран Запада, так и для России, с учетом перерыва и отставания российской науки из-за сложной военной и политической ситуации в стране. Основные разработки в рамках менеджмента, которые привели к развитию отраслевой культурного менеджмента, принадлежат: Ф. Тейлору [30], А. Файолю [31] и Р. Лайкерту [9] и А.К. Гастеву [6]. Многие современные авторы более подробно в начала XXI в. рассматривают менеджмент сферы культуры, выделяя его особенности и подчеркивая значимость применения его технологий в работе учреждения, к таким авторам относятся Е.Н. Воронова, М.К. Кошкина [5] и А.Н. Михеева [21]. Так, менеджмент в сфере культуры является многогранным и очень сложным сочетанием теоретических и прикладных знаний.

1.2 Современные социально-культурные технологии: основные характеристики и виды

В рамках данной теоретической части курсовой работы акцент поставлен на таких задачах, как рассмотрение понятия «социально-культурная технология», выделение его основных характеристик и видов с учетом особенностей их применения. В науке существует ряд отличных определений термина «технология», но в содержании каждого из них существует ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Объединяя общие признаки этих определений воедино, Т.Г. Киселева [15] рассматривала технологию, как средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в культурном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты воспитания. Для рассмотрения социокультурных технологий, используемых в работе учреждений культуры, из общего массива современных социально-культурных технологий Т.Г. Киселева выделяет в своих работах [15] следующие: культуроохранные технологии, которые представляют собой методы и техники сохранения, и изучения культурного наследия, возрождения и развития форм народных культурных традиций, организации культурно-краеведческой и просветительской работы; культуротворческие технологии, связаны с сохранением, восстановлением, изучением и расширением культурных ценностей современного общества, созданием среды для творческого и духовного обогащения индивидов; управленческие технологии, которые являются составляющей менеджмента культурных учреждений, заключаются в проявлении нетипичных черт менеджмента и свободы творческого самопроявления сотрудников культурных учреждений, в том числе, в отделе управления человеческими ресурсами; исследовательские технологии, суть которых определяется проведением срезов общественного мнения с целью выявления культурных запросов общества.

Отдельно автор выделяет в качестве основополагающих социокультурных технологий в сфере деятельности культурных учреждений проектные технологии и технологии коммуникации и общественных связей. Проективные обладают чертами: массовости социальных объектов сложной динамической структуры; не ограниченности в архитектурной, инженерной, нормативной или экономической практики, если это не является вынужденной мерой, что позволяет деятелю культурного учреждения создавать культурные проекты, не обремененные рамками повседневности; широкой доступности в плане организации культурных проектов, где могут принять участие, как специалисты, так и непрофессионалы с разными социально-демографическими характеристиками. Современные технологии коммуникации и общественных связей являются, по мнению Т.Г. Киселевой [15], универсальным инструментом во всех сферах деятельности, в том числе в культурной, они выступают информационными каналами, решая основные задачи в работе культурного учреждения и способствуя поддержанию связи учреждения культуры и членов общества.

Социально-культурные учреждения, как средства рационального использования свободного времени учувствуют в процессе социализации личности индивида, ее социального развития и образования. Направления различных форм социально-культурной деятельности имеют ориентацию на умственное развитие, закладывание мировоззренческой основы, нравственного, эстетического всестороннего развития. По направлению от учреждения культуры к обществу, Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильникова в своей работе [15] выделяют два подхода, которыми должны руководствоваться специалисты данной сферы в выборе содержания социально-культурной деятельности. Первый способ знание-ориентированный, который является необходимым для социализации личности, т



2019-07-03 220 Обсуждений (0)
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)