Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 4. Агломерации и мегалополисы



2019-07-03 944 Обсуждений (0)
Лекция 4. Агломерации и мегалополисы 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы лекции:

Причины возникновения и пути формирования агломераций

Основные свойства и особенности агломераций

Пространственная структура агломераций

Мегалополисы

Причины возникновения и пути формирования агломераций

 

«Агломерация – главная арена урбанизационных процессов, ключевая форма современного расселения. Возникновение агломераций – качественный сдвиг в расселении, новая стадия его эволюции, когда сеть поселений превращается в систему. Во всех развитых странах и в большинстве стран третьего мира в агломерациях сосредоточена преобладающая часть населения и производства. Особенно велика их доля в концентрации непроизводственной деятельности, высших форм обслуживания.

Агломерация не упраздняет город, но меняет его. В ее составе города ведут более сложную и более эффективную в социальном и экономическом отношении деятельность. Это форма функционирования современного крупного города. По роли в территориальной организации общества, характеру деятельности агломерация и крупный город сходны, различаясь лишь пространственной структурой» [1, с. 90]

В основе формирования агломераций заключена «территориальная концентрация деятельности людей». Два основных пути формирования агломераций:

а) «от города»

б) «от района».

а) формирование агломераций от города «По достижении определенного «порога» динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах развития – территории, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию. Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями. Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города, который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой – многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками» [1, с. 91].

б) формирование агломераций от района «характерно для ресурсных зон, в местах добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенной удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притягивает к себе объекты не местного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развивается наука и конструкторско-пректное дело, сосредотачиваются предприятия стройиндустрии и транспортные организации. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников. Так возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «профессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители поселка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-центром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агломерациях, развивающихся от «города». По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра различия между агломерациями описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использования территории» [1, с. 92].

 

Основные свойства и особенности агломераций

Формирование агломераций (агломерирование – Г.М.Лаппо) – «географически выборочный процесс, который развертывается там, где для него складываются благоприятные условия. Поэтому агломерацию следует рассматривать как одну из форм расселения, которое и в перспективе должно оставаться разнообразным, поскольку неоднородны интересы различных слоев населения» [1, с. 93].

Агломерации различаются:

– по «преобладающим видам деятельности»;

– «величине»;

– «степени зрелости».

Однако имеют общие фундаментальные свойства:

– «сближение городов и поселков в агломерации, высокая плотность их сети, благоприятствуют их интенсивному и эффективному взаимодействию. Агломерация предстает как ареал ближних связей, не требующих больших затрат времени и средств»;

– «взаимодополняемость (комплементарность) составляющих их элементов – центров разного профиля. Города и поселки взаимно ориентированы на оказание друг другу услуг, что также определяет высокую плотность внутриагломерационных связей»;

– агломерация усиливает «динамизм развития и функционирования»;

– «агломерация представляет собой концентрацию прогрессивных элементов производительных сил, с которыми связана разработка нового в науке, технике, культуре. Это делает ее «точкой» роста и фактором развития прилегающей территории. Все перечисленные свойства определяют роль агломераций как очага и побудителя развития, источника возникновения и распространения инноваций» [1, с. 93].

«В то же время эти свойства могут быть реализованы лишь при упорядоченном развитии, своевременном расширении возникающих конфликтов, разработке и принятии компромиссных решений. Стихийное развитие агломерации может обострить ситуацию, ухудшить состояние окружающей среды, привести к рассогласованному поведению элементов, вызвать такие негативные последствия, которые способны перечеркнуть ожидаемый положительный эффект. Это объясняется тем, что лица и структуры, участвующие в создании или изменении тех или иных элементов агломерации не имеют должного представления ни о действиях других участников, ни о последствиях собственной деятельности. Они не задумываются о том, как в результате вносимых ими изменений в хозяйство, природу, расселение изменится территория и ее организация в целом. В агломерации, как и в городе (в расселении вообще), действует закон самоорганизации. Однако нельзя ожидать, что агломерации будут жить как бы в режиме автоматического регулирования на основе этого закона. Необходимо разработать концепцию развития каждой агломерации и на ее основе создать план рационального природопользования, сбалансированного развития всех составляющих ее элементов в экологически допустимых рамках. Это – обязательное условие эффективного использования потенциала агломерации» [1, с. 94]

Пространственная структура агломераций

«Различия в доступности выступают в качестве исходного условия дифференциации, которая в дальнейшем усиливается и делается отчетливее под влиянием интенсивности связей зоны спутников с городом-центром, характера использования территории, плотности размещения объектов, уровня транспортной обслуженности и т.д.» [1, с. 94].

Пространственная структура агломераций дифференцирована и имеет «мозаичный ячеистый характер».

«Основу территориальной структуры агломерации образует ее опорный каркас, прежде всего центральный город и радиальные (расходящиеся от него) транспортные магистрали, а также основные центры. Вдоль транспортных радиусов формируются широкие у основания лучи расселения, которые сходятся на нет там, где затраты времени на регулярные ежедневные поездки в город-центр превышают целесообразные, с точки зрения населения, пределы. При развернутом многолучевом транспортном узле агломерация приобретает вид звезды» [1, с. 94].

«Очень часто наблюдается подобие каркасов центрального города и зоны спутников. Каркас указывает на направления разрастания и обеспечивает взаимодействие составляющих пригородную зону частей.

Зоны спутников (примерно кольцевые) охватывают город-центр и в развитых агломерациях делятся на пояса, различающиеся по характеру и интенсивности взаимодействия, плотности населения и густоте сети дорог и населенных пунктов.

Первый пояс образуют ближайшие спутники. Нередко они представляют собой продолжение города-центра. Здесь самая высокая плотность населения и наиболее густая сеть дорог. В поселениях ближайшего пояса велика доля жителей, работающих в центральном городе (загородников). Значителен и встречный поток маятниковых мигрантов, выезжающих из города-центра для работы в спутниках и в основном оседающих в первом поясе. В развитых агломерациях ближайшие спутники подобны периферийным района города-центра, с которыми у них тесные транспортные связи. Они сходны с периферийными районами центрального города по функциям, составу населения и характеру застройки. Привлекая к себе на работу жителей других поселений, они раздвигают границы агломерации.

Конгломеративность, свойственная многим городам, у ближайших спутников выражена особенно сильно…

Замыкающие спутники располагаются там, где центростремительные потоки маятниковой миграции из-за предельного расстояния теряют значение. В ряде проектов замыкающим спутникам отводится роль центров приоритетного развития, что должно несколько ослабить трудовые потоки, направленные к городу-центру.

В пределах развитых агломераций, представляющих собой плотные группировки городских поселений, образуются локализации повышенной плотности, получившие название агломераций второго порядка. Чаще всего они возглавляются отчетливо выраженным центром (выделяющимся размерами, развитостью функциональной структуры, центральностью). Есть и биполярные образования…

Второй пояс спутников формируются в зрелых агломерациях. Здесь ниже плотность населения и густота дорожной сети, меньше доля загородников среди работающего населения. Застроенные территории перемежаются превосходящими их по размерам обширными открытыми пространствами – сельскохозяйственными и лесными угодьями.

Периферийная, или внешняя зона, окаймляющая зону спутников, уже не связана с центральным городом ежедневными трудовыми поездками населения. Наибольшее значение имеют рекреационные связи, резко возрастающие летом. В это время агломерация отодвигает свою внешнюю границу, отмечая сезонно расширяющийся ареал, в котором замыкается недельный цикл жизнедеятельности. Агломерация предстает как пульсирующее образование с периодически перемещающимися границами.

По мере эволюции агломерации происходит последовательное, достаточно медленное, зависящее от прогресса на транспорте, сдвигание вовне границ внешней зоны. Расположенные в периферийной зоне центры в планировочных схемах получают роль ближних противовесов городу-центру. Именно на их развитии градостроители пытаются сделать акцент.

Все концентрические зоны вокруг города-центра пронизаны лучами расселения, сложившимися вдоль транспортных радиусов» [1, с. 94–97].

Определение границ агломерации – весьма сложная задача, и, как правило, она устанавливается по затратам времени, необходимого для поездки в центр.

«Изохроны – линии на карте или схемы, соединяющие точки с одновременным наступлением какого-либо явления; в данном случае (изохроны доступности) – точки с одинаковым значением затрат времени, необходимого для достижения центра.

В качестве центров моноцентрических агломераций, основываясь на отраженных в литературе экспертных оценках, принимается города с числом жителей 250 тыс. и выше.

В затраты времени входит время не только передвижения на транспорте, но и ожидания на остановках (затраты-брутто).

Семейство изохрон строится относительно центра агломерации для затрат времени 0,5; 1,0; 1,5 и 2,0 часовых изохрон, что дает возможность выявить соответсвующие зоны. Обычно в качестве границы агломерации принимается 2-часовая изохрона.

Таким образом, можно очертить территорию, на которой вероятно формирование агломераций по условиям доступности центра. Затем в пределах этой территории устанавливается наличие городских поселений – городов и поселков городского типа. Если таких спутников три и более, фиксируется наличие агломераций» [1, с. 98].

Мегалополисы

 

Процесс слияния агломераций является следующим этапом урбанизационных процессов. Подобный процесс происходит вдоль транспортных магистралей или по линейным элементам опорного каркаса и ведет к формированию мегалополисов.

«Мегалополисы – наиболее высокоурбанизированные пространственные структуры полосовидной конфигурации, возникающие путем срастания близко расположенных крупнейших городских агломераций» [2, с. 132].

Таблица 1.1

Крупнейшие агломерации мира в 2013 году

 

  Название Страна Численность (чел.) населения
1. Токио Япония 34 800 000
2 Гуанчжо́у Китай 31 700 000
3. Шанхай Китай 28 900 000
4. Джакарта Индонезия 26400 000
5. Сеул Южная Корея 25800 000
6. Дели Индия 24 000 000
7. Мехико Мексика 23 800 000
8. Карачи Пакистан 22 700 000
9. Манила Филиппины 22 200 000
10. Нью-Йорк США 21 600 000
11. Сан-Паулу Бразилия 21 500 000
12. Бомбей Индия 21 400 000
13. Пекин Китай 19 300 000
14. Лос-Анджелес США 17200 000
15. Осака Япония 16 800 000
16. Москва Россия 16 500 000
17. Дакка Бангладеш 16 300 000
18. Каир Египет 16 100 000
19. Калькутта Индия 16 000 000
20. Лондон Великобритания 15 500 000

 

Источник: сайт по населению городов http://citypopulation.de/world/­Agglomerations.html


Таблица 1.2

Города Российской Федерации с численностью постоянного населения
1 млн человек и более

 

№ п/п Города Субъект РФ, в состав которого входит город Численность (чел.) на 01.01.2013
1 г. Москва г. Москва 11 979 529
2 г. Санкт-Петербург г. Санкт-Петербург 5 028 000
3 г. Новосибирск Новосибирская область 1 523 801
4 г. Екатеринбург Свердловская область 1 396 074
5 г. Нижний Новгород Нижегородская область 1 259 921
6 г. Казань Республика Татарстан 1 176 187
7 г. Самара Самарская область 1 171 598
8 г. Омск Омская область 1 160 670
9 г. Челябинск Челябинская область 1 156 201
10 г. Ростов-на-Дону Ростовская область 1 103 733
11 г. Уфа Республика Башкортостан 1 077 719
12 г. Волгоград Волгоградская область 1 018 790
13 г. Красноярск Красноярский край 1 016 385
14 г. Пермь Пермский край 1 013 887
15 г. Воронеж Воронежская область 1 003 638

 

Источник: www.gks.ru – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ


Таблица 1.3

Города Российской Федерации с численностью постоянного населения

 от 500 тыс. до 1 млн человек

 

№ п/п

Города

Субъект РФ, в состав которого входит город

Численность (чел.)

на 01.01.2013

1.

г. Саратов

Саратовская область

839 755

2.

г. Краснодар

Краснодарский край

784 048

3.

г. Тольятти

Самарская область

719 149

4.

г. Тюмень

Тюменская область

634 171

5.

г. Ижевск

Удмуртская Республика

632 913

6.

г. Барнаул

Алтайский край

629 681

7.

г. Ульяновск

Ульяновская область

615 306

8.

г. Иркутск

Иркутская область

606 137

9.

г. Владивосток

Приморский край

600 378

10.

г. Ярославль

Ярославская область

599 169

11.

г. Хабаровск

Хабаровский край

593 636

12.

г. Махачкала

Республика Дагестан

576 194

13.

г. Оренбург

Оренбургская область

556 127

14.

г. Новокузнецк

Кемеровская область

549 182

15.

г. Томск

Томская область

547 989

16.

г. Кемерово

Кемеровская область

540 095

17.

г. Рязань

Рязанская область

527 905

18.

г. Астрахань

Астраханская область

527 345

19.

г. Пенза

Пензенская область

519 900

20.

г. Набережные Челны

Республика Татарстан

519 025

21.

г. Липецк

Липецкая область

509 098

Источник: www.gks.ru – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ


Вопросы для повторения и обсуждения:

Что общего и в чем разница терминов «город», «агломерация», «мегалополис».

Приведите примеры крупных городов, агломераций и мегалополисов, при ответе используйте карту мира.

Задания для СРС:

1. Нанесите на контурную карту города РФ с численностью населения от 500000 до 1 млн и свыше 1 млн, используя пунсоны разного типа для каждой из 2 указанных групп городов.

Нанесите на контурную карту крупнейшие агломерации мира.

 

2. Работа в группах (2–3 человека): подберите по одному примеру формирования агломераций по пути «от города» и «от района», дайте пояснения, работу выполните в форме презентации (6–8 слайдов), используйте для выполнения работы расширенный список источников, включая аннотированный список интернет-ресурсов.

Литература для подготовки студентов:

Глазычев В.Л. Город без границ / В.Л. Глазычев. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2011. – (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). – 400 с. – URL: http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=9341&search_query=

Лаппо Г.М. География городов: учеб. пособие для геогр. ф-тов вузов / Г.М. Лаппо. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 480 с.

Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник / отв. ред. А.П. Горкин. – Смоленск: Ойкумена, 2013. – 328 с.

Перцик Е.Н. Геоурбанистика: учебник для студ. высш. учебн. заведений / Е.Н. Перцик. – М.: Академия, 2009. – 432 с.

 

Литературные источники лекции

Лаппо Г.М. География городов: учеб. пособие для геогр. ф-тов вузов / Г.М. Лаппо. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 480 с.

Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Л. Пивоваров. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 232 с.

 




2019-07-03 944 Обсуждений (0)
Лекция 4. Агломерации и мегалополисы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 4. Агломерации и мегалополисы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (944)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)