Лекция 5. Опорный каркас расселения
Вопросы лекции Опорный каркас расселения – сущность и подходы к определению Узловые и линейные элементы опорного каркаса Формирование опорного каркаса расселения Опорный каркас расселения – сущность и подходы к определению
Опорный каркас расселения – «сочетание крупных центров, фокусов экономической, политической и культурной жизни страны (региона) и соединяющих их магистралей» (по Г.М. Лаппо) Н.Н. Баранский «С экономико-географической точки зрения, города плюс дорожная сеть – это каркас, это остов, на котором держится, остов, который формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию» [2, с. 156]. «Термин «опорный каркас расселения» (ОК), выражающий иерархически построенную совокупность центров разного уровня, введен Б.С. Хоревым, который определил его как важную составную часть предложенной им концепции единой системы расселения» [3; 1, с. 114]. «ОК – сердцевина территориальной структуры хозяйства, ее наиболее устойчивая и в то же время динамично развивающаяся часть. Это совокупность наиболее динамичных и прогрессивных звеньев расселения и одновременно фактор, определяющий дальнейшие перемены и в расселении в целом. ОК – генерализованный, свободный от деталей, географический образ страны или региона, выражающий основные черты их территориальной организации. Узлы и линии ОК создают вершины и хребты экономического рельефа территории. Так, рисунком ОК подчеркивается периметральное размещение хозяйства и городов в Австралии... ОК страны или региона – это их лаконичный географический портрет. В концепции ОК заложено важное с точки зрения нашей науки свойство географической генерализации» [1, с. 114].
Узловые и линейные элементы опорного каркаса «Узлы ОК – города и агломерации. На глобальном уровне узлы представлены крупнейшими городами, на уровне страны – всеми большими. На уровне региональном к ним присоединяются и средние, на уровне мезорайона (республики, края, области) – всеми городами и крупными поселками городского типа. Формирование агломерации увеличивает скрепляющую силу узлов. Узлы ОК выполняют многообразную рольи в территориальной организации общества, в частности в территориальной структуре хозяйства» [1, с. 114–115]. Г.М. Лаппо определяет 3 основные функции узлов ОК: 1) районообразующая и районоорганизующая. Узлы «являются важнейшими факторами социально-экономического развития окружающего района, оказывающими определяющее влияние на формирование в нем систем расселения, транспортной сети, территориально-рекреационных систем. Узлы ОК дают ориентир развитию территориальной структуры подшефных районов, разносторонне их обслуживают, выступая в качестве региональных столиц»; 2) роль факторов взаимодействия. «Будучи фокусами внутрирайонных связей, узлы собирают и перерабатывают поступающую к ним разнообразную продукцию – сырьё, топливо, полуфабрикаты, узлы и детали. Занимая высшие ступени в производственной иерархии, они выпускают более сложную продукцию, работают как транспортно-формирующие и транспортно-распределительные узлы, включая свои районы в межрайонные хозяйственные связи. От узлов ОК во многом зависит рационализация межрайонного взаимодействия. Подобную же роль выполняют узлы ОК и в сферах науки, культуры, искусства»; 3) освоенческая роль. «Узлы ОК организуют освоение территории, создают ему разнообразное обеспечение: информационное, организационное, проектное, строительное, транспортное, кадровое и т.д.» «Линейные элементы ОК составляют магистрали и полимагистрали. Магистрали – линии того или иного вида транспорта (общего или специализированного), имеющие высокий технический уровень и большую провозоспособность. На них концентрируются перевозки грузов и пассажиров, благодаря чему магистрали выполняют основную часть работы в межрайонном обмене. Магистрализация – мощное средство сближения районов и центров, способ экономического сжатия пространства... Полимагистрали возникают в результате следования общей трассой нескольких видов транспорта. Это приводит к еще большей (по сравнению с магистралями) концентрации связей на основных направлениях, образованию транспортных коридоров, что дает большие преимущества при строительстве транспортных систем и во время их эксплуатации... Полимагистрализация – особая форма линейной концентрации» [1, с. 115–116].
Формирование опорного каркаса расселения «Формирование опорного каркаса – это генерализованное выражение географического хода урбанизации, проявления центростремительных и линейностремительных тенденций в расселении. ОК – результат, возникающий на стадии высокой территориальной концентрации. Его формирование проходит в 3 основные стадии: 1) центровая («точечная») концентрация – нарастание числа и увеличение размеров крупных городов; 2) агломерирование, когда крупный город, становясь ядром агломерации, формирует вокруг себя плеяду спутников. 3) Регионализация, при которой высокого уровня достигает имплозия – экономическое сближение взаимодействующих центров, на основе совершенствования транспорта» [1, с. 117–118]. Вопросы для повторения и обсуждения: Свойства и особенности опорного каркаса. Функции, выполняемые узлами каркаса. Объекты, выступающие в качество узлов и в качестве линейных элементов. Причины и пути возникновения полимагистрали. Факторы, влияющие на рисунок опорного каркаса. Задания для СРС: Подготовьте реферат на тему «Опорный каркас расселения (на примере…)», выбрав качестве объекта изучения одно из государств. Нанесите на контурную карту мира глобальные города. Подготовьтесь к работе на семинаре, используя картографический материал. Литература для подготовки студентов:
Лаппо Г.М. География городов: учеб. пособие для геогр.ф-тов вузов / Г.М. Лаппо. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 480 с. Перцик Е.Н. Геоурбанистика: учебник для студ. высш. учебн. заведений / Е.Н. Перцик. – М.: Академия, 2009. – 432 с. Литературные источники лекции: Лаппо Г.М. География городов: учеб. пособие для геогр.ф-тов вузов / Г.М. Лаппо. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 480 с. Баранский Н.Н. Об экономико-географическом изучении города / Н.Н. Баранский // Экономическая география. Экономическая картография. – М., 1956. –С. 156. Хорев Б.С. Проблемы городов / Б.С. Хорев. – М., 1971.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1694)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |