Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и приемы, направленные на формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе рисования пейзажей



2019-07-03 276 Обсуждений (0)
Методы и приемы, направленные на формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе рисования пейзажей 0.00 из 5.00 0 оценок




Под методами ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства мы будем понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей. Необходимо сразу отметить, что избранные методы должны опираться на традиционные – наглядные словесные и практические методы и соответствовать характеру познавательной деятельности. Поэтому мы будем говорить об использовании комплексной системы методов.

Наглядные методы.

1. Обследование – целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие картины, скульптуры, предметов народного искусства зрительным или осязательно-двигательным и путем.

Структура обследования:

•  целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак (эстетическое восприятие);

• аналитическое восприятие образа или образов, т.е. последовательное выделение особенностей, деталей, колорита и средств изобразительной выразительности;

• целостное эмоциональное восприятие, объединяющее возникающее представление в целостный образ.

2. Наблюдение – формирует яркое представление об окружающем мире и способствует перенести опыт восприятия предметов окружающего мира на их восприятие в произведении искусства.

Словесные методы.

Как мы говорили выше, большое значение в восприятии произведений искусства имеет предварительная работа, связанная и с наблюдением и чтением литературных произведений, стихотворений, проведением дидактических игр на расширение представлений об окружающем мире природы, предметов, людей. Ведется глубокая работа по обогащению словаря.

«Ассоциативная зарисовка» это устный рассказ – миниатюра образа действительности, возникшего настроения, впечатления, чувств. Своеобразие и отличие ассоциативных зарисовок от обычных рассказов в том, что они являются ярким эмоциональным выбросом впечатлений, чувств и эмоций. Это образ, который возник в ассоциациях во время творческого побуждения, этюд, который может быть передан речевыми средствами выразительности. Тематикой таких зарисовок могут быть образы природы, животных, человека, настроения.

Восприятие произведений живописи требует от дошкольников умения не только пользоваться определенным изобразительным словарем, но и логично высказывать свои впечатления о картине. Ведущим методом в работе с произведением является вопрос. Вопросы могут быть конкретные, проблемные, предполагающие рассуждение, контекстные (выводящие на самостоятельные умозаключения), нарастающие.

Основным приемом развития монологической речи в предварительной работе является рассказ. Рассказ может применяться на фронтальных занятиях как метод и как прием в различных формах индивидуальной работы.

Большие возможности в восприятии произведения дает художественное слово – яркие литературные и стихотворные фрагменты, помогающие более точно и красочно описать увиденное на картине.

Широко применяется искусствоведческий рассказ педагога, который является образцом рассказа по картине и содержит занимательные сведения о картине, ее содержании, о художнике. Перечислим основные составляющие искусствоведческого рассказа:

• включение мотивации (интереса) (занимательный факт, проблемный вопрос);

• сообщение сведений о художнике;

• нахождение композиционного центра;

• выделение средств художественной выразительности;

• установление связи между деталями и главным, объединение деталей в целое;

• название картины;

• занимательный факт о судьбе картины, художнике.

Помимо формирования навыка «чтения» картины искусствоведческий рассказ помогает закрепить в сознании детей такие понятия как «тема», «художественный образ», «средства выразительности», формирует связную речь. Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к произведению, которое характеризовалось бы развернутостью, эмоциональными ассоциациями можно использовать рассказ-образец личного отношения педагога к понравившейся картине.

Рассказ имеет определенную структуру, его содержание эмоционально окрашено, богато интонациями. Структура рассказа имеет следующие компоненты:

• назвать автора картины и ее название

• рассказ о содержании произведения, какими средствами передано настроение, главная мысль (уточнить детали, краски, композицию);

• рассказ о собственных чувствах и настроении, которое вызывает картина. Можно использовать художественное слово, музыкальные фрагменты.

Все вышеперечисленные словесные методы и приемы являются предшествующими методами для организации «Занятий – бесед» по произведениям искусства. Данные занятия строятся на предварительной работе и выводят детей на умения увидеть в картине и рассказать о главной идее, характеризуя детали, средства выразительности, высказывая собственное мнение.

Характеризуя практические методы ознакомления с произведениями изобразительного искусств, мы будем опираться на игру и игровые приемы, которые назовем активными методами.

Одним из таких методов является метод вхождения в картину. Применение вхождения в картину тесно связано с игрой и творческой фантазией, с установкой на развернутое и выразительное рассказывание. Разберем этот метод на примере рассматривания натюрморта И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Педагог предлагает детям всмотреться в картину и разыскать среди «мертвой натуры» (сорванных цветов, фруктов) найти живой объект, тем самым сразу решая несколько задач: закрепление знаний о жанре натюрморт и включение в самостоятельное обследование-рассматривание картины. После того, как дети найдут маленькую муху на лимоне, педагог предлагает каждому ребенку поочередно вместе с мушкой попутешествовать по изображенным объектам, задавая вопросы о форме, фактуре, ощущениях (даже вкусовых). Перемещаясь мысленно с объекта на объект, дети ощущают аромат и свежесть только что сорванных пионов, сладкого винограда и персиков, кислого лимона. В процессе беседы дети рассказывают, при помощи каких средств выразительности передается вкус и фактура (мягкая шерстка персика, холодная бугристость лимона, сочная желтая серединка персика, роса на лепестках пионов). Педагог дает понять, несмотря на то, что этот натюрморт написан уже более ста лет назад и давно уже нет в живых художника, но переданная им живописными средствами выразительности свежесть фруктов и цветов передается нам.

Цвет, в живописи является одним из средств выражения чувств и настроения. Понимание взаимосвязи цвета, настроения и содержания помогает ребенку осознанно воспринимать произведение, что углубляет чувства детей. С этой целью, можно ввести дидактическую игру – «Цепочки». Суть данной игры заключается в том, что ребенок учиться выбирать из множества картин с пейзажной живописью только те, которые соответствуют настроению музыкального фрагмента или поэтического слова.

Музыкальное сопровождение является одним из приемов, помогающих сделать процесс восприятия произведения более эмоциональным. Музыка должна соответствовать настроению, а поэтические строки усиливать восприятие. Эти же дидактические задачи, но при закреплении знаний о сюжетной картине, поможет решить игра «Найди ошибку». Воспитатель, показывая картину, читает поэтический фрагмент или включает музыкальный фрагмент с противоположным настроением. Ребенок должен объяснить несоответствие, используя речевые средства выразительности и строя логическую цепочку доказательств.

Практика показывает, что игра является наиболее универсальной и перспективной формой проведения с дошкольниками при условии приоритета задач эстетического развития, объединяющих процесс восприятия ребенком произведений искусства с его последующей продуктивной творческой деятельностью. Рассмотрим несколько дидактических игр, которые можно проводить и как самостоятельное занятие и как форму свободной творческой деятельности детей и как индивидуальную работу с малоактивными детьми.

Картинная галерея. Выбирается несколько детей. Двоим, предлагается оформить выставку картин (по теме, по жанру) и разместить их на стенах как в картинной галерее. Четверым предлагается быть экскурсоводами в галерее. Им надо выбрать по одной картине (по желанию) и приготовить рассказ по картине для посетителей галереи. Остальные дети – посетители галереи. Они слушают рассказы экскурсоводов, задают вопросы и все вместе выбирают «Лучшего экскурсовода», «Лучшего оформителя» и вручают им значки.

Художественный салон. Выбираются продавцы картин в салоне. Они оформляют витрины салона и предлагают детям купить понравившиеся картины. Покупатель должен полно и обстоятельно рассказать про выбранную картину и высказать личное отношение к произведению. Купивший большее количество картин становится «продавцом».

Невидимка. Данная игра используется в процессе изучения портретной живописи. Воспитатель закрывает портрет таким образом, что б оставить только глаза или руки. Дети угадывают, кому принадлежат глаза – ребенку, пожилому или молодому человеку. Таким же образом дети учатся распознавать возраст изображенного на портрете по рукам или еще по какой-то определенной детали. Использование такого приема, помогает установить взаимосвязь деталей и целого, активизирует речь и обогащает словарь эпитетами, сравнениями и прилагательными.

Игры на развитие эмоций. Суть игр заключается в вызове у детей определенных эмоциональных состояний, адекватных состоянию изображенного образа. С этой целью можно использовать игры с использованием пиктограмм. Пиктограммы – символы различных эмоциональных состояний человека. Подробно представлены подобные игры в пособии В. М. Минаевой «Игры на развитие эмоций дошкольников». Научившись «считывать» настроение, эмоциональные состояния, ребенок лучше понимает главную мысль художника, которую он передал в портрете.

Использование данных методов, приемов и дидактических игр способствует более глубокому восприятию и осмыслению произведений изобразительного искусства.



2019-07-03 276 Обсуждений (0)
Методы и приемы, направленные на формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе рисования пейзажей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и приемы, направленные на формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе рисования пейзажей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)