Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие художественно-изобразительных умений детей среднего дошкольного возраста посредством рисования пейзажей



2019-07-03 583 Обсуждений (0)
Развитие художественно-изобразительных умений детей среднего дошкольного возраста посредством рисования пейзажей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

По содержанию замысла детский рисунок очень рано, примерно с двух лет, является сюжетным, но по объективным признакам он долгое время не становится таковым. Предметный рукотворный мир, мир природы (животные, растения) не существуют изолированно, они связаны в реальности, они связаны с человеком, человек взаимосвязан с другими людьми. Как только ребенок начинает устанавливать эти связи, это находит отражение в моделирующих типах деятельности (в первую очередь игре, изодеятельности). Поэтому содержание детского рисунка почти всегда сюжетно. Однако изображение не сразу становится сюжетным [2].

При построении сюжетного образа всегда выделяется композиционный центр, то главное, что определяет содержание образа. Дошкольнику доступны некоторые приемы изображения главного: тех предметов и персонажей, которые выражают содержание данной темы и выделяются в общей композиции или величиной, или цветом, формой, или расположением на листе (в центре). Без передачи главного трудно понять содержание рисунка.

При овладении композицией сюжетного рисунка важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавая отношения по величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз, деталей.

Трудности, которые ребенок испытывает в художественной деятельности Е. А. Флерина мягко назвала «слабостями» детского рисунка. Она заметила, что малыш лист бумаги воспринимает только как горизонтальную плоскость и «раскладывает» предметы – изображения, как на столе. Затем он рисует линией землю. На полосе – линии, изображающей землю, он ставит предметы в ряд. Е. А. Флерина назвала это «фризовым» построением рисунка. Иногда ребенок рисует два фриза, две полоски - линии земли, если изображение не умещается на одной линии. Представляя себя участником изображаемых событий, дошкольник иногда смотрит на рисунок как бы изнутри и рисует предметы, которые далеко от него более мелко внизу листа. Е. А. Флерина назвала эту особенность «обратной перспективой» [5].

Позднее в возрасте с четырех до шести лет дети чаще всего изображают пространство земли и неба в виде узких полосок внизу и вверху листа (Л. А. Раева). Одна из причин «слабостей» детского сюжетного рисунка – в малом жизненном опыте детей, несовершенстве их знаний об окружающем мире, слабости восприятия, неумении распределить внимание, охватить взглядом широкое пространство и обобщить в единое целое во всех связях и отношениях детали расстилающегося перед ними пейзажа.

Другая причина – трудности изображения пространственных отношений в рисунке. Ребенок должен понять, что нижняя часть листа может изображать горизонтальную плоскость пространства (земля, пол), а верхняя часть – вертикальную плоскость (небо, стены). Линия, разъединяющая плоскости неба и земли, – линия горизонта. Композиция рисунка может быть двухплановой и многоплановой. Это сложно для дошкольника. Сказываются на изображении и слабости зрительного контроля в процессе изображения. Известной слабостью детского рисунка является и искажение при передаче относительной величины предметов (цветок выше дома, человек выше большого дерева).

Причины здесь те же самые: слабость аналитико – синтетического восприятия, умения сравнивать, сопоставлять предметы по признакам величины. У детей нет искаженного представления о величине предметов, но представления об их соотношениях нечетки. В исследованиях по проблеме сенсорного воспитания (под руководством Л. А. Венгера) показаны возможности специального формирования у детей способности зрительной оценки пропорций, после чего дети переносят это умение в рисование. Однако эта работа должна быть специальной, с применением моделей, демонстрирующих отношения, обучающих сравнению размеров между собой и оценке пропорций.

В деятельности дошкольников кроме слабостей восприятия сказывается и несовершенство зрительного контроля в процессе рисования, неумение распределить внимание, видеть изображаемый предмет расчленено и одновременно целостно.

Учитывая все сложности выполнения сюжетного рисунка ребенком, понимая их причины, можно помочь дошкольнику преодолеть многие трудности. Однако следует при этом помнить о его возможностях и мере необходимости в обучении грамотному рисунку [5].

Умело руководя процессом развития детского художественного творчества, учитывая возможности и интересы каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно-эмоциональную сферу, педагог может добиться высоких результатов в развитии художественно-изобразительных умений.

Для работы по проблеме введения пейзажной живописи, как педагогического средства, существует определенный объем знаний, умений и навыков, предусматриваемый основными программами. Нами были изучены следующие программы:

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина, 3. А. Михайлова и др. – С-Пб.: Детство-пресс, 2000.

Средний дошкольный возраст.

· развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;

· способствовать пониманию различных положительных и отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, проявляемых не только близкими, но и окружающими ребенка людьми, умению соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая к ним свое отношение;

· подводить детей к пониманию того, что пейзажная живопись отражает окружающий мир, и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать внимание детей на то, что пейзаж окружает нас всюду, он доставляет людям радость и удовольствие. К нему следует бережно относиться;

· знакомить детей с разными видами пейзажа, представления о которых у них углубляются и расширяются;

· учить видеть особенности и отличительные черты пейзажа и его видов;

· дети знакомятся с художественной профессией пейзажиста, с индивидуальной манерой некоторых пейзажистов;

· через художественные образы, обращенные в чувства и к сердцу, дети приобретают ориентацию в общечеловеческих ценностях;

· продолжать развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия «насмотренности» подлинно художественных произведений пейзажной живописи, умение высказывать доказательные суждения и оценки увиденного, включать познанное – через искусство и ознакомление с окружающим – в собственную эстетическую и художественную деятельность.

Программа «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

Средняя группа.

· Учить выделять, называть, группировать произведения живописи по видам и жанрам;

· Учить выделять и использовать в своей изобразительной деятельности средства выразительности пейзажной живописи;

· Познакомить с произведениями пейзажной живописи следующих авторов: Шишкин И., Левитан И., Серов В., Грабарь И., Кончаловский П., Васильев И.

· Познакомить с изображением родной природы в картинах художников;

· Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к пейзажной живописи;

· Формировать умение соотносить художественный образ и средства его выразительности в пейзаже;

· Подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности;

· Расширять представления о творческой профессии пейзажиста и ее значении и особенностях.

Проведя анализ содержания программ «Детство» и «От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой можно сделать следующий вывод: данными программами предусматривается приблизительно одинаковый объем знаний, умений и навыков по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с пейзажной живописи. Этот объем заключатся в следующем: познакомить с произведениями пейзажной живописи, их авторами, индивидуальной манерой авторов, развивать эмоциональный отклик на произведения, умение выразить свое отношение к произведению через речь, или через художественную деятельность, формировать нравственно-эстетические ценности средствами пейзажного искусства. Это подтверждает то, что пейзажная живопись является активным средством воздействия на педагогический процесс формирования всесторонне развитой личности.

Данными программами предусматривается разный перечень художественных произведений пейзажной живописи. Наиболее полный и разнообразный по содержанию предлагается программой «Детство» (см. прил. А).

Таким образом, подбор художественный произведений в жанре пейзажной живописи по программе «Детство» отличается разнообразием имен русских художников, работавших в разные исторические периоды, имеющих разную творческую манеру.

Практика показывает; от подбора произведений зависит успех художественного воспитания детей, введения их в мир большого искусства. Проявляя творчество, воспитатель будет совершенствовать методику отбора произведений искусства, с помощью которых он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения.

Основными методами, которые педагог использует для развития эстетического восприятия и детского творчества, являются: наблюдение и обследование объектов природы; рассматривание соответствующих иллюстраций и картин о природе; показ некоторых приемов изображения; анализ рисунков [12].

Ведущее значение имеют наглядные методы, так как они соответствуют специфики изобразительно художественной деятельности как форме наглядно-образного отражения окружающего мира. Предпочтение отдается наблюдению и обследованию.

Обследование – целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изобразить.

Наблюдение–один из ведущих наглядных методов обучения. В процессе наблюдения формируется представление ребенка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для последующего изображения.

С детьми средней группы наблюдения может быть длительным. Необходимо выделить несколько признаков: цвет, форму, строение.

Рассматривание картин. Используется после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование — «Кто больше увидит на картинке?», побуждая его к наблюдательности и высказываниям.

В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.

Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, – о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.

Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз.

Беседа.Наряду с наглядным методом обучения изобразительной деятельности используется словесные методы. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.

Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа).

Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений. В других случаях, когда у детей развито умение рассматривать картины и воспитан интерес к ним, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщает их ответы.

Детей четырех лет еще нельзя знакомить с каким-либо приемом рисования на основе картины. Она здесь служит лишь средством оживления детских представлений о том или ином предмете. По содержанию используемые в средней группе картины, конечно, разнообразнее, чем в младшей группе, поскольку богаче сама тематика рисунков: кроме изображения отдельных предметов, здесь есть и несложные сюжетные сцены, соответствующие, заданиям сюжетного рисования.

Показ приемов рисования продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предмета, понятие о ритме, узоре.

Поощряется самостоятельное рассматривание детьми произведений искусства в детском саду и вне его. Воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей о виденном.

Педагогический процесс приобщения дошкольников к искусству осуществляется постепенно, при этом учитывается своеобразие восприятия детей дошкольного возраста: вначале целостное, нерасчлененное, затем происходит этап осознанного анализа и вторичное целостное восприятие, теперь уже на основе синтеза. Г. Г. Григорьева выделила следующие задачи, обучения дошкольников пейзажному рисунку [5]:

1. формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции;

2. развивать у ребят стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности);

3. формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи;

4. развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения;

5. обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:

а) приемам создания простейших композиций (расположению изображений на плоскости листа);

б) учить изображать в рисунке главное, то есть те предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшие группы);

в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы);

г) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но, в основном в старших группах);

6. обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка;

7. развивать у ребят понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения;

8. побуждать детей к самостоятельности (творчеству) в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности: композиции, колорита;

9. учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, т.е. формировать способность художественного творческого восприятия рисунков.

Исходя из вышеизложенного материала следует отметить, что детей четырех лет еще нельзя знакомить с каким-либо приемом рисования на основе картины. Она здесь служит лишь средством оживления детских представлений о том или ином предмете. На этапе рисования воспитатель обговаривает замысел будущего рисунка. Вместе с детьми определить содержание изображения (что будут рисовать), способы изображения (как?) и определение места расположения на листе (где?) вспоминает, что дошкольники будут делать. Целесообразен так, же показ новых техник и приемов.



2019-07-03 583 Обсуждений (0)
Развитие художественно-изобразительных умений детей среднего дошкольного возраста посредством рисования пейзажей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие художественно-изобразительных умений детей среднего дошкольного возраста посредством рисования пейзажей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (583)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)