Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности ознакомления детей среднего дошкольного возраста с произведениями живописи



2019-07-03 569 Обсуждений (0)
Особенности ознакомления детей среднего дошкольного возраста с произведениями живописи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно-активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении разнообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой «накладывание» имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдений, тем глубже восприятие произведений искусства.

Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту оценку свое содержание, свой человеческий смысл, т.е. связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить глаз ребенка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства, – это не простая и многотрудная задача. Смотреть и видеть – не одно и то же.

Воспитать глаз эстетически – значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться такими открытиями, удерживать их памяти, проникаться восторгом и радостью перед «музыкой» и певучей гармонией природы.

В средней группе дети впервые знакомятся с пейзажем как жанром живописи.Н. А. Курочкина выделяет следующие задачи по ознакомлению с пейзажной живописью [19]:

· развивать у детей интерес к пейзажной живописи, желание ее внимательно рассматривать, ее красоту, получать радость от встречи с ней, осмысливать свое отношение к воспринимаемому пейзажу;

· подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение реальной жизни природы, изображая которую, художник выражает личные чувства и переживания. При этом он использует особый язык - средства выразительности живописи;

· познакомить с цветом (колоритом) как средством передачи времени года, состояния природы, погоды, настроения; рисунком, передающим характерные особенности формы, величины объектов природы; композицией – построением картины, выбором формата полотна в зависимости от содержания изображаемого, построением планов (близко-далеко), выделением главного; сочетанием цветов (на светлом-темным, на темном-светлым). Обучить сопоставлять настроение пейзажа с настроением, выраженным в других искусствах – музыке, поэзии, танце;

· на доступном для детей уровне дать представление о пейзаже как особом жанре живописи и о некоторых его видах: первозданном природном пейзаже с ярко выраженным сезоном и измененном человеком - городском и сельском; о некоторых средствах выразительности пейзажной живописи;

· обогатить словарь детей сенсорными, эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами, которые ребята смогут использовать в своих оценках и суждениях о произведении. Употребление ребенком образной речи является показателем некоторой эстетической зрелости. Чтобы использовать в речи образ, его надо почувствовать, а чтобы почувствовать, нужно в определенной мере осмыслить (О. И. Никифорова, М. Н. Семенова, Н. М. Зубарева).

В возрасте 4-5 лет собственная изобразительная деятельность детей опережает художественное восприятие картин. Дети старшего возраста продолжают знакомиться с живописным пейзажем и его видами, формируется эмоционально-целостный опыт отношения к природе и ее изображению в художественных картинах.

Продолжаем учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту, ощущать гордость за землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и композиторы; видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать ее звуки, запахи, формы.

Развивать воображение и ассоциативное мышление ребенка, эмоциональную, чувственную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства, способствовать к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим.

При организации процесса художественного восприятия важна установка на заинтересованное рассматривание произведения искусства. психологическая установка на восприятие должна способствовать переживанию и пониманию художественного образа, формированию у дошкольников целостных представлений о произведении, в котором средства выражения – цвет, линия, пятно, объем, пространство – как элементы художественной формы тесно связаны и подчинены содержанию.

Организованное художественное восприятие произведений искусства исключает пассивное, незаинтересованное созерцание. Усилению состояния переживания образной формы произведения будет способствовать показ контрастных по настроению и манере исполнения работ одного или разных художников. Восприятие будет более глубоким, если органично сольется с игровыми действиями дошкольников.

Ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства, его нужно многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение. В течение каждого года до подготовительного дошкольного возраста, дети осваивают на доступном им уровне способы изобразительной, конструктивной, декоративной деятельности и постепенно приобретают первичные навыки работы с гуашью, акварелью, углем, пластилином, тушью, восковыми мелками, пастелью. По своей большой сути кто-то большой «график», кто-то «живописец», кто-то «скульптор», а кто-то «архитектор». Безусловно, выразит себя наиболее адекватно в предпочтительной технике исполнения.

Пейзажная картина – это сложное произведение, для понимания которого необходимо устанавливать многообразные пространственные, временные и причинно-следственные связи, поэтому она доступна для восприятия детей лишь с 4-го года жизни.

Успех художественного развития малышей во многом зависит от созданных взрослыми педагогических условий, руководство процессом эстетического и художественного восприятия, а также от правильного отбора конкретных произведений изобразительного искусства для детей определенного возраста.

Поэтому, отбирая произведения пейзажной живописи, надо руководствоваться следующими принципами:

· произведения должны быть высокохудожественными как по содержанию, так и по форме выражения, т.е. «согреты теплотою чувств и ознаменованы большею или меньшею степенью истинного таланта». Глубокое содержание должно сочетаться в них с совершенством формы;

· художественные образы картин должны быть понятны детям 4-7 лет, соответствовать особенностям их художественного восприятия, опыта и интересов, оказывать эмоциональное воздействие, вызывать живой отклик, ассоциации и интерес;

· картины должны быть разнообразны как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. По колористическому решению отбираются картины, выполненные художником в теплой и холодной цветовой гамме;

· имеет значение и композиционное решение. Для рассматривания с детьми отбирают картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамічно;

· при подборе картин о природе следует учитывать принцип сезонности (прежде чем рассматривать то или иное сезонное, временное или погодное явление, изображенное художником, следует дать детям возможность пронаблюдать его в жизни, а затем обратить их внимание на то, как художник передал это в своей картине);

· важен принцип краеведения, сначала следует познакомить детей с пейзажами, отражающими красоту родного края, а затем и с теми ландшафтами, о которых они уже имеют определенное представления, почерпнутые из литературы, телевидения, кино, иллюстраций, из посещения музея и художественных галерей, выставок.

Ознакомление детей с картинами, сходными по своему содержанию, но выполненными разными художниками, влияет на становление у дошкольников личностного эмоционально-оценочного отношения к воспринимаемому произведению, на формирование эстетического вкуса.

И, конечно же, при подборе пейзажных картин следует учитывать возраст детей их умения и навыки. Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного восприятия детей, введение их в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется дошкольник, что откроет перед его взором, чему удивится и чем восхитится он – все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира.

 

 



2019-07-03 569 Обсуждений (0)
Особенности ознакомления детей среднего дошкольного возраста с произведениями живописи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности ознакомления детей среднего дошкольного возраста с произведениями живописи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)