Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребительское поведение.



2019-07-03 402 Обсуждений (0)
Потребительское поведение. 0.00 из 5.00 0 оценок




    2.1. Спрос, предложение и рыночное равновесие.

    Рынок - это совокупность экономических отношений по поводу производства, купли и продажи товаров. При этом цены устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения в условиях конкуренции.

 Рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.

Цены в рыночной экономике – это своего рода сигнал, на который ориентируются производители товаров и услуг, когда принимаются решения о том, сколько производить продукции, куда вложить свой капитал, на какой доход рассчитывать. На этот своеобразный сигнал ориентируются и потребители, когда принимают решения, какие товары и в каких количествах им можно купить, чтобы удовлетворить свои потребности. Ценовой ориентир играет важную роль в поведении как производителей, так и потребителей.

Зависимость количества приобретаемых товаров от их цен называют спросом. (т.е. сколько товаров люди готовы купить при том или ином уровне цены, т.е. как связаны между собой уровень цены и величина спроса).

Величина спроса – это количество товаров, которое может быть куплено при определенном уровне цены.

Спрос – это потребность покупателей в данном товаре (услуге), выраженная в их покупательной способности.

  Платежеспособный спрос – потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателя.

Кривая спроса может быть рассмотрена с 2-х точек зрения:

1. для любой конкретной цены величина спроса показывает максимальное количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести;

2. для любого конкретного объема спроса устанавливается максимальная цена, по которой продавцы смогут продать указанное количество товара.

Рисунок 1

 

     В экономической теории принято различать индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночный спрос, т.е. суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара.

Рисунок 2

Каждая точка на кривой – величина спроса на данный товар при определенном уровне цены.

Кривая спроса – это кривая, точки которой показывают, по каким ценам в течение определенного времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара.

Закон спроса – состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, и наоборот; отсюда следуют выводы.

1. Повышение цены не всегда гарантирует увеличение выручки от продаж, а снижение не всегда грозит падением этой выручки.

2. При определении цены на свой товар любой должен прикинуть: сколько он сможет выручить при такой цене исходя из существующей чувствительности спроса на этот товар к изменениям цен.

         Кроме цены существует целый ряд факторов, влияющих на уровень спроса. Под влиянием этих факторов кривая спроса может изменять свое положение на графике, смещаясь влево или вправо. Данное явление называется изменением спроса.

          Увеличение спроса сдвигает кривую вправо и означает, что при тех же ценах величина спроса будет выше, и наоборот.

Эластичность спроса по цене – мера чувствительности спроса к динамике цены товара, измеряемая как отношение изменения величины спроса к величине изменения цены.

Коэффициент эластичности (изменчивости) спроса –отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой.

Ценовая эластичность спроса характеризует реакцию величины покупательского спроса на изменение цены товара.

K>1 (эластичный спрос) При снижении цены резко возрастает количество продаж и общая выручка увеличивается.
K=1 (единичная эластичность) Снижение цены компенсируется ростом продаж, и общая выручка остается неизменной.
K<1 (неэластичный спрос) Снижение цены незначительно меняет объем продаж, общая выручка снижается.

Абсолютно неэластичный спрос – потребители покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен.

Абсолютно эластичный спрос – потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса. В этом случае спрос очень чутко реагирует на цену и при изменении последней либо увеличивается до бесконечности, либо падает до нуля.

К товарам с эластичным спросом относят :

1. предметы роскоши;

2. товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета;

3. легкозаменяемые товары.

К товарам с неэластичным спросом относят:

1. предметы первой необходимости;

2. труднозаменяемые товары;

3. престижные, уникальные и очень дорогие товары;

4. товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета.

Эластичность спроса по доходу – определяется соотношением между относительными изменениями объема спроса на товар и дохода потребителей

После изучения спроса рассматривается предложение, характеристики и величины, к нему относящиеся.

Величина предложения – это количество благ, которое может быть предложено на продажу при определенном уровне цены.

Предложение – это вид зависимости объема благ, который продавцы готовы предложить к продаже в определенный период времени, от уровня цены на эти блага (при прочих равных условиях).

Факторы формирования предложения.

1. Цена товара с определенными свойствами и технологией изготовления.

2. Величина затрат, необходимых для производства товара.

Кривая предложения – кривая, показывающая количество товара или услуги, которые продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течение определенного периода.

Рис. 3

Закон предложения – состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, и наоборот (на поведение покупателей влияют прежде всего полезность блага и бюджет, на поведение изготовителя – затраты на изготовление и уровень прибыли).

Эластичность предложения зависит от:

· особенностей производственного процесса;

· временного фактора;

· способности к длительному хранению.

Коэффициент эластичности предложения – рассчитывается как отношение % изменения количества предлагаемой продукции к % изменению цены.

Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения.

   В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и устанавливается цена равновесия, одинаково удовлетворяющая как продавцов, так и покупателей. При любой более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия.

Дефицит – большому количеству денег противостоит меньшее количество товаров.

Излишек – большое количество товаров противостоит малому количеству денег.

            Влияние государства на рыночное равновесие

   При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка.

   Государство устанавливает правила и следит за их соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой, регулирует наличный и безналичный оборот, проводит фискальную и кредитную политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением государственной политики является разработка и применение антимонопольного законодательства.

      Основными средствами государственного воздействия на рыночный механизм являются: налоги, дотации, фиксированные цены.



2019-07-03 402 Обсуждений (0)
Потребительское поведение. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребительское поведение.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)