Тема 6. Трансакционные издержки. Риски, неопределенность, асимметрия информации
Трансакционные издержки Понятие трансакции было впервые введено в научный оборот Дж. Коммонсом. Трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод созданных обществом. Термин трансакционные издержки впервые был введен в экономическую науку американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Рональдом Коузом в его работе «Природа фирмы» (1937 г.). Эти издержки связаны не с производством как таковым (расходы на сырье, материалы, заработную плату, транспорт и т. п.), а с сопутствующими ему затратами. Важнейшие из них: 1. Издержки поиска информации. Здесь имеются в виду, прежде всего, затраты на поиск контрагентов хозяйственных сделок и поиск наиболее выгодных условий купли-продажи (ценах). 2. Издержки заключения хозяйственного договора (контракта ). Для того, чтобы заключить соглашение между контрагентами, требуются затраты времени и денег. 3. Издержки измерения. Блага обладают самыми различными свойствами, приносящими полезность их обладателю.. Издержки измерения связаны и с необходимостью затрат на измерительную аппаратуру (контрольные весы, персональные калькуляторы и даже дозиметры, с которыми граждане, опасающиеся радиоактивного заражения, предпочитают покупать овощи и фрукты). 4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Спецификация и защита прав собственности связана с издержками на установление объекта и субъекта собственности, функционированием судебной системы, органов охраны правопорядка и т. п. 5. Издержки оппортунистического поведения. Нечестность, обман, сокрытие информации, «просчитанные усилия по сбиванию с правильного пути», как пояснял эту категорию О.Уильямсон, влекут за собой ощутимые издержки как до, так после заключения сделки. Требуются затраты, чтобы контрагенты защитили себя от оппортунистического поведения. Различают две основных формы оппортунистического поведения. Первая носит название морального риска . Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода - отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору. Вторая форма оппортунистического поведения - вымогательство. К. Эрроу дал более широкое определение трансакционных издержек: трансакционные издержки - это издержки эксплуатации экономической системы. В любом обществе экономические агенты стремятся снизить величину трансакционных издержек.
Информация
Понятие информации относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках. Информация - это сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, ставшие сообщениями, которые можно воспроизводить путем передачи устным, письменным или другим способом. Ресурсами называют элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития. Информация рассматривается как один из видов ресурсов наряду с рабочей силой, материалами, оборудованием, энергией, денежными средствами и т. Д С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы, информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации конкретных целей или потребностей субъекта. В рыночных условиях важную роль играет информация о товаре: товарная, коммерческая, потребительская. Информация о товаре может поступать в словесной, цифровой, изобразительной, символьной и штриховой форме. Внимание к информации о товаре вызвано тем, что насыщенный рынок ставит перед потребителями и производителями сложную задачу: иметь достоверную информацию о новых и уже существующих товарах. Для успешной работы на рынке каждому участнику рыночных отношений, прежде всего, необходима оперативная информация по отдельным товарам, статистическая информация, а также информация по группам взаимозаменяемых товаров. Асимметрии информации означает, что все участники рынка обладают разным объемом информации об условиях рыночных сделок. Асимметрия информации (неполная информация) - это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки, которое может привести к издержкам для одной из сторон, издержкам поиска информации. Наиболее яркими примерами рынков с асимметрией информации о качестве товаров являются: рынок страхования, кредитный рынок, рынок ценных бумаг, рынок здравоохранения, рынок труда. Потенциальные продавцы, а иногда и потенциальные покупатели скрывают истинные цели своего поведения и используют практически все способы для получения односторонних выгод, в том числе и нелегальные. Асимметрия информации способствует увеличению рисков, является, порой, причиной ограничения конкуренции и других отрицательных явлений, которые приводят к неэффективному функционированию рынков Асимметрия информации – фундаментальная причина экономической неопределенности и риска, которые сопровождают все рыночные формы экономической деятельности.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |