Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Издержки и прибыль . Совершенная конкуренция.



2019-07-03 252 Обсуждений (0)
Тема 3. Издержки и прибыль . Совершенная конкуренция. 0.00 из 5.00 0 оценок




3.1. Издержки и прибыль .

            Затраты производственных факторов (ресурсов), используе­мые для производственной и реализационной деятельности в денежной форме, есть издержки. Следовательно, издержки - это все материальные, природные, энергетические, информацион­ные, трудовые и прочие затраты, выраженные в денежной фор­ме. От размера издержек во многом зависит реализационная це­на, так как в ее основе лежат затраты ресурсов.

Издержки с позиции социально-экономических отноше­ний делятся на издержки общества и издержки фирмы.

К издержкам общества относятся затраты всего живого и овеществленного труда, отраженные в стоимости продукции.

Издержки фирмы - денежные затраты на потребленные в производстве и реализации ресурсы (средства производства и заработная плата).

Следовательно, издержки фирмы состоят из издержек производства и издержек реализации (обращения) или ком­мерческих издержек.

Издержки производства - это денежное выражение за­трат на производство продукции.

Издержки обращения (реализации) - денежное выраже­ние затрат на реализацию продукции.

Издержки обращения делятся на два вида:

дополнительные издержки обращения - это денежное выражение затрат, связанных с продолжением процесса про­изводства в сфере обращения (торговли). Это расходы на транспортировку, содержание складских помещении, хране­ние, сортировку и упаковку продукции. Они увеличивают це­ну реализуемой продукции;

чистые издержки обращения - это денежное выражение за­трат, связанных с расходами на выплату заработной платы про­давцам, кассирам, административно-управленческого персоналу в торговле, на рекламу.

В Западной экономической литературе издержки в сфере обращения получили название «трансакционные издержки». Это понятие в научный оборот ввел американский экономист Р. Коуз.

В рыночной экономике все издержки фирмы рассматри­вают как альтернативные издержки.

Альтернативные издержки - это одни и те же издержки, оцениваемые с точки зрения выгоды на производстве различ­ных товаров и услуг. На экономическом языке это означает, что те издержки, или расходы на производство товара, от которых мы отказы­ваемся, есть альтернативные (вмененные) издержки.

Вмененные издержки - издержки, от которых следует от­казаться, чтобы получить другой товар.

С точки зрения экономиста и бухгалтера разделяют

издержки фирмы:

• на экономические;

• бухгалтерские.

Экономические издержки - это альтернативные издержки в форме явных (внешних) и неявных (внутренних) издержек.

Явные (внешние) - это выплаты фирмы (предприятия) из сво­его кармана. Они связаны с приобретением ресурсов на стороне. К ним относятся расходы на заработную плату рабочих и служащих, на сырье, материалы, транспортные услуги, от­числения на соцстрахование, амортизация и т.д. В российской действительности они образуют себестоимость продукции.

Неявные (внутренние или вмененные) - это альтернатив­ные издержки, связанные с использованием ресурсов, при­надлежащих владельцам фирмы. Однако эти издержки фир­ма, выплачивает не из своего кармана. Они являются издерж­ками на собственные ресурсы фирмы, по объему они равны денежным платежам, которые могли быть получены за ис­пользование собственных ресурсов. Их называют вмененны­ми или издержками упущенных возможностей. Это может быть доход предпринимателя от использования собственного труда в своей фирме; арендная плата, которую могла полу­чить фирма от сдачи имущества в аренду; ссудный процент от предоставления собственных денег; земельная рента от пре­доставления земли и т. д.

Бухгалтерские издержки - это денежные расходы на про­изводство и реализацию продукции. Они отражаются на бух­галтерских счетах.

В бухгалтерской и статистической отчетности эти из­держки выступают в виде себестоимости продукции.

Явные издержки делятся на прямые и косвенные.

Прямые издержки - это издержки, непосредственно свя­занные с объемом выпускаемой продукции. Они изменяются при расширении или сокращении производства. К ним отно­сятся расходы на найм рабочей силы, на закупку сырья, опла­ту электрической и тепловой энергии и т. д.

Косвенные издержки - это издержки, которые остаются неизменными при любом объеме производства. Это наклад­ные расходы, арендные платежи, оплата труда предпринима­теля, отчисления на соцстрахование и др.

Издержки можно также классифицировать в зависимости от величины объема продукции. В краткосрочном периоде одни издержки носят постоянный характер, другие переменный.

Постоянные издержки (FC) – это затраты, не зависящие от объема выпуска продукции. К ним относятся затраты на содержание зданий, капитальный ремонт, административно-управленческие расходы, арендная плата, некоторые виды налогов.

Средние постоянные издержки считаем по формуле

 

AFC = FC / Q

 

Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объемов производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, материалы, электроэнергию, оплата труда, расходы на вспомогательные материалы.

Переменные издержки увеличиваются или уменьшаются пропорционально выпуску продукции.

Средние переменные издержки (AVC) определяются по формуле:

 

AVC=VC/ Q

 

Общие издержки (ТС) – это совокупность постоянных и переменных издержек фирмы

ТС = FC + VC.

 

Средние общие издержки определяются по формуле

 

АТС = AFC + AVC

Предельные издержки (МС) – это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. Предельные издержки (МС) получаются как разность между общими издержками производства (n + 1) единиц и издержками производства (n) единиц продукта.

Себестоимость - это бухгалтерские издержки, по размеру она соответствует средним издержкам. В российской практике себестоимость - денежное выражение издержек производства и реализации продукции. В ней учитываются все материальные и трудовые затраты в денежной форме. Она является основой любой цены.

Себестоимость складывается из следующих элементов затрат (структура себестоимости):

• материальные затраты (стоимость сырья, энергии и т.д.);

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды (Госстрах, пенси­онный фонд, обязательное медицинское страхование и т.д.);

• амортизация основных фондов;

• прочие затраты (налоги, отчисления во внебюджетные фонды, плата за аренду и т. д.);

• расходы по управлению и обслуживанию производства.

В совокупности все эти расходы образуют производст­венную себестоимость. Если к ней прибавить коммерческие расходы (расходы по сбыту продукции), расходы по подго­товке кадров, на содержание административно-управленческого персонала, транспортные расходы, то полу­чится полная себестоимость продукции.

Важнейшим условием повышения эффективности произ­водства является снижение себестоимости продукции. Глав­ными факторами снижения себестоимости являются: повы­шение технического уровня производства, улучшение органи­зации производства, повышение производительности труда, экономия в расходовании производственных ресурсов.

 

 Прибыль и рентабельность

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Функции прибыли:

1. прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

2. прибыль обладает стимулирующей функцией (т. к. является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия);

3. прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

   Основные источники получения прибыли:

1. образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;

2. связан с производственной и предпринимательской деятельностью.

3. проистекает из инновационной деятельности предприятия.

     Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии.

В бухгалтерском учете выделяют следующие виды прибыли:

1) валовая прибыль;

2) прибыль (убыток) от продаж;

3) прибыль (убыток) до налогообложения;

4) чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).

   Валовая прибыль определяется как разница между выручкой (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью продаж.

   Прибыль от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов.

Прибыль до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов.

     Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов.

Рентабельность предприятия – это показатель эффективности, рассчитываемый как отношение прибыли к усредненной стоимости основных, а также оборотных активов. Прибыль и рентабельность предприятия напрямую взаимосвязаны между собой.

Основными показателями рентабельности являются: рентабельность продукции предприятия, рентабельность капитала и общая рентабельность

 



2019-07-03 252 Обсуждений (0)
Тема 3. Издержки и прибыль . Совершенная конкуренция. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Издержки и прибыль . Совершенная конкуренция.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)