Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическая культура Украины



2019-07-03 469 Обсуждений (0)
Политическая культура Украины 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Политическая культура нашей страны формировалась под влиянием сложных исторических обстоятельств. Она отягощена многими реликтами тоталитарного прошлого. Процесс ее формирования опирается и на историческую память народа, и на славные демократические традиции христианской культуры и нравственности, которые неизменно живут и в наследии украинских классиков, и в устном народном и песенном творчестве.

Политическая культура - это продукт исторического развития и опыта народа. В случае Украины этот опыт был горьким. Три особенности истории Украины оказали важное влияние на развитие политической культуры украинцев:

Долгая, многовековая без государственность, то есть отсутствие возможности обрести опыт правления, быть субъектом в отношениях с другими народами и чувствовать себя свободным хозяином на своей земле.

Расчленение украинской территории и включение отдельных ее частей в разные государства с собственными культурами, политическими системами, что неизбежно должно было привести к психологическому, бытовому и политическому отчуждению между разными частями украинского народа.

Многократная денационализация правящих слоев Украины. В ХVII - ХVIII веках боярские и шляхетские слои ополячились. В XVII и XIX потомки казацких старшин обрусели. В XX веке пролетарские руководящие слои были либо уничтожены, либо пошли на службу интересам СССР. Эти очередные утраты правящих слоев означали утрату способных, образованных, динамичных и амбициозных элементов, которые, желая продвижения по службе и власти, покидали Украину, которая не могла дать им возможности проявить политические, военные или административные способности и амбиции. Это, кроме утраты ценных людей, привело также к отчуждению массы от своих руководящих слоев, породило недоверие к своей элите и сделало невозможным длительное влияние правящей элиты на поведение всего общества. Отсутствие сильного национально ответственного среднего слоя - мещанства, профессиональной интеллигенции, должностных лиц - также негативно отразилось на развитии украинской политической культуры. Ее носителем, прежде всего, стала крестьянская масса. Поэтому долгое время политическая мысль, господствовавшая среди украинцев, носила следы "народнического" влияния и отсутствия или слабости влияния средних и высших слоев общества.

Вследствие длительной без государственности не сформировалось национально-государственное сознание во всех слоях населения и во всех регионах Украины, то, что в политической литературе называют вертикальной идентификацией. Большая часть украинского общества до конца 1980-х годов не идентифицировалась с Украиной как нацией-государством или нацией, которая стремилась к самостоятельной государственной жизни (за исключением Галычины).

Политическую культуру характеризует не только то, в какой мере члены общности имеют общее ощущение национальной идентичности (вертикальная идентификация), но и то, насколько индивиды идентифицируются с другими членами этой самой общности, в какой мере они доверяют своим согражданам (горизонтальная идентификация). При этом речь идет о доверии к согражданам вообще, а также доверии к людям, как политическим партнерам. Оба вида доверия до некоторой степени взаимозависимы, но у разных народов вертикальная и горизонтальная идентификации идут разными путями развития. Например, в Англии они дополняют одна другую еще с XII столетия. Политолог Т. Экстайн считает, что после 1154 г. в Англии существовал определенного рода цемент, который связывал англичан даже в самые тяжелые времена и всегда смягчал конфликты. Напротив, о французах говорят, что каждый француз любит Францию, но ненавидит другого француза. О национально сознательных украинцах, то есть тех, которые идентифицируют себя с нацией-государством, можно также сказать, что они горячо любят Украину, но недоверчиво, а то и враждебно относятся к другим украинцам, которые чем-то отличаются от них. Психологические и бытовые различия между украинцами разных частей Украины, особенно западных и восточных регионов, углубляют взаимное недоверие и враждебность. Итак, даже при наличии сильной вертикальной идентификации, которая существует у национально ответственных украинцев, горизонтальная идентификация слаба.

Формирование политической культуры во многом зависит от готовности (или ее отсутствия) принимать участие во власти, в политических решениях и политической жизни. Именно этих возможностей не хватало народу Украины на протяжении всей ее истории. Но политический опыт Галичины конца XIX и начала XX столетий свидетельствует: для того, чтобы народ дорос до зрелости, воспитал в себе государственную культуру, было достаточно, чтобы одно-два поколения имели опыт жизни в правовом государстве с одинаковыми законами для всех и возможностью принимать участие в решении локальных и общегосударственных вопросов политики и администрации тогдашней Австрии.

Важными факторами формирования политической культуры являются школа, отчий дом, особенности политической системы, а также общие установки и ценности, которые передаются из поколения в поколение, которые проявляются в отношении к авторитету и власти, к общим целям, способам и методам, стандартам и нормам, применяемым для достижения этих целей. К ним же принадлежат и память о светлых исторических событиях и личностях, а также неизбежные кризисы, через которые пришлось проходить народу на пути его формирования.

Политическая культура современной Украины представлена разными типами. Она включает в себя элементы разнородных структур, что обусловливает ее фрагментарность. В фрагментарной политической культуре нет согласия относительно базовых ценностей, идеалов и целей общества, между носителями разных субкультур. Наличие фрагментарной политической культуры - не только результат своеобразия исторического прошлого страны, но также следствие глубокого раскола в украинском обществе, результат все углубляющегося социального неравенства. Повышенная конфликтность и социальная напряженность, характерные для сегодняшнего украинского общества, обусловливают и его политическую нестабильность. Население мало доверяет государственным институтам власти как из-за неэффективности правительственного курса, так и из-за явной коррумпированности власти. Общенациональные интересы отступают в глазах многих украинских граждан на второй план по сравнению с местными и региональными интересами, которые к тому же далеко расходятся по многим важным проблемам настоящего и будущего страны. В каком направлении пойдет развитие политической культуры Украины? В направлении преодоления фрагментарности в сторону плюралистической культуры или же в сторону дальнейшего удаления друг от друга ее фрагментов? Будущее державы во многом зависит от ответа на этот вопрос.

В современной Украине развитие политической культуры будет зависеть от суммы факторов, прежде всего от уровня национального сознания, от позиции и защиты интересов личности и групп в демократической правовой системе, от фактического благосостояния населения, от качества образования, от стабильности и защищенности общества и его государства, от развития общей культуры в Украине.

Язык и политика

 

Проблема взаимоотношений и взаимосвязей между языком и политикой имеет за плечами такую же давнюю историю, как и стремление найти идеальное политическое устройство. Еще Дристотель ставил перед собой задачу: сделать для всех очевидным и понятным, "что полезно, что вредно, справедливо и несправедливо". Только исходя из этого сознательное общество возводит свой дом и государство. Известные с античных времен фундаментальные, основополагающие свойства языка, весьма важные для политики, опирались на его способность создать и обеспечить минимум рационализма в политическом поведении, без чего целенаправленное сотрудничество внутри политического организма было бы просто невозможным. Поскольку в языке как в важной системе символов аккумулируется опыт и мировоззрение многих поколений, язык для политики становится инструментом коммуникации и выступает в виде целой системы, которая управляет поведением людей. Сотрудничество людей, ставшее возможным с помощью языка, дает чувство общности, необходимое для обеспечения функционирования общества.

Все это побуждало властителей влиять на сам язык и процесс словотворчества. Язык политики с тех пор воспринимается как способ контроля над обществом. Его возможности приумножаются тем обстоятельством, что в процессе наполнения понятий определенным смыслом язык опосредствует с их помощью те или иные социально-политические ценности. В ходе языковой социализации человек заучивает не только значения определенных символов, но и усваивает их социальную оценку. Политический язык преобразуется в способ политической социализации. На протяжении тысячелетий политики разрабатывали и усовершенствовали бесконечное число методов социального контроля, осуществляемого с помощью языка. Столпы политической власти неизменно пробовали воздействовать на распространение господствующего языка и на развитие политической терминологии. Все систематические усилия по приданию выгодного политического направления развитию языка Можно назвать языковой политикой.

Ее цели - контролировать нормативные изменения в языковой сфере и (или) по политическим мотивам изменять границы распространения языка. Все языково-политические мероприятия базируются на убеждении, что язык способен формировать единство и сознание людей.

Языковая политика имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутриполитический аспект нацелен на то, чтобы язык властителей стал обязательным на всей территории государства. Цель такого "языкового империализма" - в вытеснении из употребления языков национальных меньшинств, даже в том случае, когда эти "меньшинства" составляют десятки миллионов человек и говорят на своих территориях на родном языке. Древняя и современная история Украины убедительно свидетельствует, как и с какой целью это делалось. Принципы и методы такой политики очень разнообразны. Политическая воля правителей состояла в стремлении внедрить на подвластных территориях единое политико-культурное сознание, а также за счет "единообразия" облегчить задачу управления.

Внешнеполитическая направленность языковой политики - это экспорт языка в другие страны. Она реализуется в виде внешней политики в области культуры, которая состоит в том, чтобы привлечь или усилить симпатии к своей стране за границей или объяснить в нужном свете ее политику.

Составной частью языковой политики являются усилия органов власти (или наделенных властными функциями институтов), направленные на то, чтобы повлиять на политическое использование языка и на изменения в употреблении слов. При этом можно выделить такие методы:

Реформа языка. Здесь, как правило, идет речь о реформе правописания (например, новое правописание в Советской России в 1918 г. или реформа системы иероглифов в Китае 1950-х гг.).

Чистка языка. Это официальное "очищение" языка, прежде всего, от иностранных слов, оборотов, как, например, в гитлеровской Германии в 1930-х или в СССР в 1940-1950-х гг. во время борьбы с "космополитизмом ".

Переименование объектов. Официальная политика использует власть для придания улицам, городам, селам, предприятиям, учебным заведениям наименований и названий, которые напоминают о важных и достойных (с точки зрения власти) событиях и выдающихся людях (например, Сталинград, Адольф-Гитлер-плац, мыс Кеннеди, мост Конрада Аденауэра и т.д.).

Самообозначения. Примеры: Третий рейх, народный суд, национальная народная армия, социальное рыночное хозяйство, политика мира, партнерство во имя прогресса и т.д.

Управление (манипуляция) языком. Под эту категорию подпадают все политико-языковые мероприятия, которые усилиями власти вводятся в словоупотребление (вспомним "министерство правды" в книге Дж. Оруэлла "1984"). Например, понятие "интеллект" в гитлеровском Рейхе было опорочено и должно было иметь значение чего-то извращенного или деструктивного. Вместо него как позитивное выступало понятие "инстинкт". В СССР синонимом "парламентской демократии" была "диктатура буржуазии", зато "диктатура пролетариата" подавалась как "подлинная демократия". Каковы же сферы использования политического языка? К политическому языку принадлежат все высказывания и языковые обороты, в которых говорится о предметах политики или которые исходят от властных структур. Немецкий политолог Вольфганг Бергсдорф выделил пять основных сфер использования политического языка.

Язык законодательства и административно-правовая терминология. Ее задание - регламентировать и "проштамповать" поступки и действия граждан, привести их путем запретов, предписаний и указаний к законопослушному поведению. Такому языку свойственна схематичность, ибо ее термины-предписания адресованы и обязательны для исполнения всеми гражданами. Индивидуальность с языково-терминологической точки зрения во внимание не принимается, отсюда бесстрастно холодный тон текстов законов. Лексикон законодательства должен быть нацелен на широкое употребление и одновременно должен сохранить специфику юридического языка. Этот язык лишен образности, живости и выразительности.

Язык управления. Он также лишен эмоциональности. Его предназначение - сформулировать распоряжения или инструкцию для исполнения, будь это повестка об уплате налогов или военный приказ. Язык управления своей неуклюжестью, невыразительностью и убожеством вызывал и вызывает саркастические насмешки сатириков и юмористов, но изменений к лучшему почти не наблюдается.

Язык общения и переговоров. Он отличается гибкостью формулировок и любезностью тона. Его задача состоит в стремлении привести к согласию конфликтующие стороны, сблизить их позиции и словесно сделать акцент на общность, совпадение интересов. В дипломатии, во время переговоров, заключения договоров употребляется неопределенно-изменчивая терминология, которая часто страдает неточностью и неоднозначностью. В дипломатическом лексиконе политическая риторика прежде всего - это еле заметное непосвященному человеку искусство словесных мелочей и нюансов. В нем приобретает развитие выразительная и многоступенчатая система понятий, которая дает возможность говорящему излагать партнеру свои собственные властные интересы и цели, не вступая при этом словесно в коллизию с интересами и целями партнера. Характерным для сферы использования этого языка является намерение сохранить и расширить свободу маневра, которая позволяет искать среднюю линию между уточнением формулировок и полемикой, чтобы в максимальной степени лишить партнера плацдарма для атаки.

Язык политического воспитания. Он должен создать нормативную структуру и исходные термины для формирования общественного мнения. Он эмоционален, расплывчато-неопределенный, пестрит аргументами. Применяемая терминология не призывает к конкретным политическим действиям, ее назначение - привлечь больше сторонников.

Язык политической пропаганды. Он используется, прежде всего, во время политических выступлений и должен привести к изменению ценностных ориентиров и мнений. Язык политической пропаганды - это очень важный способ словесной борьбы за власть. Он оперирует понятиями, которые затрагивают спорные проблемы и направлены на то, чтобы подтолкнуть слушателей к поступкам в пользу своей партии или в ущерб противной стороне.

Эти пять сфер функционирования политического языка редко встречаются в "чистом виде", на практике чаще всего они выступают в смешанной или переходной форме. Так, трудно определить, к какой сфере отнести выступления телевизионного комментатора - к пропаганде или к политическому воспитанию, а язык политика может быть не только пропагандой, но и содержать в себе скрытые или явные предложения противнику или будущему союзнику по коалиции.

В политическом языке существуют только свойственные ему ключевые понятия. Повседневный язык и язык Политической пропаганды отличаются один от другого, прежде всего, оценкой "места" (с точки зрения смысла) времени и частоты употребления понятий. Язык политической пропаганды - это язык специфических понятий. Даже когда слова в ней заимствованы из будничного языка, политический жаргон дает им ранг понятий которые они сразу утрачивают, покидая область употребления политического языка. Понятия тут - это не только символы, как обычные слова, которые дают предмету название или указывают на те или другие черты предмета или явления. Понятия - это уплотненные символы, которые стоят в контексте и этим же контекстом определяются. Сами по себе, взятые вне контекста, слова "кровь" и "земля" совсем безобидные, но в контексте геббельсовской пропаганды они были "закодированы" как носители идеи расизма, антисемитизма и славянофобии. Будничные слова "старший брат" в большевистских терминах "интернационального воспитания" на самом деле обозначали господствующую нацию.

Важной разновидностью ключевых понятий являются "идеальные типы" (Макс Вебер). Их свойства в немалой степени отражают специфику политического языка. Это конструкции мышления, которые вобрали в себя обобщенные (и обостренные) черты отдельных явлений, реально существующих в жизни. В своей понятийной чистоте "идеальный тип" в жизни найти невозможно, это утопия, определяющее понятие, с помощью которого конкретный феномен может быть описан с определенной степенью приближения к реальности. С помощью "идеальных типов", используемых как ключевые понятия, наукой исследуются историческое прошлое и современная политическая жизнь. Такие понятия, как "свобода", "справедливость", а также "демократия", "социализм", почти автоматически требуют от человека, который их употребляет, занять определенную политическую позицию (так, для одних демократия - идеал, для других - ругательное слово). Несмотря на их расплывчатость и неопределенность, ключевые понятия - незаменимый атрибут политической жизни.

Ключевые понятия в политическом лексиконе в результате частого употребления вульгаризируются и идеологизируются. Парадокс, напротив, в том, что по мере идеологизации ключевые понятия и дальше отрываются от реальной жизни, вырождаясь в пустую абстракцию. С течением времени содержание многих понятий заметно изменяется. Например, понятие "свобода" 200 дет назад употреблялось только во множественном числе "свободы". Дворяне под этим термином понимали привилегии, полученные от государя, в том числе свободу от телесных наказаний (вспомним "Жалованную грамоту" Екатерины II), что не помешало им использовать "свободу" (то есть право) бить своих крепостных крестьян.

История знает множество примеров удивительных метаморфоз ключевых понятий. Одна из недавних касается понятия "прогресс". В отличие от XIX и первой половины XX века, когда с ним ассоциировалось движение вперед в "светлое будущее", после появления зон экологического бедствия (и среди них - Чернобыль) у определенной части нашего общества и за рубежом понятие "прогресс" уже не вызывает былого энтузиазма.

Все это свидетельствует о том, что политические ключевые понятия, как и весь политический язык, требуют бережного и вдумчивого обращения с ними. Иначе можно стать жертвой политических мистификаций и небезопасного мифотворчества, чем так успешно злоупотребляли и продолжают злоупотреблять тоталитарные режимы и их все еще многочисленные сторонники.



2019-07-03 469 Обсуждений (0)
Политическая культура Украины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политическая культура Украины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (469)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)