Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная работа в ФРГ с 90-х.



2019-07-03 213 Обсуждений (0)
Социальная работа в ФРГ с 90-х. 0.00 из 5.00 0 оценок




Далее отметим, что развитие социальной работы в конце 60-х — начале 70-х годов дало толчок для образования крупных организаций по оказанию социальных услуг населению. Только к середине 90-х годов наблюдается некоторый спад роста таких учреждений. Мнение немецких ученых таково, что социальные, оздоровитель­ные и возрастные проблемы будут играть и в будущем для ФРГ су­щественную роль. Учитывая такую перспективу, немецкие ученые считают, что в практике работы социальных учреждений ФРГ недо­статочно внимания уделялось вопросам хозрасчета, менеджмента, оптимального руководства. Вопросы управления и менеджмента остро возникали не только там, где нужно было решить наболев­шие вопросы, но и там, где социальное предприятие, находясь на грани банкротства и решения вопроса “что делать?”, определяло дальнейшую судьбу учреждения. Так как появилась тенденция к убыточности, а немецкая экономика после объединения ФРГ и ГДР и вхождения в Европейский Союз стала давать сбои, то усвоение социальными работниками основ социального менеджмента стало актуальным для ФРГ.

На начало 90-х годов социальной работой в ФРГ занималось бо­лее 6000 служб и организаций, годовой оборот этих учреждений со­ставлял 50 млрд. немецких марок, здесь работали более 700 тыс. штатных сотрудников, и 1,5 млн. человек привлекались к работе в качестве добровольцев. Сюда же надо отнести 410 тыс. учреждений самопомощи, которые финансировались частично из бюджета упо­мянутых учреждений, а частично из других источников. Цифры, приведенные выше, свидетельствуют о том, что в современных ус­ловиях в ФРГ значение менеджмента и управления для режима хо­зяйствования, решения финансово-экономических и организаци­онных задач, а также повышения квалификации руководящих кадров становится особенно актуальным.

Чтобы верно оценить социальную политику, проводимую в ФРГ, приведем несколько цифр для сравнения, принимая во внимание следующие высказывания некоторых немецких политиков: “Наше государство больше не в состоянии финансировать социальные нуж­ды. Классические политики социальной сферы пока не в состоя­нии разумно развивать зачатки реформ. Они зациклились на своих идеологических позициях и проводят поверхностную политику с клиентурой”; “Основной риск для социального государства — во­прос его финансирования. Фактом является то, что расходы на нашу социальную безопасность не могут больше расти, так как в плане количества достигнуты пределы роста для социальной сферы”.

В ФРГ на социальные цели в 1994 г. выделялось на человека око­ло 13 тыс. немецких марок в год (для сравнения — в 1960 г. на эти цели шло около 1200 немецких марок).[9]

В ФРГ идет реформа социальной помощи. Социальная помощь больше не ограничивается финансовыми услугами нуждающимся. Государство ставит перед социальными работниками задачу преодо­ления их клиентами зависимости от социальной помощи, включе­ния некогда безработных в процессы, происходящие на рынке тру­да. Реализуются также и другие принципы развития социального государства, которые себя оправдали и на которых строится буду­щее. К ним относятся: а) самоуправление сферой социального обес­печения; б) обеспечение по старости; в) развитие системы незави­симой благотворительной помощи.

В 1995 г. выделялось 70 млн. марок на амбулаторное лечение;

25 млн. — на помощь молодежи; 38 млн. марок — на помощь семьям.

В зависимости от степени заболевания и потребностей, клиенты социальных служб ФРГ могут обратиться за помощью в следующие обычные или специализированные учреждения, а также к специа­листам:

1) в социально-педагогические учреждения (интернаты, жилищ­ные сообщества под контролем социальных работников, консуль­тации по вопросам воспитания, учреждения для отдыха и т.д.), к социальным педагогам, специализирующимся по вопросам семьи;

2) в группы самопомощи (инвалидов, больных, маргиналов);

3) в государственные, ведомственные, общественные, частные учреждения с целью получения ночлега (дома для женщин-бомжей, одиноких бездомных мужчин, ночлежки, сборные пункты для нар­команов и т.д.);

4) в медицинские учреждения (больницы, дневные и ночные поликлиники, другие лечебные учреждения, реабилитационные центры, консультационные пункты по вопросам планирования се­мьи и др.);

5) в психиатрические, диагностико-психологические и психоте­рапевтические учреждения (клиники, терапевтические группы по месту жительства, психиатрические пункты для социальных целей, детские психиатрические пункты, школьные психиатрические службы, медицинские пункты по терапии семьи и брака и т.д.);

6) к психотерапевтам, медикам-консультантам по семейным во­просам, психиатрам, врачам, консультирующим медицинским сест­рам по вопросам материнства;

7) в службы по уходу за попавшими в затруднительное положе­ние (к медицинским сестрам общин, в службы по уходу на дому, в выездную службу Красного Креста и т.д.);

8) в социальные добровольные службы (службы раздачи пита­ния, службы помощи на дому, службы по поддержке и помощи для родных инвалидов и т.д.);

9) в церкви и религиозные общины, к пастырям, церковным по­мощникам в общинах, в консультационные церковные центры, в группы помощников церкви);

10) в школы (к учителям), интернаты, учреждения для помощи учащимся, в профессионально-технические училища, в центры по профессиональной ориентации;

11) в социальные образовательные учреждения для взрослых (ро­дительские университеты, в центры общения, в центры по подго­товке вспомогательного персонала и т.д.);

12) в детские ясли, группы продленного дня, объединения для матерей, работающих в дневное время, в службы по заботе о детях;

13) в посреднические службы (по вопросам жилья, работы, най­ма обслуживающего персонала, дотаций детям и т.д.);

14) в юридические консультации (по общим и специальным во­просам);

15) к адвокатам;

16) к полиции;

17) к управленцам и администраторам в социальной сфере, в об­ласти здравоохранения и образования.

Отметим, что расходы на социальные услуги в Германии состав­ляют десятую часть от бюджета на социальные нужды. Объем же со­циальных услуг за последние 15 лет возрос примерно в 2 раза. Не­смотря на это, защитники социального государства в ФРГ считают, что расходы на социальные услуги могли бы быть и большими. Од­нако трезвомыслящие политики предлагают ограничиться имею­щимся и, экономя, вскрывать дополнительные резервы.

Социальные услуги можно типологизировать по их содержанию:

1) консультационные;

2) врачебные;

3) информационные;

4) правовые (с контрольной функцией);

5) по общему уходу (исключая врачебные);

6) организационные.

Социальными услугами в ФРГ считаются только те, которые ока­зываются в некоммерческих учреждениях, т.е. они финансируются из распределительного федерального фонда, например из фондов социального страхования, налогов, пожертвований и т.д. Их целью и содержанием являются улучшение, поддержание и защита жиз­ненных условий малоимущих и неимущих слоев населения.

Исходя из вышеизложенного можно сделать некоторое предва­рительные обобщения.

1. Под социальными услугами в ФРГ понимаются услуги, оказы­ваемые слабо защищенным в социальном плане слоям населения в некоммерческих учреждениях и направленные на выравнивание жизненного уровня граждан.

2. Типологию социальных услуг можно определить: в зависимо­сти от их целей и задач; по правовому базису, т.е. что за организация или учреждение их оказывает; по виду и форме их оказания.

3. Гарантированная система социальных услуг существует для граждан с момента их рождения; иностранцы, проживающие в ФРГ, также пользуются социальными услугами.

4. Оказание социальных услуг в ФРГ опирается на правовую базу федерального законодательства и законодательства федеральных земель. Если возникают недоразумения, то в силу вступает закон.

Каковы же профессии социальной сферы?

Мы ограничимся их перечислением, сохраняя принятые в Герма­нии обозначения*: помощник социального работника по уходу за пожилыми людьми; социальный работник по уходу за престарелы­ми; психотерапевт по детским и юношеским проблемам; дипломи­рованный педагог; помощница по ведению домашнего хозяйства на селе; консультант по семейным вопросам; воспитатель; помощник по семейному быту; помощница в деле воспитания детей; социаль­ный работник по уходу за инвалидами; воспитатель детского дома;

организатор досуга детей и молодежи; ответственный работнике мо­лодежью на местах (лицо, отвечающее за воплощение молодежной политики ФРГ в местных органах самоуправления); работник по де­лам детей и юношества; консультант по вопросам реабилитации; со­циальный педагог; социальный работник по делам иностранцев.

Даже из этого перечня профессий социальной сферы можно сде­лать вывод, что ФРГ является одним из мощных европейских соци­альных государств. Но это вовсе не означает, что Германия не имеет проблем, тем более, что в последнее время наметились тенденции к ухудшению в социальной сфере. Что же мешает дальнейшему раз­витию социального государства, к чему стремятся немцы?

Проблемными для социальной работы в ФРГ являются следую­щие сложившиеся условия:

а) вступление страны в Европейский Союз и его последствия;

б) трудности социально-политического выравнивания новых и старых федеральных земель;

в) ухудшение социального положения граждан в ФРГ усугубля­ется ростом безработицы, нищеты, неблагоприятными тенденция­ми демографического развития страны, сокращением дотаций на жилье, высокой квартплатой, отсутствием необходимых мест в со­циальных учреждениях для временного пребывания детей;

г) в ФРГ, как и в других странах, профессия социального работ­ника имеет преимущественно “женское” лицо. Она малооплачива­ема, недостаточно престижна.

В заключение отметим, что объем материала не позволяет сде­лать более глубокого анализа социальной работы в ФРГ. Но даже изложенное о социальной сфере в Германии позволяет читателю создать определенное представление о социальной жизни и степе­ни защищенности в этой высокоразвитой европейской стране.

 


Глава 3. Безработица.



2019-07-03 213 Обсуждений (0)
Социальная работа в ФРГ с 90-х. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная работа в ФРГ с 90-х.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)