Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Начало социальной работы в Германии



2019-07-03 210 Обсуждений (0)
Начало социальной работы в Германии 0.00 из 5.00 0 оценок




XIX век — это век начала социальной работы в Германии. Ста­новлению и развитию социальной работы способствовала индуст­риализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало поль­зоваться социальным обеспечением. Во второй половине XIX в. воз­никла потребность в государственном социальном обеспечении, так как церкви и частные благотворительные учреждения уже не справ­лялись с большими затратами в социальной сфере.

В 1880 г. по инициативе Германского конгресса по благотвори­тельности был основан Германский благотворительный союз забо­ты о бедных. В 1919 г. он был переименован на Германском съезде благотворительности в Германский союз государственного и частного попечительства. Сначала он находился в Берлине, затем (с переры­вом на период с 1933 по 1945 г.) во Франкфурте-на-Майне. Это цен­тральный союз, объединяющий государственные, частные, обще­ственные учреждения, а также отдельных лиц, занимающихся реализацией социальной работы в ФРГ. Германский союз служит платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в деле координации социальных инициатив в сфере соци­альной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению.

После объединения ГДР и ФРГ (3 октября 1990 г.) число его уча­стников возросло до 3000. Со стороны государства сюда вошли пред­ставители на федеральном уровне, уровне федеральных земель, сво­бодных городов и округов. От общественных организаций в союз входят Объединения благотворительности для рабочих, католичес­кий “Каритас”, Паритетный союз, Германский Красный Крест, Союз милосердия Евангелической церкви и т.д. В него также во­шли отдельные лица, прежде всего социальные работники, управ­ленцы, руководители правлений и объединений, известные обще­ственные деятели. В работе Союза участвуют учебные заведения, исследовательские институты, учреждения практической социаль­ной работы.

По уставу, утвержденному собранием членов Союза 2 октября 1991 г. в Хейльбронне, главная цель союза — воплощение идей со­циальной работы, особенно там, где речь идет о государственной, общественной и частной социальной поддержке, помощи молодежи и здравоохранению в ФРГ. Его основными задачами являются выдвижение инициатив в области социальной политики, выработ­ка практических рекомендаций по осуществлению государственной, общественной и частной социальной работы; экспертная деятель­ность в области социального права; создание информационного банка для специалистов; повышение квалификации ведущих кад­ров и сотрудников в социальной сфере, поддержка значимых для социальной работы наук; изучение опыта и оценка развития соци­альной работы в других странах, развитие международного сотруд­ничества и обмена опытом; издание трудов и прочих публикаций по вопросам социальной сферы.

Во главе Союза стоит председатель, имеющий четырех замести­телей. Эксперты разделены по комиссиям:

1) социальная помощь и социальная политика;

2) помощь молодежи, продвижение молоде­жи, молодежная политика;

3) оказание помощи семье, политика способствования семейным отношениям;

4) помощь здравоохране­нию, политика в области здравоохранения;

5) помощь людям пре­клонного возраста;

6) помощь инвалидам с детства;

7) помощь ин­валидам,ставшим таковыми в результате несчастного случая;

8) социальные профессии;

9) организация социальных служб;

10) планирование в области социальной работы.

Эти специальные экспертные комиссии образуют 20 рабочих групп по обсуждению отдельных вопросов. С постановлениями и решениями Союза считаются государственные власти. Так, напри­мер, параграф 89 Федерального закона о социальной помощи со­держит разъяснения о доходах граждан, ищущих поддержки от го­сударства. Союз выработал по этому вопросу рекомендации еще в 1975 г. И эти рекомендации учитываются в новом законодательст­ве, так же как и рекомендации Союза в определении уровня дохода при оказании помощи в особых случаях. Или, например, Союз пе­реработал и опубликовал в 1992 г. свои “Рекомендации для реализа­ции имущественных интересов в сфере социальной помощи”, ко­торые учитываются в параграфе 88 Федерального закона о социальной помощи.[8]

Можно еще привести в пример параграф 91 “Претензии к ли­цам, обязанным оказывать поддержку по гражданскому праву”, где учитываются рекомендации Союза.

Сюда же относится учет рекомендаций по расходам на лечение клиентов социальных служб, по помощи бездомным, учет предложений экспертов Союза по оказанию помощи членам семьи, указание по удовлетворению спроса в одежде и вещах и т.д.

Как видно, Союз и сегодня играет существенную роль как центр социальной работы ФРГ, имеющий значительное влияние не толь­ко в юридических кругах Федеративной Республики Германии. С ним считаются, его мнение весомо, к нему прислушиваются са­мые высокие инстанции на федеральном уровне.

В 1898 г. в Берлине был основан “Союз по защите детей от жес­токого обращения и эксплуатации”. Этот орган выступал в то время против непосильного детского труда, за надлежащий уход за деть­ми, настаивал на продолжительном времени учебы в школе и был тесно связан с образованием и государственной благотворительно­стью.

Осознание того, что для социальной работы нужны свои кадры, привело к открытию социальных школ. В 1905 г. появилась первая христианская социальная женская школа. В течение последующих четырех лет начали работу еще 13 других социальных школ, где де­вушки из буржуазных семей изучали профессию попечительницы благотворительного учреждения.

Во время первой мировой войны эстафета заботы о жертвах вой­ны в Германии перешла от благотворительных независимых орга­низаций к государству. После войны все социальное обеспечение было объединено в благотворительное ведомство. В начале 20-х го­дов независимые благотворительные союзы объединялись в Импер­ское Сообщество основных независимых союзов по благотворитель­ности. В середине 20-х годов в больших немецких городах возникли органы государственного социального обеспечения, существующие и до сегодняшнего дня. Структурно социальное обеспечение разде­лялось на благотворительное ведомство (городской отдел социаль­ного обеспечения) и городское управление по здравоохранению и управление по делам молодежи.

Первые шаги по разработке методики социальной работы были сделаны в Германии на основе изучения опыта работы в США. Речь идет о патронажном методе, использованном в Веймарской респуб­лике в связи с последствиями войны, безработицей, массовым об­нищанием населения. Расширенная концепция этого метода вклю­чала в себя прежде всего вопрос о причинах нужды. Позаимствованный из США метод базируется на принципах ува­жения человеческой личности, активности и сознательного учас­тия клиентов в преодолении своих трудностей, знания социальным работником своих собственных сильных и слабых сторон, ответст­венности отдельных лиц перед обществом. В 1926 г. Алиса Саломон опубликовала в Германии труд по социальной работе “Социальный диагноз”, идеи которого были почерпнуты из одноименной книги М. Ричманда, вышедшей в США в 1917 г.

С приходом фашистов к власти в Германии было приостановле­но демократическое развитие страны. Извращения и человеконе­навистничество имели тогда место и в социальной сфере. Так, бла­готворительность была подменена “гигиеной расы”. Социальная работа была сведена к жесткому контролю над населением и стала одним из политических орудий нацистов.

После освобождения немецкого народа от фашизма в Германии началось возрождение демократических основ жизни и вместе с этим демократических норм социальной жизни. Интенсивно ис­пользовался опыт социальной работы США. Патронажный метод получил свое дальнейшее развитие. Особенно в середине 50-х го­дов, когда социальные работники перешли от взаимодействия с от­дельными клиентами к работе с группами лиц. Тут, видимо, оказали свое влияние получившие развитие в США эгопсихология работа с семьями и рассмотрение человека в целом, а не его заболевания или сложившейся на данный момент ситуации.

С середины 60-х годов в социальной сфере был выработан еди­ный подход к работе с коллективами клиентов в зависимости от вида и степени социального поражения.

70-е годы стали годами переосмысления социальной работы в ФРГ. Ученые пришли к выводу о недостаточности использования классических методов социальной работы, а также о малом исполь­зовании терапевтических средств в тех случаях, когда речь шла об охвате и решении проблемы в целом. В научном мире ФРГ проис­ходили дискуссии о пользе системных подходов в социальной рабо­те. На их базе были отработаны основные модели и выработаны принципы современного развития социальной работы на нацио­нальном уровне в Федеративной Республике Германии.

Необходимо отметить, что в ФРГ проводят границу между соци­альной работой и социальной педагогикой. Социальная работа свя­зана с помощью, уходом и заботой по отношению к клиенту. Соци­альная педагогика занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования клиентов. Так, на­пример, социальный педагог преследует цель, чтобы его клиенты-дети были воспитаны в духе лучших традиций европейской культу­ры, его клиенты юношеского возраста могли получить европейское образование, психически нездоровые люди могли бы получить все то, что позволило бы им включится в естественную жизнь общества.

Социальный работник концентрируется на социальных пробле­мах клиентов, на путях и средствах, которые помогут ему решить насущные вопросы клиента.

Социальный педагог участвует в повседневной жизни клиента, оказывает на нее педагогическое влияние. Социальный работник занимается конкретным социальным вопросом клиента, ищет пути его решения.

Мы видим, что в работе социального педагога и социального ра­ботника есть немало общего. Однако, специализация указанных направлений происходит с учетом особенностей различных соци­альных профессий.

Где же находит применение своим знаниям специалист по соци­альной работе?

В ФРГ специалист с дипломом по социальной работе чаще нахо­дит рабочее место в благотворительных учреждениях, оплачиваемых из бюджета общин, на средства церкви, реже из государственных средств. Задача социального работника как профессионала — ока­зать поддержку лицам, попавшим в бедственное социальное поло­жение.

В деятельности социального работника на практике воплощает­ся социальная политика государства. Социальный работник по большому счету занят решением социальных проблем. В случае его бездеятельности последние могут привести к социальному взрыву Здесь видна реальная увязка решения социальных и экономичес­ких проблем как гарантия существования правового социального государства. Осуществление социальной работы становится важным общественно-политическим фактором.

В ФРГ для социальных услуг характерно то, что они из частного независимого сектора все больше переходят под опеку государства.

Для решения социальных вопросов пользуются также услугами доб­ровольцев, безвозмездно пытающихся помочь людям, попавшим в беду (ежегодно эти люди экономят казне несколько миллиардов немецких марок), и услугами оплачиваемого персонала. Население опасается бюрократизации государственного социального обеспе­чения, поэтому все чаще среди пострадавших возникают формы взаимопомощи или самопомощи.

Взаимосвязь экономики и социальной работы была бы неполной, если не принять во внимание то, что социальный работник должен умело распоряжаться полученными денежными средствами. Здесь речь идет о социальном менеджменте. Социальный работник обязан быть в курсе финансовых проблем своих клиентов. Он должен знать о долгах клиентов, оплате нужд личного хозяйства со стороны соци­альных служб, оплате за аренду помещений, лекарств, о затратах на культурную программу, на уплату налогов, погашение страховки и т.д. Ответственное финансовое учреждение, например, от государства или от церкви, частного независимого союза или от других общест­венных сил может на определенный срок по плану выплачивать со­ответствующие денежные средства, т.е. здесь речь может идти о рас­ходах внутри социального учреждения и плановом распределении средств. Но для решения финансовых проблем социальный работ­ник может использовать и средства частных лиц; сюда можно отнес­ти наряду с пожертвованиями помощь родственников.

Финансовая сторона в деятельности социального работника иг­рает существенную роль. Деньги на социальные нужды в ФРГ мож­но получить главным образом в учреждениях, финансирующих со­циальные услуги, от государства, от церковных общин, фондов социального страхования, от общественных организаций, от пред­приятий и профсоюзных касс взаимопомощи, централизованно от церкви, из многочисленных фондов и учреждений, служащих со­циальным целям.

Кроме того, есть и другие источники финансирования: больнич­ные кассы (обеспечение по болезни), страхование от несчастных случаев, пенсионное обеспечение, а также кредитные учреждения, например банки, гарантирующие так называемые социальные кре­диты. Социальный работник в ФРГ обязан хорошо знать и уметь пользоваться всеми источниками социального финансирования.

 

 



2019-07-03 210 Обсуждений (0)
Начало социальной работы в Германии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Начало социальной работы в Германии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)