Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реформирование энергетики



2019-07-03 169 Обсуждений (0)
Реформирование энергетики 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Реформирование энергетики

Повышение цен на энергоносители

Инвестиционная программа

Реформа энергомонополий

Переход на уголь

Список литературы


Введение

 

Российская экономика недостаточно энерговооружена. Восстановление объемов производства в промышленности, сфере услуг, сельском хозяйстве, рост жилищно-коммунального сектора в 2000–2007 годах происходит в России неравномерно. На практике это означает, что в ряде регионов страны потребители уже почувствовали нехватку, дефицит электроэнергии.

Добыча природного газа в России начала сокращаться. Последнее гигантское месторождение дешевого газа - Заполярное - выходит на свой максимум и не покрывает недостаток добычи на старых участках. Рост добычи возможен прежде всего на севере полуострова Ямал и на шельфе Баренцева и Карского морей. А это очень дорогостоящий газ. В связи с этим переход к более высокой цене на природный газ, равноэффективной с ценами экспорта, просто неизбежен.

Кроме того для решения проблем электроэнергетики, осуществляется технологическая перестройка электроэнергетической отрасли. Для этого проводятся различные мероприятия по привлечению как российских, так и зарубежных инвесторов.

Альтернативным решение проблемы дефицита топлива является замена газа углем. Это замещение принципиально возможно в трех формах: перевод ряда существующих газоугольных блоков на сжигание угля вместо газа; отказ от запланированных вводов новых газовых мощностей в пользу угольных; постепенная замена выводимых из эксплуатации газовых паротурбинных блоков новыми угольными, а не планируемыми парогазовыми.

Тем не менее, переход на уголь имеет много явных и неявных рисков. Главный из них - риск экологической катастрофы. Другой отрицательный момент заключается в том, что стоимость строительства угольной ТЭС в сравнении с газовой значительно выше. И последняя, но не менее важная проблема, связана с территориальным размещением угольной генерации.


Реформирование энергетики

 

Для решения проблем в сфере электроэнергетики правительством РФ был разработан план реформы. Основы реформы заложены в Федеральном законе «Об электроэнергетике», где определены ее основные понятия и положения. Впоследствии был принят ряд документов от федеральных законов до постановлений правительства и решений на уровне Совета директоров РАО «ЕЭС России», уточняющих, детализирующих и вносящих коррективы в ход реформы. В общем виде реформу энергетики можно разделить на три этапа:

1−й этап - дифференциация региональных вертикальных АО-энерго на отдельные организации по видам деятельности: производству, передаче, распределению и сбыту энергии.

2−й этап - создание целевой структуры рыночного функционирования энергетики:

• 10 объединенных генерирующих компаний (ОГК) на основе федеральных базовых тепловых и гидравлических электрических станций;

• 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК) на основе тепловых станций, выделенных из АО-энерго;

• федеральной сетевой компании (ФСК), в которую должны передаваться линии электропередач свыше 330 кВ;

• межмагистральных сетевых компаний, отвечающих за линии до 220 кВ;

• межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) с передачей им местных распределительных сетей;

• органов, регулирующих торговлю на оптовом и розничном рынках.

3−й этап - запуск оптовых и розничных рынков электроэнергии с последующей полной либерализацией торговли. Выпуск в обращение на фондовый рынок ценных бумаг созданных энергокомпаний. Его основным содержанием станет обеспечение притока инвестиций в конкурентные секторы электроэнергетики.

В соответствии с планом реформы приведение в жизнь этапов реформирования осуществляется параллельными курсами, при соблюдении общей последовательности действий.

Реформа электроэнергетики неоднократно приостанавливалась в силу различных причин и снова возобновлялась. И до сих пор ее успешное окончание очень сомнительно.

В качестве аргумента против варианта реформы часто используют историю калифорнийского кризиса, и не без оснований.

Американский штат стал примером ускоренного реформирования энергетики по методу полного разделения сфер производства, передачи и сбыта с максимальным внедрением конкурентных отношений путем организации торговли электроэнергией через оптовый и розничный рынки. До начала преобразований в штате имелся 30−процентный резерв мощностей. После - генерирующие компании решили вывести из эксплуатации в общей сложности 11 000 МВт по причинам дороговизны производимой ими энергии и высокой амортизации оборудования. В итоге существовавший резерв был сведен к минимуму. Кризис начался в августе 2000 года, во время максимальных сезонных нагрузок. В тот момент дефицит электрической мощности в штате составил 5 000–6 000 МВт и с трудом восполнялся за счет источников других штатов.

Баланс энергии и мощности в Калифорнии был нарушен вследствие увеличения нагрузки из-за массового использования кондиционеров, вызванного повышением температуры воздуха. Нехватка электрических мощностей в соседних штатах привела к повышению тарифов на оптовом рынке более чем в пять раз, что оказалось значительно выше фиксированных розничных цен. Проблема усугублялась выросшими издержками на содержание созданных сетевых и сбытовых компаний, оплату услуг оператора биржи и системного оператора. Общие убытки сетевых и сбытовых компаний составили около 80 млрд долларов. Кризис сопровождался массовыми веерными отключениями света.

В итоге реформирование электроэнергетики в США было приостановлено. В законодательные акты включили разделы по стандартам надежности, запретившие, по существу, любые преобразования в отрасли. А Федеральная энергетическая регулировочная комиссия и руководство штата приняли решения по контролю за рыночными процессами в энергетике.

Опыт реформирования электроэнергетики штата Калифорния показал, что запуск чисто рыночных механизмов в энергетике может привести к неконтролируемому росту тарифов, катастрофическому падению надежности и значительному снижению инвестиций в развитие мощностей. С подобными последствиями, но в меньшей степени столкнулись другие страны (Англия, Норвегия, Швеция, Новая Зеландия, Канада, Уругвай, Колумбия, Аргентина, Бразилия), которые так же провели реформы энергетики по предельно рыночному варианту.

Экспертами, подробно изучавшими калифорнийский кризис, был выделен ряд факторов его возникновения и развития. Российской и, в частности, сибирской энергетике присущи схожие проблемы.

Во-первых, Калифорния накануне кризиса являлась, по сути, энергодефицитным штатом, так как по экологическим соображениям строительство электростанций было законсервировано, ввод новых электростанций не планировался. В большинстве регионов СФО также наблюдается значительный дефицит энергомощностей: в Алтайском крае, республиках Алтай, Тыва, Бурятия, Омской Читинской областях. К покрывающим собственные потребности регионам можно отнести Кемеровскую и Новосибирскую области. В них наблюдается хрупкий баланс энергии и мощности, но такие факторы, как аварии, выведение мощности в ремонт, сезонное увеличение потребления, могут быстро перевести эти энергосистемы в разряд дефицитных. Значительные избыточные мощности сосредоточены в Иркутской области, Красноярском крае и Республике Хакасия: на их территории находятся крупнейшие ГЭС. Эти регионы сглаживают нагрузки потребления энергии не только во всей Сибири, но и в европейской части России.

Во-вторых, оптовые тарифы на электроэнергию в штате определялись на основе спроса и предложения. Оптовые продажи энергии в России также осуществляются на рынке. Кроме того, с 1 сентября 2006 года вступили в силу правила работы нового оптового рынка электроэнергии и мощностей (НОРЭМ), которые явились очередным шагом на пути либерализации торгов.

Третья черта: создание искусственного дефицита мощности для роста оптовых цен. Уже сейчас в сибирском регионе массово применяется схема замены планово-предупредительных ремонтов в периоды минимума нагрузок спонтанными ремонтами по параметрам диагностики. Такая практика с точки зрения снижения издержек приносит значительные дивиденды, но возможность планировать ремонты при таком подходе сводится к нулю, что существенно снижает надежность энергосистемы. Продажа генерирующих мощностей в частные руки в ситуации дефицита мощности с высокой степенью вероятности может спровоцировать выведение мощностей из работы для получения сверхприбылей.

И, наконец, одна из важнейших причин кризиса — ликвидация вертикальной структуры в региональных энергосистемах штата, в результате чего генерирующие мощности были проданы специализированным компаниям, региональные энергосистемы превратились в три распределительные компании, а магистральные электрические сети энергосистем переданы в управление независимому системному оператору. На первом этапе российской энергореформы каждое из акционерных обществ энергетики и электрификации (АО-энерго), отвечающее за надежное электро- теплоснабжение региона, разделено на несколько акционерных обществ, решающих отдельные задачи.

По сути, в СФО большая часть преобразований из запланированного по разделению, реорганизации структуры и созданию целевой структуры уже сделана. Во всех АО-энерго сибирского региона полностью завершен этап разделения по видам деятельности. Из 72 АО-энерго, существовавших в России до начала реформ, не реорганизованных осталось шесть. Полностью сформированы целевые структуры всех ОГК, станции которых расположены в Сибири, завершено формирование целевой структуры ТГК-14. Остальные ТГК Сибири находятся на той или иной стадии формирования.

 
 

На данном этапе реформы можно сказать, что действия по разделению АО-энерго по видам деятельности привели к тому, что вместо 12 существовавших в Сибири АО-энерго, связанных единой технологической дисциплиной, создается в несколько раз больше мелких акционерных обществ, в которых реализация технологических связей осуществляется на основе договорных обязательств. Все это, с одной стороны, ухудшает технологическое управление отраслью, а с другой, приводит к росту издержек и тарифов из-за введения тысяч новых менеджерских должностей. Из состава АО–энерго также выводятся ремонтные, наладочные и другие вспомогательные производства, что хорошо видно на примере структуры дочерних обществ «Новосибирскэнерго», которые становятся самостоятельными юридическими лицами. Но самое главное, с ликвидацией АО-энерго в структуре энергоснабжения устраняется ключевое звено, обеспечивающее надежное электро-теплоснабжение населения и промышленности. АО-энерго как вертикальные компании несли ответственность за надежность энергоснабжения в каждом регионе страны. А теперь эти функции поручены сбытовым компаниям (гарантирующим поставщикам), у которых нет генерирующих мощностей и сетевых активов, но при этом являются ответственными за энергоснабжение. Компания, у которой отсутствуют производство и инфраструктура передачи энергии, априори не может нести бремя ответственности. Опять же примером служит калифорнийский опыт, где генерация была отделена от ответственности и сразу три компании приняли решение остановить четверть общих мощностей штата. Их действия выглядели логично с точки зрения экономики: избавиться от дорогих в эксплуатации и ремонте и ненадежных электростанций. Но летний пик нагрузки фактически отразился лишь на уровне комфорта граждан и только потом на промышленности. В наших условиях нарушение энергоснабжения — это угроза самой жизни.

Кроме совпадающих факторов имеется еще один, которого не существовало в Калифорнии. Перестройка энергетики имеет ярко выраженную электрическую направленность и совершенно не учитывает того, что большая часть энергии вырабатывается на комбинированных тепловых станциях. Достаточно взглянуть на характеристики установленных мощностей теплоэлектростанций, чтобы понять, что производство электрической энергии здесь стоит на одном уровне с производством энергии тепловой. Эта особенность в условиях сурового климата России и Сибири никак не может оставаться на втором плане.

С развитием энергетического рынка вполне прогнозируема ситуация, когда генераторы при благоприятной конъюнктуре на оптовом рынке энергии будут перераспределять мощности станций в сторону увеличения производства электрической энергии, уменьшая при этом выработку тепловой, что отрицательным образом может отразиться на потребителях. Предлагаемая на рынке цена электроэнергии станций, у которых приоритетным является производство тепловой энергии, может оказаться неконкурентной, что, вероятно, приведет к их закрытию и отрицательным последствиям для потребителей тепловой энергии.

Разделение единого электроэнергетического комплекса России на совокупность многочисленных коммерческих структур по производству, передаче, распределению и сбыту электроэнергии, действующих на конкурентном оптовом рынке, фактически снижает надежность и безопасность электроснабжения потребителей. Такое разрушение единого организма чревато возникновением системных аварий, которые в климатических условиях России могут привести к необратимым нарушениям в системах жизнеобеспечения и спровоцировать серьезный социальный кризис в масштабах страны.

Безусловно, необходимо предпринимать шаги для изменения ситуации с инвестициями в обновление фондов и строительство новых объектов энергетики. И необходимо что-то менять, но не без учета опыта стран, испытавших на себе отрицательные последствия реформирования энергетики по данной модели. Сигналом может быть и то, что сейчас энергетики развитых западных стран все больше интересуются опытом организации отрасли по образу советской модели, не дававшей сбоев даже в годы всеобщего хаоса, и ставят на первое место аспекты безопасности и надежности в ущерб чисто экономическим интересам.

Совпадение факторов калифорнийского кризиса и положения дел в электроэнергетике России говорит о том, что критическая кризисная масса если еще не достигнута, то уже очень близка. И дальнейшее движение по пути предельно рыночного варианта, не учитывающего требований надежности электроснабжения, губительно.



2019-07-03 169 Обсуждений (0)
Реформирование энергетики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реформирование энергетики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)