Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перспективы роста населения и демографическая политика



2019-07-03 320 Обсуждений (0)
Перспективы роста населения и демографическая политика 0.00 из 5.00 0 оценок




 

    Дальнейшее развитие населения и перспективы роста его численности во многом будут зависеть от стабилизации положения в экономике района, возможностей роста жизненного уровня населения. Если будут созданы условия для повышения уровня жизни населения в масштабе страны и произойдет стабилизация политической обстановки, можно ожидать реализации части «отложенных рождений» и некоторого «всплеска» рождаемости компенсаторного типа.

    В 2004-2005 гг. возможен подъем рождаемости как следствие значительного числа рождений в 1983-1984 гг. В ближайшей перспективе не ожидается значительного снижения смертности населения района в силу кризисных явлений в системе здравоохранения, нарастания негативных тенденций в качестве жизни. Предполагается сохранение числа умерших в пределах 3-3,1 тыс. человек и естественной убыли населения — 1,7-2,1 тыс.

    Как следствие низкого уровня жизни большинства жителей страны, серьезного обострения проблем трудоустройства, неразвитости рынка жилья возможно снижение размеров миграционного прироста к концу прогнозируемого периода до 2-1,5 тыс. человек ежегодно.

Таблица 3.26

Предположительная численность населения Всеволожского района
на 1997-2006 гг., на начало года, тыс. человек

 

    1997   1998   1999   2000   2001   2006 2006 г. в % к 1997 г.
1 вариант (экстрапо-ляционный) 191,9 193,9 194,9 195,9 196,9 195,4 101,9
2 вариант (проведе-ние активной соци-альной политики 191,9 193,9 195,9 197,9 199,9 209,9 109,4

 

    При предположении о проведении активной социальной политики по стабилизации жизненного уровня в стране, в области и районе в частности возможна более благоприятная динамика развития населения — (2-й вариант). Развитие системы здравоохранения, активизация охраны труда на производстве могут оказать влияние на снижение уровня смертности населения в трудоспособном возрасте, здесь велико значение местных органов власти. Особенно это относится к «не устаревающему сюжету» — борьбе с пьянством и алкоголизмом. Предполагается, что при проведении стабилизирующей политики в сфере здравоохранения и решительного пресечения бытового пьянства возможно сохранить более 1 тыс. жизней ежегодно, а естественная убыль снизится к концу прогнозируемого периода до 1 тыс. человек.

    В условиях цивилизованного развития рынка труда и рынка жилья возможна стабилизация размеров миграционного прироста в пределах 3-4 тыс. человек ежегодно.

    При данных предположениях численность населения по-прежнему будет увеличиваться и возрастет за 1997-2005 гг. на 9,4% (на 18 тыс. человек), в том числе за 1997-2000 гг. — на 4,9%. В составе источников изменения численности населения 30 тыс. человек будет приходиться на миграционный прирост, 12 тыс. человек — на естественную убыль.  

    Таким образом, к стратегическим направлениям развития перспективной численности населения и ее структуры можно отнести следующие:

· продолжение депопуляционных тенденций в развитии населения;

· рост населения за счет миграционного прироста как следствие привлекательности района из-за его близости к Санкт-Петербургу;

· увеличение численности населения в трудоспособном возрасте как следствие демографических процессов прошлых лет и предполагаемого миграционного прироста на протяжении всего прогнозируемого периода;

· в 1997-2000 гг. возможен значительный рост численности и доли молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, в конце прогнозируемого периода — увеличение численности лиц предпенсионного возраста;

· стабилизация доли и численности лиц в возрасте старше трудоспособного.

    Отмеченные негативные тенденции в развитии естественного движения требуют проведения на местном уровне неотложных мер с целью стабилизации воспроизводственного цикла населения. К числу приоритетных мер демографической политики необходимо отнести следующие:

1. Улучшение материального положения недееспособных семей, ликвидация на уровне района голода и нищеты, «заброшенности» одиноких пожилых людей.

2. Смягчение, амортизация негативного влияния факторов, определяющих низкий уровень рождаемости населения. Разработка на региональном уровне системы налоговых льгот, с учетом местной специфики, для предприятий, выделяющих средства на помощь семьям с детьми, на строительство (или ремонт) дошкольных и медицинских учреждений. В условиях глубочайшего финансового кризиса проблемы социальной защиты материнства и детства могут быть решены только в случае мобилизации всех финансовых ресурсов региона. Возможно, что реализация подобных мер сопряжена с необходимостью «урезания» других статей бюджета.

3. Разработка специальных мер, связанных с охраной здоровья населения и снижением уровня смертности от неестественных причин — несчастных случаев, травм и отравлений; борьба с пьянством и алкоголизмом.

 

3.2.5 Стратегия развития трудовых ресурсов
и социальные гарантии занятости населения

 

Выбор новой модели организации и регулирования процессов занятости — ответственная и сложная задача, поскольку преобразования в данной сфере непосредственно влияют на жизненные интересы населения, уровень благосостояния жителей и социальный климат в районе. Необходима разработка и реализация системы механизмов регулирования в районе воспроизводства рабочей силы, для решения задач оперативного характера, а также среднесрочного (1-2 года) и долгосрочного характера (2-10 лет). Эти меры должны быть как прямого административного, так и косвенного экономического воздействия на занятость населения и ситуацию. на рынке труда в районе.

    Сбалансированность спроса и предложения на рынке труда будет формироваться в 1997-2005 гг. под воздействием достаточно противоречивых и разнородных тенденций. В долгосрочной перспективе должна измениться структура факторов конъюнктуры рынка труда и вследствие этого — пропорции спроса на рабочую силу, занятости и безработицы. Наличие ряда природных ресурсов, выгодное географическое положение — выход к морю и близость к Петербургу являются основными стабилизаторами производства и рынка труда в районе. Как показали исследования направлений развития населения, влияние миграционного фактора в перспективе не снизится, проблемы трудоустройства мигрантов будут по-прежнему стоять достаточно остро.      

    В перспективе для района выделятся несколько приоритетных задач, решение которых будет способствовать стабилизации занятости в экономике:

    1. Проведение активной политики на рынке труда и в сфере занятости в свете реализации основных положений Указа Президента РФ «О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000гг.» от 23 мая 1996 г., № 768, осуществление комплекс мер по:

· активизации инвестиционной активности субъектов хозяйствования, стимулированию накопления и целевого использования амортизационных отчислений;

· повышению эффективности использования имеющихся производственных мощностей, включая ревизию неиспользуемых производственных мощностей; передачу при необходимости, части используемых и неиспользуемых организациями производственных мощностей в аренду предпринимателям, желающим создать на этих участках рабочие места; экономическое стимулирование предпринимателей более эффективно осуществлять по пути использования имеющиеся у них производственных ресурсов, передаче в аренду предприятий, входящих в состав мобилизационных мощностей и т.д.;

· формированию системы организации рабочих мест на базе общественных работ; стимулирование перевода работников, занятых на общественных работах, на постоянные рабочие места; проведение конкурса среди предпринимателей, желающих осуществить модернизацию или перепрофилирование производства;

· созданию механизма, обеспечивающего развитие профессиональной мобильности рабочей силы, включающего: поддержку предприятий, производящих профессиональное обучение кадров для создаваемых рабочих мест в соответствии с региональными приоритетами; подготовку на уровне района рекомендаций о согласованной деятельности органов исполнительной власти по труду и образовательных учреждений, ведающих вопросами обучения кадров, для создаваемых рабочих мест; непосредственно работу по повышению квалификации и переподготовки кадров в базовых образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональное обучение кадров для создаваемых рабочих мест, и т.д.;

· участию в разработке нормативной правовой базы, ориентированной на улучшение общих условий создания и сохранения рабочих мест, вплоть до подготовки предложений о необходимости изменения ряда положений КЗОТа.

    2. К числу важнейших направлений обеспечения динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда следует отнести разработку мер по снижению спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических групп, и прежде всего женщин. Государственная политика на рынке труда в отношении женщин предполагает в первую очередь тесную увязку программы женской занятости со всей социальной политикой. По-прежнему для условий района актуальными остаются направления по развитию альтернативных форм занятости, и в первую очередь, самозанятости, поощрения занятости на условиях неполного рабочего времени.

    3. При формировании и реализации политики занятости следует учитывать появление на рынке труда как работников, высвобождаемых в ближайшие годы, так и новых поколений трудоспособных граждан, численность которых начнет заметно увеличиваться с середины 90-х годов. Если не предпринять необходимых мер, то уже с 1997 г. возможно значительное увеличение безработицы, среди молодежи, достигающей трудоспособного возраста. Учитывая имеющиеся сложности с трудоустройством этой категории, необходимо мобилизовать все свободные ресурсы на поддержание сферы образования, в частности учебы с отрывом от производства. Это позволит не только избежать напряженных ситуаций с занятостью молодежи, но и создать условия для восполнения интеллектуального потенциала района[41].

 

 

 

 

Заключение:

 

 

Литература:

 

1. Федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997-2000 годах» от 23.11.96 г. №1410

2. Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 20.11.99г. №201-ФЗ

3. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями на 27.05.2000)

4. Постановление Правительства РФ «О мониторинге социально-экономического потенциала семей» от 14.12.94г. №1376

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы» от 22.03.95г.

6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» от 01.06.2000г. №426

7. Постановление Госкомстата России «Об утверждении Унифицированной системы показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования от 09.01.98г. №2

8. Советский энциклопедический словарь. М.,1989

9. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.-с.28.

10. Авдеева Т.Т. Институты и инструменты управления развитием местного сообщества // Муниципальный мир, № 5, 1999. С.46-53.

11. Айвазян С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении межрегиональных сопоставлениях. М.,2000.

12. Безверщук Ж.А. Потребности, вкусы, мода. Киев.,1987.

13. Бестужев-Лада И.В. Социалистический образ жизни: методология исследования // Вопросы философии, 1974, N 2.

14. Бестужев-Лада И.В. Проблемы построения системы показателей образа жизни. М., 1977.

15. Бестужев–Лада И.В. Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М.,1978

16. Бестужев-Лада И.В. Теоретические и методологические проблемы исследования образа жизни. М.,1979

17. Бобков В., Масловский-Мстиславский П. Динамика уровня жизни населения.//Экономист.- 1994.-№6.-с.57.

18. Бобков В.Н. О програме повышения уровня и качества жизни населения // Проблемы теории и практики. 1999. №6.

19. Бобков В.Н. Региональная дифференциация доходов и уровня жизни и выработка социальной политики в России // Уровень жизни населения регионов России. 1999.№9.

20. Бутенко А.П. Социалистический образ жизни //Вопросы философии, 1975, N 3.

21. Вавилина Н.Д. Социологическое исследование в государственном и муниципальном управлении. Новосибирск.,1998

22. Верф, Дирк ван дер Ронге, Фолькер Мониторинг в России. М.,1998

23. Воронин Ю.А. Оценка качества населения как основа новой социальной политики. Новосибирск. 1998

24. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Мониторинг доходов и уровня жизни населения.М.,1996

25. Вундт В. Социальные законы. В кн.:Философия истории: Антология. М.:Аспект Пресс, 1995. С.144-157.

26. Горшков М.К. Общественное мнение. М.,1988.

27. Давыдова Е.В.,Давыдов А.А. Измерения качества жизни. М.,1993, 52с.

28. Даудов В.Г. Методы статистического изучения уровня материального благосостояния народа М.,1978

29. Дж.Ван Гиг. Прикладная общая теория систем. В 2-х кн. Книга 1. М.: Мир, 1981. 336 с.

30. Долан Э., Линдсей Д. Микроэкономика. СПб., 1994. 448 с.

31. Доходы и уровень жизни населения. Мониторинг. ( Сборник статей). М., 1998

32. Зенгенбергер В., Кенэ М. Роль активной отраслевой и региональной политики занятости //Общество и экономика.№ 3-4. 1996. C.84-102.

33. Исаев И.И, Нечкин Б.В. Качество жизни и сертификация // Ст и К. 1994.№12

34. Использование новых технологий при опросах // СоцИс.2000.№10

35. Казначеев В.П. Экология человека; проблемы и перспективы. В кн.: Экология человека. Основные проблемы. Сб. науч. тр.. М.: Hаука, 1988.С.9-32.

36. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Информационные основы социально-экономического регионального мониторинга.СПб.,1995

37. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. СПб.,1994

38. Кривобоков И.А. Социальный мониторинг: теоретико-методологическое обоснование. М.,1994.

39. Курс социально-экономической статистики: Учебник/ Под ред. М.Г.Назарова.М.: Финстатинформ, 2000.

40. Макаревич В.Н. Концепция «улучшения качества жизни» в «несоциалистической» политике буржуазного государства (Франция)//Вестник Московского Университета. Серия 12.1980.№3.

41. Методика проведения социологических исследований. Смоленск., 1996

42. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие / Под ред. З.А. Петровой. М.,1990.

43. Методы и модели социально-экономического мониторинга/ ред.кол.: Шевяков А.Ю. и др.М.,1992

44. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М.,1990

45. Могилевский Р.С. Проблемы качества жизни крупного города.Л.,1987

46. Мониторинг “ Доходы и уровень жизни населения”. Сборник. М., 1996

47. Мониторинг общественного мнения. М.,1999-2001.

48. Мониторинг социально – экономического потенциала семей. М., 1997

49. Мониторинг социально-экономического потенциала семей.М.,1999-2001.

50. Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда Санкт-Петербурга. СПб.,1995.

51. Монтень М. Опыты. В 2-x томах. Т.1. Кн.1, 2. М.: Терра, 1996. 720 с.

52. Морова А.П.Социальные индикаторы развития//Социология.1999.№2

53. Муниципальный менеджмент: Учебник. М., 1997.

54. Образ жизни населения России: последствия реформ //СоцИс.2001.№4

55. Опросные методы сбора данных: предпочтения респондентов // СоцИс.2000.№8

56. Основные тенденции изменения уровня жизни населения России в 1999гду // Власть.1999. №11

57. Основы местной социально-экономической политики/Под ред. Когута А.Е. СПб,1995.

58. Основы социальной статистики: Учебник / Под ред. В.И. Гурьева.М.,1991.

59. Патруше В.И. Организационное развитие местного самоуправления // Муниципальный мир, №5, 1999. С.58-62.

60. Показатели и индикаторы социальных измерений. М.: РИЦ ИСПИ РАH, 1995.

61. Преступная субъкультура // СоцИс.2001.№3.

62. Разумов А.А., Зубрилин Ю.В.Методические подходы к разработке единого порядка исчисления среднедушевого дохода семьи //Уровень жизни населения регионов России.1999. №2.

63. Райцин В.Я. Модели планирования уровня жизни. М.,1987.

64. Ревайкин А.С. Методологические проблемы мониторинга социально-экономического развития региона. Хабаровск.,1993.

65. Региональный социальный мониторинг экономических реформ/Под ред. Ф.М.Бородкина //Региональная экономика и социология. 1999. вып.3.

66. Реформирование России: Мифы и реальность (1989-1994). М.: Academia. 1994, 384 с.

67. Римашевсакя Н.М. Система моделей уровня жизни населения. М.,1980

68. Российский статистический ежегодник: статистический сборник. Госкомстат России. Москва.1999

69. Рохчин В.Е., Филипов А.И. Социально-экономическое развитие муниципального образования. СПб., 1996

70. Серов Н.К. Социальный мониторинг: вопросы теории и практики // Социология и проблемы перестройки.1988. №2.

71. Социальная статистика. М.: Финансы и статистика, 1997.

72. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Ильенковой. М.,1998.

73. Социологические исследования на рынке услуг // СоцИс.2000.№6

74. Справочник по социальным показателям: Методологические исследования. Серия F№49.ООН. Нью-Йорк,1989.

75. Стиль жизни личности / Под ред. В.В. Ануфриева. Киев.,1982.

76. Суббето А.И. Управление кчеством жизни и выживаемость человека // Ст и К. 1994.№1 

77. Телушкина Е. Мониторинг – инструмент наблюдения и анализа экономики // Экономист.1994.№2.

78. Толстых В.И. Образ жизни. Понятие, реальность, проблемы. М., 1975.

79. Тумурова Л.И. Уровень жизни населения региона.- Новосибирск.,1993

80. Уровень жизни населения Ленинградской области (Статистический сборник). СПб.,1995

81. Уровень и образ жизни бомжей //СоцИс.2000.№2.

82. Хахулина Л.А. Методологические проблемы социологического изучения уровня жизни населения.Новосибирск.,1986

83. Шафф А. Куда ведет дорога? В кн.: Философия истории: Антология. М.:Аспект Пресс, 1995. С.311-331.

84. Шашкова А.В. Региональные и местные органы управления // Государственная власть и МСУ. 1999.№1.

85. Шкуркин А.М., Шкуркин А.А. Мониторинг качества жизни населения муниципального образования: проблемы, принципы и перспективы построения. Хабаровск, 2000. - 69 с.

86. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1993.№1.

87. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М.,1987.

88. INTERNET. ВЦИОМ: www.wciom.ru

 


[1] Шкуркин А.М., ШкуркинА.А. Мониторинг качества жизни населения муниципального образования: проблемы, принципы и перспективы построения.-Хабаровск.,2000, с.5

[2] Бутенко А.П. Социалистический образ жизни //Вопросы философии, 1975, N 3.

[3] Дж.Ван Гиг. Прикладная общая теория систем. В 2-х кн. Книга 1. М.: Мир, 1981. с.314

[4] Суббето А.И. Управление кчеством жизни и выживаемость человека // Ст и К. 1994.№1 

[5] Dasgupta P.,Weale M. On measuring thequality of life // World development., Oxford,1992. vol.20,№1

[6] Бестужев–Лада И.В. Теоретические и методологические проблемы исследования образа жизни. М.,1979

 

[7] Когут А.Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. СПб.,1994

[8] Кошелев Н.Ф., Захарченко М.П. Проблема гигиенической донозологической диагностики в современной медицине // Гигиена и санитария.1992. №11-12

[9] Бестужев–Лада И.В. Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М.,1978

[10] Образ жизни населения России: последствия реформ //СоцИс.2001.№4

[11] Давыдова Е.В.,Давыдов А.А. Измерения качества жизни. М.,1993, 52с

[12] Справочник по социальным показателям: Методологические исследования. Серия F№49.ООН. Нью-Йорк,1989

[13] Курс социально-экономической статистики: Учебник/ Под ред. М.Г.Назарова.М.: Финстатинформ, 2000

[14] Методы сбора информации в социологических исследованиях. М.,1990

[15] Шкуркин А.М., Шкуркин А.А. Мониторинг качества жизни населения муниципального образования: проблемы, принципы и перспективы построения. Хабаровск, 2000. - 69 с

[16] Шкуркин А.М., Шкуркин А.А. Мониторинг качества жизни населения муниципального образования: проблемы, принципы и перспективы построения. Хабаровск, 2000. - 69 с

[17] Справочник по социальным показателям: Методологические исследования. Серия F№49.ООН. Нью-Йорк,1989.

[18] Тумурова Л.И. Уровень жизни населения региона.- Новосибирск.,1993

[19] Методика проведения социологических исследований. Смоленск., 1996

[20] Ревайкин А.С. Методологические проблемы мониторинга социально-экономического развития региона. Хабаровск.,1993.

[21] Советский энциклопедический словарь. М.,1989

[22] Верф, Дирк ван дер Ронге, Фолькер Мониторинг в России. М.,1998

[23] Верф, Дирк ван дер Ронге, Фолькер Мониторинг в России. М.,1998

[24] Когут А.Е., Рохчин В.Е. Информационные основы социально-экономического регионального мониторинга.СПб.,1995

[25] Верф, Дирк ван дер Ронге, Фолькер Мониторинг в России. М.,1998

 

[26] Шкуркин А.М., Шкуркин А.А. Мониторинг качества жизни населения муниципального образования: проблемы, принципы и перспективы построения. Хабаровск, 2000. - 69 с

[27] Основы местной социально-экономической политики/Под ред. Когута А.Е. СПб,1995.

 

[28] Когут А.Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. СПб.,1994

 

[29] Книжников В.А., Рахманин Ю.А. и др. Методологические проблемы современной гигиены и задачи медико-экологического районирования РФ //Гигиена и санитария. 1992. №11-12

[30] Когут А.Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. СПб.,1994

[31] Суринов А. Основные показатели уровня жизни в условиях рыночной экономики // Вестник статистики.1992.№12

[32] Бобков В., Масловский-Мстиславский П. Динамика уровня жизни населения.//Экономист.- 1994.-№6.-с.57

[33] Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями на 27.05.2000)

[34] Серов Н.К. Социальный мониторинг: вопросы теории и практики // Социология и проблемы перестройки.1988. №2.

[35] Толстых В.И. Образ жизни. Понятие, реальность, проблемы. М., 1975

[36] Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы» от 22.03.95г

[37] Dasgupta P.,Weale M. On measuring thequality of life // World development., Oxford,1992. vol.20,№1

[38] Иванов И.О. Социальная напряженность: основные показатели, методы выявления и измерения, в кн.: Теория и практика экономических реформ. Международный опыт. СПб. 1994.

[39] Показатели и индикаторы социальных измерений. М.: РИЦ ИСПИ РАH, 1995.

 

[40] Когут А.Е., Рохчин В.Е. Информационные основы социально-экономического регионального мониторинга.СПб.,1995

[41] Все данные: Научный отчет по теме «Разработка Концепции социального и экономического развития в условиях местного самоуправления муниципального образования Всеволожский район Ленинградской области на период 1997-2005 годы».



2019-07-03 320 Обсуждений (0)
Перспективы роста населения и демографическая политика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перспективы роста населения и демографическая политика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)