Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Детский дом как институт социализации



2019-07-03 296 Обсуждений (0)
Детский дом как институт социализации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Детский – дом – государственное интернатное воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, обучение и воспитание детей в возрасте от трех до восемнадцати лет, лишившихся попечение родителей, а так же детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержания и воспитания.

Деятельность детского дома регулируется типовым положением об образование учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденном Постановлением Правительства Р.Ф. №676 от 1 июля 1995 год. Документ закрепляет право детского дома на самостоятельность, на разработку и реализацию образовательных программ, дает возможность определять формы и методы обучения и воспитания.

Основная задача детского дома – осуществлять социально – педагогическую деятельность, направленную на социальную защиту, социализацию ребенка, способствующую решать индивидуальную проблему конкретного ребенка.

Цель социально – педагогической деятельности детского дома – социальная защита воспитанников, оказание помощи и поддержки в процессе их социализации.

Исходя из цели, педагогический коллектив ставит задачи: познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме. От человека в соответствии с его возрастом ждут приобщения к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенного уровня сформированности мировоззрения, направленности личности. На каждом возрастном этапе перед человеком стоят задачи, связанные с его участием в семейной жизни и производственно-экономической деятельности Задачами воспитательной работы с детьми в процессе социализации в дошкольном возрасте являются воспитание чувства безопасности и доверия к миру, развитие отношений с окружающим миром через игру, предметную деятельность. В первые семь лет жизни ребенок должен овладеть социальными способами обращения с предметным миром; последовательно освоить основные формы общения со взрослыми, приобрести навыки взаимодействия со сверстниками, усвоить нормы человеческих взаимоотношений; осознавать свое «Я» среди других людей [10].

Анализ опыта воспитательной работы интерната – учреждений и проведенные исследования дают возможность построить модель системы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома или школы-интерната. Такую модель можно представить в виде перечня педагогических задач, решаемых на разных этапах образования. В дошкольном возрасте, как и в младшем школьном возрасте, для этой категории детей важным является решение основных психолого-педагогических задач:

1. Формирование у ребенка субъективного чувства защищенности, безопасности, удовлетворенности собой, что обеспечивает стабильную, уверенную привязанность к взрослому. На основе личного опыта безусловной любви у ребенка формируется чувство собственной значимости. Оно является основой для чувства собственного достоинства, необходимым условием для восприятия ребенком педагогических воздействий, для формирования его собственной активности.

Субъективное ощущение защищенности – необходимое условие развития собственной активности ребенка. Именно от носителей педагогической защиты ребенок ожидает наиболее высоких, а главное, наиболее стабильных оценок как в нейтральной ситуации, так и в ситуации реальной вины.

Индивидуальный эмоциональный контакт со взрослым является стимулом психического развития и организующим, стабилизирующим началом в жизни ребенка.

2. Эмоциональное развитие ребенка (развитие эмоциональной восприимчивости, потребности в сочувствии и сопереживании, умение выражать другому человеку свою симпатию, расположение и т.д.).

Последствиями не решения этой задачи является неспособность дружить, агрессивное, потребительское отношение к сверстникам и взрослым (в том числе к воспитателю и к родственникам), чувство внутреннего одиночества, повышенная тревожность и неосознанная внутренняя напряженность, драчливость, эмоциональная неустойчивость, истощаемость [18].

В будущем у ребенка не формируется потребность в привязанности, не складываются дружеские и семейные связи, возникает отчуждение и потребительское отношение к людям, что является предрасположением к воровству.

1. Коррекция негативных эмоциональных тенденций, – работа со страхами, депрессивностью, тревожностью, эмоциональной напряженностью, склонностью к применению силы и т.п.

2. Развитие сенсорной сферы, моторики, речи. Коррекция развития сенсорной и двигательной сфер как основы развития учебной активности ребенка, его уверенности в собственных силах и успешности.

3. Развитие адекватных потребностей и интересов, формирование представлений ребенка о мире, о природе, о людях, об обществе, о нормах поведения. Смысл педагогической деятельности: компенсация ограниченности личного опыта и понятийной сферы ребенка путем развития интересов и расширения представлений о мире способствует созреванию познавательной активности ребенка, его потребности в обучении как способе углубления и систематизации личного опыта.

4. Развитие поисковой и творческой активности ребенка, формирование у ребенка субъективного чувства успешности. Воспитательное пространство детского дома детей выдвигает в качестве важнейших задач обогащение сферы осваиваемых индивидом социальных ролей, оказание помощи воспитаннику в овладении базовыми социальными способностями и умениями, что способствует эффективной социализации подростка.

В науке к настоящему времени накоплен достаточный объем знаний, сложились теоретические предпосылки, создающие условия для поиска путей решения исследуемой проблемы, но необходима разработка теорий, подходов, технологий, обеспечивающих социализацию подростка в условиях воспитательного пространства учреждения дополнительного образования детей [8].

Очень важен процесс формирования представлений ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей – сирот часто бывают искажены. В зависимости от их индивидуальных особенностей они создают свой образ реализации той или иной роли. Отсутствие нормальных для ребенка контактов (семья, друзья по улице, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из разных источников. Чаще всего источником информации для ребенка о социальных ролях являются средства массовой информации и мнение сверстников. В связи с этим часто возникает иллюзионный «образ» социальной роли. Это касается не только ролей члена семьи, но и других ролей и те, кто с ними взаимодействует. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль должна реализовываться человеком в течение всей его жизни.

 



2019-07-03 296 Обсуждений (0)
Детский дом как институт социализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Детский дом как институт социализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)