Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава IV. Здоровьесберегающие технологии и современная система образования



2019-07-03 249 Обсуждений (0)
Глава IV. Здоровьесберегающие технологии и современная система образования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

IV.1. Представление о здоровьесберегающих
образовательных технологиях

В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится всё труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и методисты ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм. Ещё Я.А.Каменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы. Тогда обучение не потребовало бы иного, кроме искусного распределения времени, предметов и методов. Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям – педагогические технологии, технологии обучения, образовательные технологии (an educational technology).

Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?» (В.В.Гусев, 2000), то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные с особенности технологии от методики – воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!». Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Близкими к ЗОТ являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях. Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль за сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий.

Существует не мало возможностей конструктивного взаимодействия педагогов и медиков в их совместной работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Так, в примере с реализацией медицинских мероприятий по вакцинации, педагогический коллектив школы может обеспечить психолого-педагогическое сопровождение этих, не самых любимых детьми процедур. Известно, что эффект для здоровья любой медицинской манипуляции в немалой степени определяется отношением к ней пациента, его ожиданиями. Исследования показывают, что количество осложнений, гиперреакций на введение вакцины можно значительно сократить, если предварительно сформировать у детей необходимую установку, что достигается психолого-педагогическими методами.

Медицинский подход к здоровьесбережению, реализуемый в рамках профилактического направления, от психолого-педагогического отличается не только методами и профессиональной подготовкой специалистов, но и тем, что освобождает человека от ответственности за своё здоровье, передавая эту ответственность врачу, медицине. Противоположный подход состоит в мобилизации чувства ответственности человека за своё здоровье, воспитание постоянной потребности заботиться о нём (а значит – и о здоровье других людей). Это не предполагает запугивания, бывшего на вооружении у санитарного просвещения советских времён и активно используемого сейчас некоторыми врачами – наркологами и другими специалистами. Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за своё здоровье, воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования.

Но перед человеком, который осознал ответственность за собственное здоровье, почувствовал потребность заботиться о нём, встаёт вопрос о том, как это грамотно делать. Ведь заниматься укреплением здоровья негодными средствами – «себе дороже». Чего стоит, к примеру, большая часть программ по сбрасыванию лишнего веса! В отношении здоровья в полной мере справедлива истина: «Лучше не делать никак, чем делать не правильно!» Но как правильно? И здесь эстафете технологий здоровьесбережения передаётся  от воспитательных программ – учебным (health educahion). Научить ребёнка, молодого человека общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья, безусловно, - задача образовательных учреждений. А уже за консультациями по частным вопросам, за корректировкой оздоровительной программы с учётом индивидуальных особенностей, с целью восстановления пошатнувшегося здоровья человек может обратиться к медику (физиологу, психологу), специалисту по вопросам здоровья.

Таким образом, современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым. Для системы образования эта задача трансформируется в императив использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог, психолог. Недоработка школы в этой сфере сравнима с исключением из школьных программ всех уроков математики.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах – задача-минимум и задача-оптимум. Задача-минимум и отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: «No nocere!» («Не навреди!»). Реализация её рабочей программы включает выявление и каталогизацию факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное (патогенное) воздействие на организм учащегося – его физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно-нравственное здоровье, и, в дальнейшем, устранение самих этих факторов или смягчение их воздействия на учащихся и педагогов. Соответственно, сами патогенные (или условно патогенные) факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут быть разделены на три группы: касающиеся гигиенических условий образовательного процесса (гигиенические), обусловленные организацией обучения (организационно-педагогические) и связанные непосредственно с работой учителей, администрации, сотрудников образовательного учреждения (психолого-педагогические факторы).

Таким образом, решение задачи-минимум с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьника. В традиционном понимании, сложившимся в нашей стране ещё в советское время, охрана труда - это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье производственника. «Производство» школьника – его парта, класс, деятельность – учёба. Задача руководства управления образования, директора школы, учителя – по возможности защитить тело и психику ребёнка в школе от воздействия как очевидно травмирующих факторов, так и тех, эффект которых проявляется постепенно, путём кумуляции. То же самое касается охраны труда и здоровья педагогов. Справедливости ради отметим, что приоритеты в охране труда и здоровьесбережении разные: в первом случае – сохранение трудовой единицы и повышение производительности труда (экономическая задача), во втором – забота о человеке, его здоровье (гуманитарная задача).

Как мы уже говорили, на практике выделяется 3 источника угроз для здоровья учащихся и педагогов:

1. Гигиенические, средовые факторы;

2. Организационно – педагогические факторы;

3. Психолого-педагогические факторы.

ЗОТ в первую очередь касается третьей группы факторов, что выдвигает на первый план задачу формирования соответствующей компетенции у всех работников образовательных учреждений. Но рассмотрение здоровьесберегающих технологий только как характеристики работы учителя было бы методологической ошибкой. Слишком тесна взаимосвязь всех вышеуказанных факторов, особенно в отношении достигаемого эффекта. Кроме того, к трём общепринятым факторам угрозы для здоровья учащихся, мы склонны отнести и безграмотность в вопросах здоровья: не менее половины проблем со здоровьем мы создаём себе сами! А это также образовательная проблема. Таким образом, ЗОТ можно рассматривать как альтернативу угрозам здоровью, исходящим их всех источников, так или иначе связанных с образовательным процессом.

Было бы ошибкой считать заботой о здоровье ребёнка создание тепличных условий, содержание его в школе под своеобразным «колпаком», защищающим от всех вредных влияний. Во-первых, это невозможно практически, а, во – вторых, что очень важно, в этом случае, переступив порог школы, ребёнок столкнётся с теми воздействиями, которые окажутся для него непереносимыми ввиду неготовности к взаимодействию с ним. Простейшей иллюстрацией этого может служить физическое (температурное) закаливание. Наивная попытка «кутания» ребёнка в стремлении защитить от простуд оборачивается противоположным желаемому результатом. Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации – физиологической, психологической, социальной. Это и должна делать школа через ЗОТ – тренируя, обучая, воспитывая. Создание на уроке моделей реальных условий жизни – это те мостики, которые позволяют учащемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом. Это искусство – подготовка ученика к реальной жизни – определяет, в конечном счёте, профессионализм учителя, является содержанием «педагогической адаптологии» (Смирнов Н.К., 2000), рассматривающей в определённом аспекте многие проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся и составляющей один из теоретических конструктов представления о ЗОТ.

Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий при решении с их помощью защиты от патогенных факторов будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья учащихся и педагогов, находящееся в очевидной связи с воздействием таких факторов. Это согласуется со сложившейся у нас практикой работы системы здравоохранения (обращаться к врачам надо только тогда когда заболеешь), но вступает в противоречие с принципами профилактической медицины и концепцией здоровья, принятой Всемирной организацией здравоохранения, согласно которой здоровье – не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Если организовать работу школы в сфере охраны здоровья только задачей-минимум – защитой ученика от вредных воздействий – то лишь небольшая часть образовательного потенциала школы окажется задействованной в интересах здоровья учащихся. Такой подход на наш взгляд, не отвечает стратегическим принципам здоровьесбережения и не приводит к достижению целей системы образования. Ведь получается, что пока ребёнок в школе, о нём заботятся, за порогом же школы образовательное учреждение снимает с себя всякую ответственность за здоровье своего воспитанника. Усилия в этой сфере не могут ограничиваться только фильтрацией воздействий, непосредственно связанных с образовательным процессом, ролью щита от них. У школы достаточно ресурсов для помощи своим воспитанникам в сохранении здоровья, как в период обучения, так и после окончания школы. Это и учебно-воспитательные программы, и внеклассная работа, и воздействие через родителей учащихся, и т.д. Содействие процессам формирования адаптационных ресурсов ребёнка, возможностей противостоять патогенному воздействию окружающей среды – как природной, так и социальной – важнейшая стратегическая задача, решаемая доступными образовательным учреждениям средствами – обучением, воспитанием, содействием развитию.

В соответствии с этим и понимание ЗОТ представляет нам как задача-оптимум, включающая решение задачи-минимум, а также формирование у учащихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Тогда более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. «Рядовой» признак ЗОТ, как и всех образовательных технологий, определяется учебно-воспитательным процессом, исполняющим роль методологического стержня, к которому адресуются все конкретные технологии, приёмы и методы. Поэтому и противопоставление условий организации образовательного процесса (устранение вредных воздействий, достижение максимальной работоспособности без ущерба для здоровья) его содержанию, в связи с вопросами здоровья, весьма условно.

Последнее принципиально важно, ибо задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.

Задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

 

IV.2. Принципы и отличительные особенности
здоровьесберегающих образовательных технологий

В числе главных недостатков современной системы образования в России, российской школы – её авторитарность, доходящая в некоторых учебных заведениях и у некоторых учителей до деспотизма. Впрочем, это касается особенностей системы образования не только нашей страны. В попытках выстроить дисциплину, организовать учебный процесс, учителя и администрация школ неоправданно часто и интенсивно используют «административный ресурс». Понятие «заставить ученика» – из числа самых распространённых. Оно не всегда проговаривается вслух, но отношения учителя с учеником по большей части определяются именно этим глаголом. Чтобы удерживать дисциплину в классе на уровне, необходимом для проведения урока, обеспечить возможность учиться школьникам, которые хотят этого, от учителя требуется выдержка, самообладание, владение широким арсеналом педагогических приёмов и коммуникативных техник. Иногда у педагога недостаточно профессионализма, технологической оспособленности, чтобы преодолеть отсутствие у школьников интереса к учёбе, низкий культурный уровень, особенно в сочетании с высокой конфликтностью, агрессивностью, ощущением безнаказанности, неумением держать себя в руках, владеть своими эмоциями и т.п. В некоторых случаях неспособность соблюдать правила дисциплины, двигательная расторможенность, эмоциональная неуравновешенность нередко обусловлены органическими мозговыми или функциональными нервно – психическими отклонениями, в отношении которых педагогические методы бессильны. А таких подростков в классе бывает не один и не два…И здесь легко от требовательности перейти к принуждению, что не одно и то же! Возможность достичь положительного результата без принуждения учащегося и отличает настоящего педагога-профессионала от «просто учителя». Именно авторитарная позиция восполняет обычно нехватку профессионализма, энергетических и личностных ресурсов учителя, выполняя компенсаторную роль.

Негативные стороны авторитарной позиции известны: сковывается инициатива учащихся, снижается уровень проявления и развития креативности, снижается самооценка, формируется состояние хронического стресса, как и во всех случаях, когда человек ощущает зависимость от другого. Длительное пребывание в такой ситуации приводит к формированию протестных реакций, энергетика которых, постепенно накапливаясь, может стать причиной неожиданного всплеска агрессивности («немотивированная агрессия»). Воспитательное же воздействие психологического давления извне – формирование таких черт характера как неискренность, безынициативность, безответственность, застенчивость и т.п.

Негативное воздействие на здоровье так же обусловлено и жестко навязанными извне ограничениями телесных проявлений учащихся: отмечено, что чем более авторитарен учитель, тем более скованными чувствуют себя на его уроке ученики. А это ограничивает возможности эмоционально – двигательных противовесов «монотонии», ускоряет наступление утомления и переутомления. Поэтому можно утверждать, что чем больше в школе и на уроках отдельных учителей проявлений авторитаризма, тем в меньшей степени эта педагогическая технология может быть названа здоровьесберегающей.

С авторитарностью обычно сопряжены и другие характерные особенности педагогической деятельности. В частности, это дидактоцентрическая ориентация педагогического процесса, противостоящая антропоцентрической. Когда приоритетом деятельности учителя, ориентиром ее совершенствования становится методика обучения, страдает главное действующее лицо образовательного процесса – ребенок. В этом случае он превращается из субъекта в объект.

Именно учителям авторитарного стиля, в значительно большей степени, чем другим, присуще стремление к назидательности. А её избыток обуславливает снижение интереса к поступающей информации. Кроме того, назидательность – подчёркивание своей приоритетной позиции («подстройка сверху») со всеми нежелательными последствиями такой коммуникации.

Для самого учителя, директора, руководителя управления излишняя авторитарность значима как признак принадлежности к «типу А», т.е. к людям «стресс – коронарного» типа реагирования, имеющим повышенный риск заболеваний сердечно-сосудистой системы, в частности риск инфарктов.

Замечательный пример неавторитарной педагогики – педагогическая система Александра Нила, описанная в его книге «Саммерхилл – воспитание свободой» (М.:Педагогика – Пресс, 2000). Блестящий, афористичный язык, которым она написана и который в полной мере сохранён переводчиками – мудрыми педагогами Э.Гусинским и Ю.Турчаниновой – позволяет рекомендовать эту книгу не только как образец педагогической классики, но и как руководство по здоровьесберегающей технологии (хотя этот термин в ней, понятно, не используется).

Писать о необходимости индивидуализации воздействий стало традиционным для педагогической литературы. Однако укажем, что в интересах здоровья ребёнка «не загонять» его в прокрустово ложе шаблонов поведения, жёстких временных регламентов, расписанных до минут схем действий и т.п. Даже учёт только лишь возрастных и темпераментных особенностей учащегося требует серьёзной «подстройки» психолого-педагогических воздействий. Известно, насколько травматичным для психики ребёнка с флегматичными чертами является постоянное напоминание, что он медлит, опаздывает, не успевает, тем более, если это сопровождается физическим воздействием или педагогическими санкциями. Формирование невроза в этих случаях – лишь дело времени! Ещё больше шансов «заработать» невроз от действий неквалифицированного педагога представителя меланхолического темперамента.

Но темпераментные характеристики – лишь небольшая часть индивидуальных особенностей ребёнка, которые необходимо учитывать для того, чтобы педагогическая технология, субъектом воздействия которой он оказывается, не нанесла вреда его здоровью. Дополнительную диагностическую и методическую сложность представляет то, что черты характера и другие психологические особенности тесно спаяны с уровнем и качественными показателями состояния здоровья. Патогенные воздействия умеренной силы приводят сначала к нарушениям психического здоровья (психолого-педагогический уровень), а затем могут трансформироваться в патологию медицинского характера – пограничные нервно – психические и другие функциональные расстройства, психосоматические заболевания.

Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы и семьи, с учётом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого – мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков – приобщившись к культуре здоровья, за ответами на все эти вопросы ребёнок, подросток обращается именно к учителю, специалисту. И тогда полученная от них информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Круг замыкается: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий, как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое – дорогу к здоровью.

Раскрывая с разных сторон содержание ЗОТ и их связь с неизвестными педагогическими технологиями, напомним, что фундаментальный принцип педагогической тактики состоит в том, что не учитель должен «навязывать» ученику информацию (в любой форме – фактов, правил, закономерностей, советов, нравоучений), а ученик должен запросить её у учителя и получить требуемый ответ. То есть задача учителя – научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задавать (сформулировать) вопрос. «А какое же это имеет отношение к ЗОТ?» - спросит читатель. И хорошо, что спросит, что спросит – так бы делали и наши школьники! А отношение следующее. Во-первых, задание вопросов – это проявление и тренировка познавательной активности, а она тесно коррелирует с адаптационной способностью, умением и готовностью находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях, включая и те, которые представляют риск для здоровья. Во – вторых, это показатель включённости ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности (в состоянии утомления, безразличия и т.п., учащиеся вопросов не задают). Наконец, в – третьих, это показатель адекватно развитых коммуникативных навыков: застенчивый, «закомплексованный», боящийся учителя ребёнок вопросов задавать не будет, в результате возрастает багаж непонятного учебного материала, что ведёт к переутомлению и снижению интереса к обучению. Конечно, это резко отражается на успеваемости. Таким образом, можно заключить, что количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности. Соответственно, по тому, как и какие вопросы задают на уроке, можно судить об уровне профессионализма учителя. Полушутливая фраза о том, что «если вопросов не задают – это значит, что или всё понятно, или ничего не понятно», по сути – не верна. Это признак или безразличного отношения к полученной информации, или неуважения к её источнику, или низкого уровня слушателей. В школе – и то, и другое, и третье – показатель недостаточной квалификации учителя.

Схематично, модель работы по вышеназванной технологии, ведущей к здоровьесбережению, включает три этапа. На первом учитель сообщает ученикам информацию (рассказывает, читает, демонстрирует в визуальной форме), построенную с таким расчётом, чтобы стимулировать (спровоцировать) вопросы учащихся. На втором этапе учащиеся задают вопросы. На третьем – учитель на них отвечает (если сможет!). Поощряется как задавание вопросов, так и попытки ответить на вопрос – чужой или свой собственный. Сравнение этой технологии с традиционной (в рамках одной программы и при одинаковом временном ресурсе) показало (Смирнов Н.К., 1999) снижение утомляемости учащихся и лучшее качество усвоения даже большего объёма материала. Урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков у учащихся и большей удовлетворённостью от урока как у учителя, так и у учеников. Всё это – косвенные подтверждения здоровьесберегающего эффекта указанной технологии.

Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы – развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. В качестве примера эффективных и доступных форм работы можно привести дискуссию, психолого-педагогический тренинг. К сожалению, для использования их в повседневном учебном процессе необходима не только корректировка учебных программ, но и соответствующая подготовка педагогов. Фактически, это смещение традиционного методического репертуара учителя в сторону психологических технологий. Именно этот вектор профессионального развития учителя позволяет ему не только получить удовольствие от своей работы, в большей степени реализовать индивидуальный подход к учащимся, но и превратить используемые педагогические технологии в здоровьесберегающие.

По нашему убеждению, представленность психологической, и даже психотерапевтической составляющих в работе современного учителя во многом определяют её эффективность. Это связано как с бурным развитием прикладной психологии, методов воздействия на психику человека, его поведение, так и психопатологической отягощённостью нынешних детей и подростков, недостатком внимания к их проблемам со стороны родителей. Конечно, учитель не должен заниматься психотерапией в медицинском значении этого слова – консультированием, лечением, гипнозом, но подход к ребёнку, ориентированный на его личностные особенности и проблемы, комплексы, мешающие ему жить и т.п., как раз и отличает профессионального педагога, Учителя (с большой буквы!), от «урокодателя», невольно рассматривающего ученика через призму очередной методики обучения. Именно при таком понимании задач учителя и используемых им технологий можно рассматривать «педагогическую психотерапию» (Смирнов Н.К., 1998) как область знаний и практического опыта, тесно корреспондирующую со здоровьесберегающими образовательными технологиями.

Учитывая известную патогенную роль формирующихся в процессе обучения состояний переутомления, дистресса и им подобных, можно говорить о здоровьесберегающем эффекте тех образовательных технологий, которые направлены на снижение утомляемости учащихся и позволяют, за счет большей эффективности учебного процесса, достичь поставленных целей (выполнить учебную программу), не перегружая школьника. Дополнительные психолого-педагогические ресурсы открываются здесь в направлении диагностики и использования сенситивных периодов в развитии ребёнка, ситуационно возникающих состояний, повышающих восприимчивость к одним воздействиям и закрывающих сенсорные каналы для других и т.п. Гибкое и согласованное использование учителем визуального и слухового каналов донесения информации до ученика, правильный выбор их соотношения применительно к конкретному учащемуся не только повышает эффективность процесса обучения, но и способствуют снижению психического напряжения ребёнка до физиологически оптимального уровня.

В этом аспекте, важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке учителем того, какой ценой для здоровья конкретный учащийся, с учётом всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные на уроке знания, умения, навыки. «Цена обучения для здоровья» - вот тот критерий, который при использовании здоровьесберегающих технологий служит учителю мерилом допустимости тех или иных педагогических воздействий.

Выше мы уже упоминали о недостатке простого и достоверного психолого-педагогического и медико-физиологического инструментария для оценки влияния, оказываемого на здоровье учащихся той или иной образовательной технологии. Поэтому часто приходится использовать косвенные индикаторы оценки, особенно в практической работе учителя, директора школы. Одним из таких индикаторов может служить степень интереса школьника к учёбе, конкретному предмету, часто облечённое в желание или нежелание идти в школу. Очевидно, что степень этого интереса и желания отражает и степень позитивного влияния на здоровье используемых учителем (или учителем данной школы) технологий: ученик, для которого школа – тяжёлое и неприятное испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья. Отсюда вытекает целесообразность и корректность использования опросов и анкетных исследований для оценки того, насколько профессиональный уровень педагогов позволяет им сберегать здоровье своих воспитанников. (Примеры таких анкет приведены в следующей главе).

Отдельного обсуждения с позиции здоровьесбережения заслуживает вопрос о многократных повторениях на уроках одного и того же (фазы, идеи, примера). Это отдельная важная тема психолого-педагогических технологий, адресованная, главным образом, учителю. Здесь лишь укажем, что прямо противоположными: и как артефакта работы учителя, связанного с его состоянием, здоровьем, психологическими особенностями (усталость, повышенная тревожность, ригидность, атеросклероз), и как эффективного приёма педагогического воздействия, умелого использования технологии для лучшего усвоения изучаемого материала отдельными учащимися. Соответственно, в первом случае будет наблюдаться резкий рост утомления учащихся, во втором – его снижение. Таким же широким будет диапазон оценок возможности использование учителем специальных приёмов для оптимизации психологического состояния учащихся с целью их последующей работы в определённых режимах, таких как:

1. Механического запоминания;

2. Усвоение новых закономерностей, логических связей;

3. Творческой деятельности, фантазировании;

4. Однотипной деятельности для закрепления полученных знаний (выполнение упражнений, решение примеров) и др.

При соответствующей настройке учебная деятельность школьника будет протекать в психологически более комфортных условиях, что приведёт к более высокой её продуктивности и меньшим энерго- и трудозатратам. А, следовательно, к меньшему утомлению ребёнка. Но если уровень квалификации учителя, его психологическая компетентность недостаточны, результат окажется противоположным ожидаемому.

На этих примерах хорошо видно, насколько чревата ошибкой попытка оценить какой то элемент педагогической практики только по его названию, внешнему признаку. Оценивать и принимать управленческие решения в отношении здоровьесберегающих технологий целесообразно, только проанализировав суть нововведения, педагогического приёма, явления, технологии.

При планировании работы школы с усилением внимания к вопросам здоровьесбережения необходимо, во исполнение принципа «Не навреди!», продумать чёткую систему отслеживания всего комплекса показателей (психофизиологических и психолого-педагогических), отражающих воздействие инноваций на состояние здоровья учащихся. То есть должен проводиться комплексный мониторинг по трём взаимосвязанным направлениям – динамике состояния здоровья (статистика, объективные показатели, самооценка), динамике психофизиологических показателей (включая оценку утомления, настроения, уровня стресса, напряжения и т.п.), изменениям психолого-педагогических характеристик (успеваемости, поведения, работоспособности, отношения к учёбе и др.). Важно определить те корреляции, которые позволяют сделать вывод о цене для здоровья, которой оплачиваются учащимся успехи в школьной и внешкольной деятельности ( кружки, секции, компьютер, хобби).

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Описания их содержания можно найти в рекомендациях физиологов и гигиенистов. С позиций здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений или гимнастики для глаз минимальна, если при этом учитываются три условия.

1. Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т.д.).

2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной – от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.

3. Учителю, проводящему физкультминутки, необходимо выработать для каждого класса 2 – 3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Условие и составная часть практической реализации ЗОТ – формирование культуры здоровья учащихся – одна из важных задач школы, которая может быть успешно решена лишь при наличии необходимого уровня культуры в этой сфере у самого учителя. Поэтому такое внимание мы уделяем подготовке, повышению квалификации, непрерывному обучению по этим вопросам педагогов, психологов, директоров школ.

В отличие от предметов «фундаментального» цикла – математики, физики, истории и т.п., вопросы имеют сугубо прикладное значение. Поэтому наряду с тематическими образовательными программами (см. ниже), необходимой составной частью диалога учителя с учеником является способность каждого учителя ответить на задаваемые учащимися и актуальные для них вопросы по проблемам здоровья. По крайней мере, наиболее типичные и не требующие специальных медицинских знаний. С другой стороны, сам учитель, в процессе преподавания своей дисциплины и проведения воспитательной работы, должен уметь и стремиться приводить примеры, отмечать закономерности, связанные с вопросами здоровья, возможностями его сохранения и укрепления. В этом же русле должна строиться одна из сторон работы педагога с родителями учащихся. Соответственно, учитель должен быть подготовлен к такой работе. И не только по популярным брошюрам на тему здоровья или книгам по основам медицинских знаний. Такая подготовка включает участие в тренингах, обсуждение и анализ с коллегами типичных ситуаций, проектную работу, посвящённую построению здоровьесберегающего образовательного пространства школы и другие формы последипломной учебной работы, позволяющие учителю не только использова<



2019-07-03 249 Обсуждений (0)
Глава IV. Здоровьесберегающие технологии и современная система образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава IV. Здоровьесберегающие технологии и современная система образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)