Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Системный подход семьи в оказании помощи алкоголику.



2019-07-03 247 Обсуждений (0)
Системный подход семьи в оказании помощи алкоголику. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Социальному работ­нику следует отказаться от причинного мышления, пе­рестать воспринимать пьянство больного как причину несчастий его семьи. Необходимо рассматривать семью как систему, в которой каждый играет свою роль и является частью общей проблемы — алкоголизма. При системном мышлении алкоголизм уже не воспринимается как пробле­ма одного человека, а рассматривается как симптом нару­шения нормального функционирования семьи. Тогда становятся понятны причины болезни всей семьи. Если со­циальный работник поможет жене больного избавиться от прежних ошибок в поведении весьма вероятно, что ее муж обратится за помощью к врачу. Таким образом, если потя­нуть за одно звено — можно вытянуть всю цепочку.

Однако семья, как любая система, стремится к сохране­нию некоего равновесия и именно поэтому является зак­рытой, почти непроницаемой, причем настолько, что даже отвергает предлагаемую помощь. Чем больше давление из­вне, тем сильнее сопротивление системы. В работе с семьей алкоголика необходимо проявлять огромное терпение. Со­циальный работник должен понимать, что изменения здесь не происходят в одночасье, по принципу «пришел, увидел, победил» — для этого требуется время, и порой весьма про­должительное.

Чтобы сохранять равновесие, семья как система реаги­рует на алкоголизм одного из своих членов тем, что адапти­руется, приспосабливается к нему. Основной метод адаптации — отрицать существование проблемы. Сохранение в тайне алкоголизма и связанных с ним негативных последствий (драк, морального разложения, плохого выполнения роди­тельских, профессиональных обязанностей) — главный фо­кус, в котором сходятся интересы всех родственников семьи.

Семья сокращает свои связи с другими людьми до миниму­ма, старается отсекать от себя всякие источники влияния и помощи извне. Члены семьи как бы берут на себя ответст­венность за поддержание стабильности в системе. Они изо всех сил стремятся контролировать ситуацию, которая в принципе контролю не поддается.

Важный принцип системы — ее целостность. Целое — это нечто большее, чем простая сумма элементов. Сложен­ные вместе, они еще не образуют систему. Ее важнейший признак — взаимодействие элементов. Семья алкоголика может плохо функционировать не потому, что состоит из плохих людей, а потому, что ее члены пользуются плохими правилами поведения, не научены правильно взаимодейст­вовать (например, не умеют решать конфликты без аг­рессии). Для поддержания взаимодействия очень важна обратная связь. В семье больного алкоголизмом она может быть нарушена. Например, муж сильно напился, не смог выйти на работу, а жена старается скрыть истинную причи­ну прогула, ссылаясь на плохое самочувствие мужа, необхо­димость поездки к заболевшим отцу или матери и т.п. Муж не испытывает на себе результатов своего пьянства, по­скольку жена не дала сработать обратной связи, и продолжа­ет пить... Чем безответственнее ведет себя муж, тем больше ответственности берут на себя другие члены семьи.

В семье больного алкоголизмом работают негативные обратные связи. Все стараются сохранять существующее по­ложение, боятся любых перемен. Здоровая семья также стремится к сохранению стабильности, но в ней благодаря позитивным обратным связям возможны динамика взаи­моотношений, восприятие новых суждений, духовный рост каждого. В противоположность этому неизменность системы семьи больного алкоголизмом затормаживает всякое разви­тие ее членов.[7]

Обратные связи поддерживаются существующими в семье правилами. Эти правила могут быть открытыми, про­износимыми вслух, как, например, такое: «Дети должны возвращаться домой не позже 22 часов». Они могут быть скрытыми, но тем не менее известными всем. Например, отец убежден, что жену нужно бить, держать ее в страхе, и хотя он никогда не высказывает это мнение, дети его знают и тоже усваивают подобное отношение к женщине.

Взаимодействие в системе осуществляется через рас­пределение ролей между всеми ее членами. Однако главное в каждой семье — и благополучной, и неблагополучной — это супружеская диада, то есть отношение мужа и жены к самим себе и друг другу. Это влияет на всю семью. Если отношения родителей нормальны, у детей есть возможность развиваться нормально. Если супружеские отношения запу­таны и разлажены, то дети неизбежно испытывают на себе стресс, что вызывает отклонения в их поведении.

В семье больного алкоголизмом присутствует доминан­тно-подчиненный тип взаимодействия. Один или оба супруга могут иметь претензии к другому, испытывать недовольст­во, страдать от стресса, причем досада может прорываться только под воздействием алкоголя. В такой супружеской диаде каждый попеременно занимает то главенствующее, то подчиненное положение, бывает то жертвой, то обвините­лем. Члены диады склонны меняться ролями; этот тип отно­шений называют «феноменом перевертыша». Когда один из супругов в хорошем настроении, другой — чем-то недово­лен; когда один желает близости, другой держит дистанцию. Супруги неспособны наладить гармоничные отношения и в то же время не могут расстаться. Доминирующее положение супруга исполнено следующего смысла: «Пока тебе плохо, я чувствую себя сильнее, надежнее, я более справедлив, могу контролировать себя, мне мало что угрожает». Подчиненное положение воплощает в себе следующий смысл: «Моя жизнь не удалась, и я намерен испортить и твою. Я ничего не могу с собой поделать и должен положиться на тебя».

Эти отношения смягчают неуравновешенность в супру­жестве и способствуют длительному существованию такого крайне несчастливого брака. При всей кажущейся враждеб­ности взаимоотношений в «алкогольном» браке супруги в сущности, сами того не сознавая, поддерживают друг друга в стремлении сохранить привычный для обоих образ жизни. Отношения в таких семьях хотя и строятся по общей схеме, в то же время складываются достаточно разнообразно. Таким образом, в алкогольных диадах супруги могут доми­нировать попеременно, но не достигают гармонии взаимоотношений. Они чувствуют, что бессильны контролировать друг друга, но все же ведут бесполезную борьбу за власть и контроль над другим.

Адаптация семьи к алкоголизму претерпевает ряд ста­дий.

1.Ранняя стадия — отрицание проблемы в надежде на улучшение поведения больного. Члены семьи испытывают чувство вины и ответственности за проступки больного, са­моизолируются от общества.

2.Средняя стадия — преобладание у членов семьи чувств горечи, враждебности, презрения. Однако они по-прежнему скрывают пьянство больного.

3.Заключительная стадия — появление у членов семьи психосоматических симптомов либо пристрастия к алкого­лю. Супруга эмоционально отстранилась от больного, угро­жает разводом или требует его.[8]

Когда семья пытается справиться с пьянством больного, ее члены берут на себя определенные роли, в связи с тем, что алкоголик постепенно перестает выполнять свои функции добытчика доходов и хозяина дома, поскольку не принимает участия в ведении хозяйства, пропивает заработок, теряет работу. Больной алкоголизмом перестает осуществлять и родительские обязанности, а также супружеские (сексуаль­ные) функции либо в силу изменений, наступивших в состо­янии здоровья, либо из-за отказа супруги вступать с ним в сексуальные отношения.

Чтобы выжить в системе нарушенных взаимоотноше­ний, взрослые и дети в алкогольной семье принимают на себя определенные роли, которые можно назвать так: «пособ­ник», «козел отпущения», «компенсатор», «заменитель взрослого» (герой семьи), «сирота», «приспособленец».

«Пособник». Чаще всего это мать или жена. Пособник извиняется перед семьей, друзьями, родственниками и сослуживцами за поведение больного, помогает скрыть его неблаговидные поступки. Свое недовольство и гнев на пью­щего отрицает, пытается спасти его от последствий пьянства. Его действия облегчают больному возможность исполь­зовать известные механизмы психологической защиты — отрицание проблемы, преуменьшение неприятных послед­ствий пьянства, поддержание идеальных представлений о

Родители в семье играют роли заботливых учителей, отдавая своим детям время, заботу, энергию и определяя направление их развития. Дети же выполняют роли прилеж­ных учеников. Дети любопытны и исполнены жажды позна­ния окружающего мира. Необходимо научить их мыслить, чувствовать, любить, принимать решения, правильно ис­пользовать свои способности, удовлетворять свои потребно­сти.

Задача социального работника — постепенно оздо­ровить, выправить нарушенные взаимоотношения в семье алкоголика. Сделать это -возможно при условии четкого по­нимания ее проблем и нужд.

Всякой системе, так же как и индивиду, для нормальной деятельности необходимо удовлетворение определенных потребностей. Семейная система нуждается в:

—пище, одежде, жилище;

—эмоциональной поддержке;

—гармонии взаимоотношений;

—самореализации каждого ее члена как неповторимой индивидуальности (то же — для семьи в целом);

—стимуляции к активной деятельности;

—чувстве единения со всеми родственниками.

Социальному работнику легче определить все эти по­требности, степень их удовлетворения, равно как и назван­ные выше роли и взаимоотношения в семье, чем самим ее членам, поскольку он находится вне системы, воспринимает ее «со стороны».



2019-07-03 247 Обсуждений (0)
Системный подход семьи в оказании помощи алкоголику. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Системный подход семьи в оказании помощи алкоголику.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)