№ п/п
| Конкретные психологические характеристики
| В чем выражаются способности
|
1
| Способность к отождествлению знаковых биологических систем разной модальности
| В выражении чувств, напряженности внимания, выражении воли, работе мышления и воображения
|
2
| Способность к образному переживанию посредством проявления внешнего состояния в социальной активности
| В реализации первичных образов в действии и поведении
|
3
| Способность направлять активность сознания на конкретный предмет с целью его познания
| На функциональном уровне настроя на предмет деятельности, способности к широкому выбору мотивов, ориентирующих деятельность личности
|
4
| Способность определять источник внешних воздействий на развитие поведенческих актов, умение адекватно отвечать на изменение социальной ситуации
| В высокой чувствительности поведенческих актов к изменению социальной ситуации
|
5
| Способность улавливать изменения возрастных периодов и реагировать на эти изменения соответствующим образом
| В повышенной чувствительности человека к происходящим с ним событиям
|
6
| Способность направлять волевые усилия на активизацию внешней интенсивности и социальную активность, проявлять самодетерминацию и саморегуляцию деятельности
| В способности произвольно регулировать действия и психические состояния, подчиняя их своим сознательным решениям, в способности включать различные внешние и внутренние средства саморазвития
|
7
| Способность к осознанию своей ролевой функции среди окружающих и возможности влияния на других людей
| В стойкости мировоззрения и убеждений, в способности к волевым усилиям в особых ситуациях
|
8
| Способность оценивать свои психические состояния при подготовке и проведении совместной деятельности
| В способности адекватно воспринимать совместный труд, в адекватном признании успехов других членов группы в совместной работе
|
9
| Способность определять интенсивность усвоения и воспроизводства социального опыта
| В развитии социальной активности, социальной готовности к действиям
|
10
| Способность оценивать систему социальных связей и отношений в целом, представлять социальные ситуации в их последовательном развитии
| В высокой чувствительности к развитию социальных ситуаций, во внешней интенсивности личностных позиций и установок
|
Таблица 3.
Развитие социоустойчивых способностей
№ п/п
| Конкретные психологические характеристики
| В чем выражаются способности
|
1
| Устойчивые задатки, отражающие природную основу развития способностей
| В сочетании способностей, отражающем их отношения
|
2
| Способность к отражению образов, предметов, сцен и событий, возникающих во вторичных образах, на основе первичных представлений
| В устойчивости психического свойства, лежащего в основе формирования той или иной способности
|
3
| Способность осознания собственных свойств и состояний под влиянием доминирующих потребностей, мотивов, ценностей
| В устойчивости качеств, направленных на поиск путей повышения эффективности отношений между разными способностями
|
4
| Устойчивость способности включаться в активный процесс, влияющий на индивидуальные и психологические особенности человека
| В устойчивости типичных способов поведения, в единстве проявления функциональных и операционных компонентов способностей
|
5
| Устойчивость врожденных и приобретенных способностей, образующих систему отношений, обеспечивающих способность индивида к самоизменению
| В развитии индивидуально-психологических особенностей, связанных со знаниями и навыками индивида
|
6
| Способность к достижению устойчивой деятельности, проявляющаяся в быстроте, глубине и прочности овладения приемами деятельности
| В умении управлять своими мотивами и потребностями, в чувстве развития социальной ситуации, в личностных установках, направленных на овладение предметом деятельности
|
7
| Способность к речевой деятельности, к устойчивому воздействию на партнеров по общению, умелое использование речи и языка в процессе общения
| В индивидуально-психологических особенностях словесного воздействия на окружающих, на их представления и воображение
|
8
| Способность к устойчивости отношений совместной деятельности, умению включаться в совместный процесс, связанный с развитием межличностных ценностей и ориентационного единства членов группы и коллектива
| В способности устанавливать устойчивые межличностные отношения, быстро осознавать свое отношение к действительности, в способности действовать за границами социальной ситуации и ролевых предписаний
|
9
| Способность к социальной готовности чувствовать, переживать, действовать в отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам
| В устойчивости социальных отношений и высокой чувствительности к социальной идентификации
|
10
| Устойчивые способности интеллектуального поведения и умственной деятельности, связанные со стилем, тактикой и стратегией решения проблем
| В способности формировать и создавать классификационно-оценочные эталоны, определяющие развитие психического склада личности
|
Стили мышления.
Психологи разделяют людей по стилям мышления. Каждый стиль имеет свои особенности, игнорирование которых может привести к результату, обратному желаемому. Поэтому руководитель в рамках этики деловых отношений должен стремиться найти подход к каждому сотруднику индивидуально.
Под стилем мышления понимается система индивидуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей (от системы ценностей и мотивации до характерологических свойств). Стили мышления начинают складываться в детстве и развиваются в течение всей жизни человека.
Несмотря на то, что стиль мышления является открытой, т.е. постоянно пополняющейся системой, эта система обладает относительно постоянным ядром, структурой и избирательностью к внешним воздействиям.
Разные ученые расходятся в определении количества стилей мышления, но оно, как правило, не выходит за пределы десяти. Обычно выделяют пять основных стилей мышления и их комбинации.
Все стили мышления признаются равноценными. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны, но нельзя признать один стиль мышления лучшим, чем другой. Стили мышления не зависят от уровня интеллекта, по крайней мере, в диапазоне интеллектуальной «нормы».
Различия в стилях мышления между людьми (в т.ч. сотрудниками) могут оказаться очень значительными. Поскольку стиль мышления не только определяет способ постановки проблем и подходы к их решению, но и транслируется на поступки, то в отношениях людей, вынужденных регулярно общаться, может возникнуть серьезное непонимание.
Знания о стилях мышления значительно снижают вероятность возникновения вражды между людьми как на уровне деловых, формальных, так и на уровне личных отношений.