Конкуренция, конкурентоспособность, конкурентное преимущество фирмы: понятие и сущность категорий
Содержание Введение 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности и рекламной деятельности 1.1 Конкуренция, конкурентоспособность, конкурентное преимущество фирмы: понятие и сущность категорий 1.2 Реклама и рекламная деятельность 1.2.1 Рынок рекламных услуг: понятие, сущность, классификация рекламы 1.2.2 Средства распространения рекламы 1.2.3 Рекламные агентства и их классификация 1.2.4 Правовое регулирование рекламной деятельности 2 Методические подходы к оценке конкурентоспособности организации 2.1 Сравнительный анализ методических подходов к оценке конкурентоспособности организации 2.2 Применение матричных методов стратегического планирования при оценке конкурентоспособности организации Разработка методических подходов к оценке конкурентоспособности рекламного агентства 2.3.1 Рекламный рынок России: особенности развития, основные тенденции 2.3.2 Формирование подхода к оценке конкурентоспособности рекламного агентства 2.3.3 Методика проведения SWOT‑анализа деятельности организации 2.3.4 Анализ конкурентоспособности организации на основе концепции 5 сил Портера 2.3.5 Методика интегральной оценки конкурентоспособности рекламного агентства 3 Анализ конкурентоспособности ООО «Рекламное агентство» и разработка мероприятий по ее повышению Общая характеристика ООО «Рекламное агентство» 3.2 Анализ конкурентной среды 3.3 Анализ конкурентоспособности ООО «Рекламное агентство» на основе модели сегментации рыночных сил М. Портера 3.4 SWOT-анализ деятельности ООО «Рекламное агентство» 3.5 Интегральная оценка конкурентоспособности ООО «Рекламное агентство» 3.6 Мероприятия по повышению конкурентоспособности РА 3.6.1 Снижение цен на услуги ООО «Рекламное агентство» 3.6.2 Выпуск и установка новых видов наружной рекламы 3.6.3 Проведение рекламной кампании Заключение Список использованной литературы
Введение
Сегодня актуальность рекламы не вызывает сомнения так, как она играет ключевую роль в развитии рыночной экономики и является её важным элементом. Если производителя лишить такой эффективной связи с потребителем, какой является реклама, то он перестанет вкладывать деньги в совершенствование старых и создание новых товаров. Стремление к развитию, конкуренция в предпринимательстве будут увядать. Вот почему в странах с высоким уровнем жизни, массовым производством тратятся огромные деньги на рекламу. Избитая фраза «реклама – двигатель торговли» достаточно полно раскрывает основную функцию рекламы: передачу информации о товаре, знакомство с ним потенциальных покупателей, убеждение его в необходимости приобретения товара. Но от обычного информационного сообщения реклама отличается заинтересованностью в конечном результате. Это непросто изучение информации, а изучение с определённой, вполне конкретной целью – увеличение спроса на товар. За последнее десятилетие в экономике России наблюдается стремительный рост рекламного рынка, активно влияющего на развитие рыночных отношений в стране. Этот процесс сопровождается формированием крупного отечественного рекламного бизнеса, вливающегося постепенно в деятельность мирового рекламного рынка. Как и любой вид деятельности, рекламный бизнес подвержен влиянию конкуренции. Причем это относится не только к рынку рекламодателей, но и к рынку производителей рекламы – рекламных компаний. Целью дипломной работы является оценка конкурентоспособности организации и разработка мероприятий по ее повышению в современных условиях. Объект исследования – ООО «Рекламное агентство». Предмет – тенденции и процессы происходящие на рынке рекламных услуг. Исходя из намеченной цели исследования были поставлены следующие задачи: 1) Провести теоретический обзор рекламной деятельности, дать понятие конкурентоспособности, изучив имеющиеся литературные источники по данным тематикам; 2) Проанализировать рекламный рынок России (особенности, тенденции развития); 3) рассмотреть методические подходы к оценке конкурентоспособности организаций, выявить критерии оценки конкурентоспособности для рекламных агентств; 4) Дать оценку конкурентоспособности ООО «Рекламное агентство» и разработать рекомендации по ее повышению. Теоретические аспекты конкурентоспособности и рекламной деятельности Конкуренция, конкурентоспособность, конкурентное преимущество фирмы: понятие и сущность категорий Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе [7, стр. 42–51]. Конкуренция была и остается формой взаимного соперничества – с победителями и побежденными – субъектов рыночной экономики. Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей. Неизбежность конкуренции между предпринимателями вызвана приоритетом покупателей над продавцами на современном рынке [23, стр. 231]. Конкурентоспособность фирмы – это ее реальная и потенциальная способность изготовлять и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм-конкурентов [15, стр. 56]. Конкурентоспособность может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом. Теория конкурентоспособности фирмы и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей [8, стр. 90–109]. Многообразие существующих подходов к понятию конкурентоспособности в настоящее время в экономической литературе чаще всего определяется либо особенностями постановки задачи и цели исследования; либо особенностями выбора предмета исследования (товар, услуга); субъекта конкуренции (предприятия, отрасли, регионы, национальная экономика, государство); объекта конкуренции (спрос, рынок, факторы производства: природно-сырьевые ресурсы, рабочая сила, капитал, ценные бумаги, информация, политическая власть); масштаба деятельности (товарные рынки, отраслевые рынки, региональные рынки, межрегиональные рынки, мировые рынки) [21, стр. 167]. Вполне естественно, что в иерархии понятий конкурентоспособности (таблица 1) базовым является «конкурентоспособность продукции. В качестве производителей продукции выступают предприятия, отрасли, регионы, государства, которые вступают в конкурентную борьбу за потребителей, за рынки (товарные, отраслевые, территориальные); за факторы производства (природно-сырьевые, производственно-технологические, трудовые, финансовые ресурсы); за инвестиции и т.д. Исследование конкурентоспособности предприятий, предлагаемое в экономической литературе авторами А. Вороновым, А. Дементьевой, А. Семененко, С. Цветковой и др., позволило прийти к выводу о том, что чаще всего понятие «конкурентоспособность предприятия» сводят к «…способности предприятия производить конкурентоспособный товар» [2, стр. 34–37]. Прежде всего, следует отметить, что в качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности предприятия используются данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимым товарам [27, стр. 22–51].
Таблица 1 – Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка
Вместе с тем при сравнении данного предприятия с предприятиями-конкурентами необходимо учитывать различные категории конкурентов: прямых конкурентов (производящих такую же продукцию); косвенных конкурентов (производящих товары-заменители); потенциальных конкурентов (производящих товары или услуги, позволяющие удовлетворить данную потребность другим способом), которые могут относиться к различным отраслям или сферам деятельности [15, стр. 45–59]. Различие требований, предъявляемых к предприятию субъектами рынка: потребителями, конкурентами, инвесторами, структурами управления более высокого уровня (отрасль, регион, кластер, государство), меняет и перечень показателей, используемых для оценки уровня конкурентоспособности, что должно, в свою очередь, найти отражение в понятийном аппарате [5, стр. 56]. Важнейшим понятием является «конкурентный потенциал» организации, под которым подразумевается ее потенциальная возможность (текущие предпосылки) сохранять или увеличивать конкурентоспособность в долгосрочном периоде. Другими словами, конкурентный потенциал организации определяется совокупностью параметров, определяющих возможность (потенциал) и способность организации эффективно функционировать на рынке (удерживать или увеличивать свою рыночную долю, иметь достаточно высокий уровень рентабельности) в перспективе [9, стр. 19]. В теории стратегического управления также используется термин «конкурентный статус», введенный А. Ансоффом и совпадающий по смыслу с термином «конкурентное преимущество». Конкурентное преимущество – это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей. Конкурентные преимущества создаются уникальными осязаемыми и неосязаемыми активами, которыми владеет предприятие, теми стратегически важными для данного бизнеса сферами деятельности, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе [7, стр. 35]. Цель анализа конкурентоспособности фирмы – установить, какого конкурентного преимущества может добиться фирма и как его можно реализовать и защитить в конкретной ситуации. Конкурентное преимущество может быть внешним и внутренним. Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных качествах товара, которые представляют ценность для покупателя за счет либо повышения эффективности его работы, либо сокращения его издержек, либо более высокого эмоционально-эстетического удовлетворения. Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве фирмы в издержках и в менеджменте, которые создают ценность для продавца, позволяющую получить себестоимость продукции меньшую, чем у конкурентов. Внутреннее конкурентное преимущество дает возможность фирме быть более рентабельной и более устойчивой к снижению цен, которое может навязать рынок. Кроме того, фирма может иметь преимущества в распределении и продвижении своих товаров [17, стр. 35–49]. Способность фирмы реализовать и защитить свои конкурентные преимущества зависит от того, насколько успешно она может противостоять давлению конкурентных сил, действующих на рынке. В соответствии с известной моделью М. Портера каждая работающая на рынке фирма подвергается давлению пяти конкурентных сил: 1) Конкуренция в отрасли; 2) Угроза прихода новых конкурентов; 3) Угроза замены товара или услуги; 4) Зависимость от потребителей; 5) Зависимость от поставщиков. В зависимости от рыночной ситуации конкурентоспособность фирмы и ее потенциальная прибыль могут существенно изменяться между двумя предельными случаями. 1 Конкурентоспособность фирмы низка, потенциальная прибыль минимальна, когда: а) вход на рынок свободный; б) фирма не имеет возможности торговаться ни со своими клиентами, ни с поставщиками; в) конкуренция на рынке велика; г) товары фирмы не дифференцированы или слабо дифференцированы. 2 Конкурентоспособность фирмы высока и потенциальная прибыль максимальна, когда: а) существуют барьеры, блокирующие вход новых конкурентов; б) конкуренты в отрасли отсутствуют или слабы и немногочисленны; в) покупатели не могут обратиться к товарам-заменителям; г) покупатели лишены возможности давления, чтобы добиться возможности снижения цен; д) поставщики не имеют возможности давления, чтобы добиться повышения цен. Реальные рыночные ситуации находятся между этими предельными случаями [30, стр. 59–67].
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (416)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |