Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и принципы организации системы финансирования (покрытия дефицита) бюджета



2019-07-03 186 Обсуждений (0)
Сущность и принципы организации системы финансирования (покрытия дефицита) бюджета 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА 8. ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА ДНР

 

 

Сущность и принципы организации системы финансирования (покрытия дефицита) бюджета.

Роль дефицита бюджета.

Дефицит и профицит бюджета, остаток бюджетных средств. Источники финансирования бюджета

 

Сущность и принципы организации системы финансирования (покрытия дефицита) бюджета

Согласно бюджетного законодательства ДНР финансирование бюджета - поступления и расходы бюджета, связанные с изменением объема долга, объемов депозитов и ценных бумаг, средства от приватизации государственного имущества (относительно республиканского бюджета), изменения остатков бюджетных средств, использующихся для покрытия дефицита бюджета или определения профицита бюджета.

Классификация финансирования бюджета содержит источники получения финансовых ресурсов, необходимых для покрытия дефицита бюджета, и направления расходования финансовых ресурсов, которые образовались в результате профицита бюджета. Расходы на погашение долга входят в состав финансирования бюджета.

Финансирование бюджета классифицируется по:

1) типу кредитора (по категориям кредиторов или владельцев долговых обязательств);

2) типу долгового обязательства (по средствам, которые используются для финансирования бюджета).

По формам финансирования различают:

- инвестиции,

- бюджетные кредиты,

- государственные дотации, субсидии и выплаты,

- сметное финансирование.

Сметное финансирование - обеспечение государственными денежными средствами учреждений и организаций социально-культурной сферы, обороны, органов государственного управления, правоохранительных и органов безопасности, органов судебной власти и прокуратуры. Они получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов - смет.

Государственное финансирование инвестиций вмещает в себе государственные инвестиции на основные объекты экономического и социального развития. Финансирование капитальных вложений из бюджета в условиях рынка имеет свои особенности. Государство вмешивается в процесс финансово-кредитного обеспечения капитальных вложений государственных предприятий. Наряду с бюджетными средствами, привлекаются также иностранные источники инвестиционного финансирования как со стороны иностранных государств, так и со стороны международных и частных отечественных коммерческих банков и кредитных учреждений. Опыт ведущих Европейских стран показывает, что на период трансформации экономики государству принадлежит решающая роль в финансировании конкретных общегосударственных, структурообразующих инвестиционных программ. Чрезвычайно актуальным становится вопрос качественной оценки и контроля государственных инвестиций в государственный сектор.

Бюджетные кредиты - это финансовая поддержка государственных и других предприятий, в которых более 50% имущества является государственной собственностью. Осуществляется она из бюджетных ассигнований на возвратной и, как правило, платной основе под утвержденные проекты использования средств, предоставляемых в качестве государственной поддержки.

В некоторых странах финансовую поддержку в качестве бюджетной ссуды предоставляет Министерство финансов на договорных началах. Государственные займы предоставляются различным отраслям на более мягких условиях, чем это делается коммерческими учреждениями. Кроме того, государственному кредитованию присуща большая гибкость по сравнению с обычными расходами. Кредитование можно рассматривать и как важный инструмент антициклической политики, активно используется в период спада деловой активности. Когда же экономическая деятельность возвращается к своему нормальному ритму, объемы стимулирующих ее займов сокращаются. Операции по кредитованию являются частью общего бюджетного курса правительства по регулированию экономики и влияния на состояние финансового рынка государства.

Государственные дотации - это форма бюджетного финансирования планово-убыточных предприятий, организаций и учреждений, которые оказывают услуги или производят необходимые товары, затраты на производство которых превышают цену продажи.

К субсидиям в узком смысле относятся трансферты предприятиям со стороны государства (в денежной форме или в виде услуг, имеющие денежную оценку) на финансирование текущих расходов. К субсидиям в широком смысле относят все формы вмешательства государства в экономическую деятельность, вследствие которых изменяются цены на товары или факторы производства, а следовательно - и условия конкуренции в пользу отдельных предприятий или сфер экономической деятельности. Это платежи домохозяйствам и частным организациям, которые существенно влияют на структуру экономики.

В исследованиях Мирового банка используются понятия «скрытые субсидии государственным предприятиям», к которым относят:

- льготные кредиты;

- многократная отсрочка выплаты основной суммы кредита и процентов по нему, полное списание долгов по кредитам (это превращает кредит в прямую субсидию);

- задолженность по уплате налогов, списание налоговой задолженности;

- привилегии в получении государственных заказов;

- привилегии по покупке товаров и услуг у государства или у других предприятий по ценам ниже рыночных;

- пользование государственными землями и зданиями без уплаты аренды;

- выгоды от обязательной закупки госструктурами продукции предприятия.

В соответствии с целевым назначением расходы классифицируются по статьям расходов, например, капитальные вложения, капитальный ремонт, оплата труда, услуг, материалов и др.

Система государственных расходов предназначена обеспечить рациональное размещение и эффективное использование государственных средств. Она характеризует государственную политику финансового обеспечения и социально-экономического развития страны.

 

Роль дефицита бюджета

Увеличение роли финансовых рынков в процессе общественного воспроизводства может негативно влиять на экономическую жизнь страны. Это связано с несовершенством рыночного механизма, который лежит в основе функционирования финансовых рынков.

Несовершенство функционирования внутреннего финансового рынка заключается в том, что он не всегда способствует созданию и эффективному перераспределению внутренних сбережений. Как следствие, этих сбережений может оказаться недостаточно для обеспечения экономического роста, они могут храниться в неорганизованной форме, ограничивая предложение финансовых ресурсов, направляться на цели, не обеспечивающие экономического роста в долгосрочном периоде, или перетекать за границу. Это ограничивает рост внутреннего спроса, ухудшает его структуру и, как следствие, экономический рост в целом.

Недостатки финансовых рынков, регулируемых рыночным механизмом, становятся все более очевидными с ростом международной интеграции. Наряду с положительными сдвигами, к которым приводят эти процессы, национальные экономики становятся все более зависимыми от негативных импульсов, поступающих извне. Особенно остро это проявляется в странах с небольшими открытыми экономическими системами, странах с экспортноориентированной структурой экономики, направленной на производство товаров с низкой долей валовой добавленной стоимости. Во многих странах основным фактором цикличности развития экономики является внешняя конъюнктура на финансовых и товарных рынках.

Слабым звеном рыночного механизма, которое приводит к турбулентности финансовых рынков является рефлективность поведения его участников. Рыночные субъекты пытаются спрогнозировать ход будущих событий, которые в кратко- и среднесрочной перспективе зависят от решений, принимаемых опираясь на результаты этих предсказаний. Принимая решение, участники рынка ориентируются на фундаментальные экономические показатели, а также на временные конъюнктурные отклонения, связанные с инерционностью поведения отдельных участников рынка. В отдельных случаях могут возникать ситуации, когда большинство профессиональных участников, с целью спекулятивного заработка, ориентируются не на фундаментальные макроэкономические показатели, а на временные конъюнктурные отклонения, еще больше нарушая равновесие на финансовых и товарных рынках.

Государство опосредованно способно влиять на перекосы финансовых рынков путем повышения прозрачности деятельности их участников, ограничение спекулятивных операций и т.п. Однако этого недостаточно для обеспечения равновесия финансовой системы, особенно в случае масштабных внешних возмущений. При таких условиях повышается роль государства не только как «главного арбитра», но и как непосредственного участника финансовых рынков. Став их участником, государство перераспределяет внутренние и внешние финансовые сбережения, используя их с целью обеспечения финансового равновесия и макроэкономической стабильности, сокращение социальной напряженности в обществе. При этом решаются следующие задачи:

- нейтрализация масштабных входных и выходных внешних финансовых потоков путем проведения антициклической фискальной политики перераспределения внешних сбережений;

- осуществление части функций финансовых институтов по аккумулированию внутренних финансовых сбережений в условиях финансового кризиса и недоверия к ним населения;

- осуществление перераспределения внутренних финансовых сбережений с целью более эффективного, с точки зрения общества, их использование, в случае несоответствия тенденций на финансовом рынке фундаментальным макроэкономическим показателям;

- использование аккумулированных финансовыми институтами сбережений с целью стимулирования внутреннего спроса в случае низкой деловой активности и асимметричности информации.

Уровень вмешательства государства в работу финансовых рынков отражается показателем дефицита бюджета — итогом операций государства с финансовыми активами и обязательствами, а также показателем государственного долга накопленным итогом такого вмешательства.

Как показала мировая практика, дефицит бюджета стал одним из важнейших инструментов государства при преодолении кризисных явлений. Вместе с тем, результативность государственного вмешательства с помощью дефицита бюджета зависит от структуры источников его финансирования, условий привлечения и направлений использования привлекаемых средств.

Неотъемлемым условием обеспечения эффективного использования инструмента дефицита бюджета является оптимальность объемов, структуры источников финансирования и использования привлеченных средств. Однако, вследствие недостаточной обоснованности этих составляющих, активная фискальная политика сама часто может приводить к появлению негативных явлений: попадание страны в долговую ловушку, «эффекта вытеснения» частных инвестиций, потери управляемости финансовой системой.

 



2019-07-03 186 Обсуждений (0)
Сущность и принципы организации системы финансирования (покрытия дефицита) бюджета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и принципы организации системы финансирования (покрытия дефицита) бюджета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)