Причины, которые обуславливают применение моделей моделирования
1. Моделирование обеспечивает создание упрощенной, по сравнению с оригиналом, модели. В модели меньше второстепенной информации, чем в оригинале. В модели сосредотачивается информация на тех признаках, которые необходимы для расследования. «Слепок следа» для нас важно, чтобы он отражал наиболее полно и точно особенности подошвы (протектор, рисунок, изношенность, повреждения и т. д.) другие признаки менее интересны, цвет материала и т.д. Модель проще оригинала, она отвлекается от деталей, частностей и этим помогает решению познавательных задач. В моделировании упрощение обуславливает широкое ее применение (составление планов местности, схем-преступлений связей, составление графиков). ПРОСТОЕ - это доступное, понятное, состоящее из незначительного количества элементов, отношений. СЛОЖНОЕ-наоборот-трудное для познания. Человечество всегда пыталось привести сложное к простому и понятному. В математике есть термин «упростить выражение», когда громоздкая формула приводится к простой. Все гениальное просто, а простое-гениально. 2. Для некоторых видов моделирования характерна НАГЛЯДНОСТЬ. Наглядность моделей с чувственным восприятием и образным отражением предметов и явлений в сознании. Они оживляют память, способствуют уяснению существа изучаемых фактов и явлений. «План-схемы» при допросе свидетелей, потерпевших, обвиняемых. Допрос водителей и других участников ДТП с воссозданием дорожной ситуации с применением специальных планшетов, моделей и т.д. Следственное действие- проверка показаний на месте говорит само за себя и применяется достаточно часто. 3. Модели выполняют иллюстративную функцию. Служат наглядным подтверждением доказываемых положений. К протоколу осмотра - планы, схемы. К акту СМЭ - схемы человека с имеющимися повреждениями. К акту баллистической экспертизы-фотографии совмещений. К акту дактилоскопической экспертизы-фотографии отпечатков с указанием совпадений стрелками. Создание и изучение моделей способствуют, прежде всего, проверке имеющейся и получению новой информации. Для расследования уголовных дел типичен познавательный, поисковый характер исследования. Это объясняется тем, что фактор времени оказывает свое влияние на следы преступления: иногда благоприятствуют их уничтожению, сокрытию, равно как сокрытию самого преступления, так и лица, совершившего его. Модели и моделирование восстанавливают события преступления и их участников. Главной и основной чертой криминалистического моделирования является выражение в этом методе закономерностей всеобщей связи предметов и явлений. Моделирование базируется на законах отражения и всеобщей связи в силу модели и моделирования включаются в процесс познания. Основанность на законах обуславливает научность метода и позволяет использовать его как метод доказывания. Таким образом, результаты моделирования могут использоваться в качестве доказательств и ложиться в основу обвинительного заключения или приговора. Зачем нужно моделирование? Применение моделирования в уголовном судопроизводстве служит решению задач, стоящих перед ним и в частности. Криминалистическое моделирование способствует: • распознованию (криминалистической диагностике) признаков преступления, определению видовой принадлежности содеянного, наличию в нем признаков конкретного состава преступления, правильной уголовно- правовой квалификации деяния; • ограничению преступлений от иных общественно опасных деяний; • выявлению и установлению событий, исследуемых в уголовном процессе; • выявлению и изобличению лиц, скрывшихся с места происшествия после совершенного ими правонарушения; • установлению личности по трупу и останкам; • выявлению потерпевших и свидетелей, местонахождение которых неизвестно; • розыску похищенного имущества, предметов, использованных при совершении общественно опасных деяний; • установлению событий, которые предшествовали, сопутствовали общественно опасному деянию, последовали вслед за ним; • установлению цели, мотивов, обстановки, механизма преступного и некоторых видов поведения различных лиц, образуемых при этом следов; • установлению происхождения и связи между фактами, их временной и пространственной характеристики, устранению противоречий между фактами; • определению направления поисково-познавательной деятельности, формулированию общих и частных тактических, организационных, управленческих задач, определению средств, путей и методов их решения. 1) познаваемые объекты; 2) объекты, выступающие в качестве средств познания. В группе познаваемых объектов моделируются самые различные события (преступления, иные виды человеческой деятельности, акты поведения и т.п.), а также их отдельные элементы, компоненты последних, структура, внешние связи и отношения (предметы, функционировавшие в рамках криминалистических событий, результаты преступной деятельности, признаки внешности устанавливаемых потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, прижизненных облик погибших людей, отдельные признаки трупов и т.п.) Когда возникает необходимость в моделировании? Необходимость в моделировании возникает: когда объект познания существовал в прошлом, и его уже нет на момент исследования. Преступление. «Динозавры». Когда объект познания, возможно будет существовать в будущем (возможная следственная ситуация в ходе предстоящего допроса, моделирования в процессе подготовки к нему). «Майкл Джексон». Когда объект существует реально на момент исследования, однако он либо чрезмерно сложен либо вовсе недоступен для познания «Авиакатастрофа КЗ 10 Кемерово». В тех случаях, когда познавательный процесс протекает или слишком быстро или же наоборот, слишком медленно «Полёт пули» (отдельным видам следственных экспериментов). «Часы». При эксперименте проводимом в реальности требуются определенные затраты сил, средств, времени. В этом отношении эксперимент на модели проводится гораздо проще, а результаты исследования с полным основанием могут быть перенесены на реальный объект. Процесс моделирования
Процесс моделирования включает три элемента: 1. Субъект (исследователь), 2. Объект исследования, 3. Модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. С М О Содержание криминалистического моделирования зависит от четырех условий: 1. Особенностей изучаемого объекта (моделирование осуществляется в уголовном судопроизводстве) 2. Цели изучения (Получение доказательственно-значимой информации) 3. Средства получения информации (проект в строго определенной форме, регламентированной УПК) 4. Приемов моделирования (мысленное, материальное, математическое, компьютерное) Очень важно, что приемы моделирования могут сочетаться, т.е применятся в комбинациях. Моделированию присуще собственная логика развития, образующая структуру этого метода. В чем заключается логика развития? Она заключается в следующем: Моделирование начинается: 1) с постановки проблемы и принятия решения прибегнуть к данному методу, определения задачи, которая должна быть решена с его помощью; 2) Построения моделей объекта; 3) Изучение построенной модели; 4) Реализация модели (проверка модельной информации). Рассмотрим эти этапы более подробно: I этап 1. Постановка проблемы, определение задачи моделирования. В расследовании преступлений такими задачами могут быть: - восстановление картины преступления, - Проверка версий, - Установление личности преступника, - Проверка показаний обвиняемого, свидетелей, - Розыск похищенного, - Поведение преступника после совершения преступления II этап 2.Выбор и создание модели. Выбор способа моделирования. На этом этапе решают: - какие признаки, существенные с точки зрения задач моделирования, должны быть воспроизведены на модели, - удовлетворяют ли они объективности, полноты, всесторонности расследования. Построить модель объекта - это значит, во-первых, на основании собранных фактических данных, личного и обобщенного опыта составить общее представление о характере, природе и групповой принадлежности объекта; во- вторых, определить структуру, наполнить необходимыми деталями созданный эскиз «портрет» объекта; в - третьих, тем или иным способом зафиксировать построить модель (в памяти, в рисунке, в чертеже и т.д.) Построение криминалистических моделей требует соблюдение логических правил. В основном модели строятся с использованием индуктивного умозаключения- рассуждения от частного к общему. Выявляя отдельные, на первый взгляд, разрозненные фактические данные, следователь обобщает их, устанавливает между ними взаимосвязь. Эта мыслительная работа осуществляется при помощи таких логических приемов, как анализ и синтез. В ряде случаев для выдвижения криминалистических моделей используются дедуктивные умозаключения, т.е. рассуждение от общего к частному. Основанием модели в данном случае может служить аналогия - вывод об однородности рассматриваемых обстоятельств на основе сходства отдельных их признаков. Основанием для построения моделей может быть индукция. Особенность мышления в форме индукции состоит в том, что не ясен ход мысли, а полученный результат носит эвристический характер, однако если проследить возникновение индукции, то становится ясно, что это не плод голодной фантазии, а догадка, основанная на реально существенных знаниях, накопленных в виде большего практического опыта, большого знания жизни, умение логически мыслить. Мы часто употребляем словосочетание «личный, профессиональный опыт» это понятие будет в дальнейшем часто встречаться, поэтому есть смысл рассмотреть его подробнее. Итак, в чем заключается личный и профессиональный опыт? Личный и профессиональный опыт следователя проверяется: 1) в правильном понимании своих задач и обязанностей в процессе расследования; 2) в знании жизни, психологии людей, умение найти правильный подход к ним; 3) в знании способов совершения преступления, умения отделить их по тем последствия, которых влечет за собой применение того или иного способа; 4) в знании умения скрытия преступления; 5) в умении собирать, следовать и оценивать доказательства, т.е. доказывать; 6) в знании форм, приемов, методов доказывания, профессиональных условий этой деятельности, требований, к ней предъявляемых; 7) в умении правильно оценивать факты и ситуации и принимать правильные решения. III этап 3. Исследование модели и получения модельной информации. На третьем этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведения». Конечным результатом этого этапа являются множество знаний о модели. Исследование и получение информации может быть проведено различными путями: - следователем при осмотре места преступления; - по средствам экспертного исследования; - с помощью розыскных мероприятий. 4 этап. 4.Оценка результатов моделирования и перенос информации с модели на оригинал по правилам аналогии или подобия (не путать с УК, где аналогия запрещена). На четвертом этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал формирования множества знаний об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам: 1) Знание о модели должны быть скорректированы с учетом тех средств объекта- оригинала, которые не нашли отражение или были изменены при построении модели. 2) Мы можем с достаточным основанием переносить какой - либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сродства оригинала и модели. 3) Если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить не правомерно. Моделирование циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, исправит в следующих циклах. В методологии моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |