ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Использование ИКТ прочно вошло в повседневную практику при изучении русского языка. Особенно ребятам полюбились уроки, разработанные "Виртуальной школой Кирилла и Мефодия". В предлагаемой разработке урока русского языка в 7-м классе по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" мы сделали попытку творческого применения материалов КиМ. Сказку о домовенке Кузе не просто прочитали, а разыграли в лицах и использовали для создания проблемной ситуации, что придало уроку интригу и динамику. Ребята из пассивных зрителей превратились в непосредственных помощников Кузи, овладели новыми знаниями, получили урок нравственности, реализовались творчески. Разработка урока по теме: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" Класс Цели: образовательные: 1) знания – изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий; 2) умения – находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; 3) выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; 4) повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи; развивающие: – развитие внимания, восприятия, памяти, ассоциативного и аналитического мышления, навыков связной речи, творческих способностей; воспитательные: – формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала, формирование таких качеств личности ученика, как толерантность, способность к диалогу. Тип урока: комбинированный. Оборудование: 1. Компьютер, PC CD-ROM “Уроки русского языка Кирилла и Мефедоя 7 класс”. 2. Мультимедийная установка. 3. Таблицы. 4. Карточки – таблицы. 5. Тесты. План урока: 1. Организационный момент. 2. “Наречия о музыке”. 3. Создание проблемной ситуации – подведение к теме урока. 4. Повторение. 5. Объяснение нового материала. 6. Закрепление. 7. Домашнее задание. Ход урока: I. Организационный момент Ученики Дежурный ученик сдает рапорт о готовности класса к уроку. Учитель Учитель работает с журналом, отмечая отсутствующих. II. Вступительное слово учителя: – Сегодня мы продолжим изучение удивительной части речи – наречия. Начнем с творческой разминки “Наречия о музыке” 1. Звучит музыкальный фрагмент – 1-2 минуты. Учитель тихонько говорит: – И забываю мир – и в сладкой тишине я сладко усыплен моим воображеньем, и пробуждается поэзия во мне… 2. Написание учащимися мини-сочинения – 2-3 минуты. 3. 2-3 ученика читают мини-сочинения, анализируют работы и выставляют оценки сами учащиеся (отмечаются положительная динамика в работах, удачное употребление наречий). Вопрос учителя: – Вы видите, что работы ваших товарищей становятся с каждым днем все интереснее, ярче, выразительнее. Какие слова классиков уместно вспомнить, прослушав мини-сочинения? 1-2 ученика приводят высказывания Гоголя Н.В.: “Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово”; Паустовского К.Г.: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, шум и тень садов, неясность сна”. Ответы оцениваются учащимися (фактические ошибки, выразительность, эмоциональность) Делается вывод о роли наречий в русском языке: Наречия обогащают нашу речь, создают образность, точность, яркость, “подсвечивают” и “живописуют” глаголы. III. Создание проблемной ситуации с затруднением, в основе которой лежит одно единственное противоречие: между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать, так как учащиеся не имеют сведений для выполнения нового задания. Используется мотивирующий прием “яркого пятна” – инсценировка помощи домовенку Кузе. – Стук в дверь. Учитель спрашивает: – Кто бы это мог быть? Открывается дверь, заходит Кузя. – Здравствуйте ребята, как у вас тепло, уютно, “пахнет знаниями”! Отличница Настя восклицает: – Да это же домовенок Кузя, который помогал нам при изучении тем “Причастие” и “Деепричастие”! – Есть ли у вас отличники? Настя: – Конечно есть. Я отличница! Кузя: – У меня к тебе серьёзное дело. Настя улыбнулась: – У тебя все дела серьёзные, рассказывай. Кузя: – Понимаешь, я тут написал письмо в домоуправление. Посмотри, как бы ошибок не было. Все-таки документ, – важно говорит Кузя. На экране появляется заявление Кузи. Заявление. Заявляю, что как только ноч заполноч, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш. В общем, жить мне так невмоч. Точ-в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не поможет. Так, что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда проч. Домовой Кузьма. Настя: – Ты откуда про домофон узнал? Кузя: – Это мне домовой из двенадцатой школы рассказал. Ну, так как, ошибок много? – Предостаточно! – сказала Настя строго. – Чему тебя только в школе учили? Давай разбираться. Смотри: ночь и молодежь – это существительные 3 склонения, их пишем с мягким знаком. – Ага, понял. Врач и лужа – тоже существительные, значит, я правильно написал. – А вот и неправильно, – возмутилась отличница. – Эти существительные не 3 склонения, они пишутся без мягкого знака на конце. – Это легко запомнить, так любила поговаривать одна моя знакомая столетняя кикимора. – Теперь осталось разобраться с глаголами. Запомни, Кузя, глаголы с шипящей на конце пишутся с мягким знаком, например: ходишь, моешь, убираешь, вытираешь. Учащиеся в это время распределяют слова, в которых Настя нашла ошибки, в соответствующие графы таблицы и делают исправления цветным фломастером в тексте заявления, которое находится у каждого на парте. IV. Повторение
Учащимися делается вывод об употреблении мягкого знака после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |