Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Экспериментальное исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, определяющих характер усвоения иноязычной речи



2019-07-03 244 Обсуждений (0)
Глава 3. Экспериментальное исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, определяющих характер усвоения иноязычной речи 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследование особенностей темперамента подростков, обучающихся в лингвистической гимназии

Характер учебной деятельности определяется индивидуально-психологическими свойствами человека. Одним из главных показателей индивидуально-психологических особенностей является темперамент. В соответствии с данным в предыдущей главе определением, темперамент - совокупность устойчивых, индивидуально своеобразных свойств психики человека, опре­деляющих динамику его психической деятельности. [27;81].

1.1. С целью изучения особенностей темперамента были использованы следующие методики: методика Ганса Айзенка (см. Приложение 1) – направлена на выявление типа темперамента, при помощи определения степени экстраверсии и невротизма. По этой методике выделяется 4 типа темперамента: сангвиник-экстраверт, холерик–экстраверт, флегматик-интроверт, меланхолик-интроверт. Для подкрепления полученной информации был проведен опросник Смирнова (см. Приложение 1). С помощью этого опросника уточняются индивидуальные свойства темперамента личности, такие как: экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакции, активность.

Исследование проводилось в сентябре-ноябре 2001 года в Псковской лингвистической гимназии. В исследовании принимало участие 20 учеников 7го класса. Результаты исследования представлены в таблицах:

 

Таблица 1

Психологическая характеристика темперамента по каждому ученику по методике Ганса Айзенка

Ф.И.О. Экстраверсия Невротизм Тип темперамента
1. Яна Б. 8 7 флегматик
2. Юля Б. 15 22 холерик
3. Женя В. 10 6 флегматик
4. Настя Г. 17 14 холерик
5. Света Г. 16 14 холерик
6. Арина И. 18 22 холерик
7. Никита К. 16 9 сангвиник
8. Наташа К. 18 23 холерик
9. Кристина К. 19 21 холерик
10. Юля К. 15 15 холерик
11. Лиза К. 9 8 флегматик
12. Леша Л. 4 10 флегматик
13. Маша М.  7 9 флегматик
14. Саша М. 19 21 холерик
15. Аня Н. 8 7 флегматик
16. Павел П. 13 15 холерик
17. Оля Р. 9 13 меланхолик
18. Таня С. 9 6 флегматик
19. Кирилл Ф. 9 5 флегматик
20. Юля Ш. 7 10 флегматик

 

Согласно приведенным в таблице сведениям, среди 20 учеников было выявлено 9 человек с холерическим темпераментом, 9 – с флегматическим, 1- с сангвиническим и 1 – с меланхолическим.

Таблица 2

Психологическая характеристика темперамента по каждому ученику по методике Смирнова

 

Ф.И.О. Экстра версия Эмоциональная возбудимо сть Темп реакции Активно сть Ригидно сть Тип темперамента
1. Яна Б. 8 5 10 11 8 Флегматик
2. Юля Б. 14 20 10 15 22 Холерик
3. Женя В. 10 2 11 11 8 Флегматик
4. Настя Г. 17 14 7 9 14 Холерик
5. Света Г. 25 5 21 28 11 Холерик
6. Арина И. 20 18 17 19 10 Холерик
7. Никита К. 18 7 18 23 11 Сангвиник
8. Наташа К. 24 18 19 20 10 Холерик
9. Кристина К. 20 17 17 20 11 Холерик
10. Юля К. 25 15 16 16 11 Холерик
11. Лиза К. 9 3 13 10 8 Флегматик
12. Леша Л. 9 10 9 4 10 Флегматик
13. Маша М.  7 5 15 5 11 Флегматик
14. Саша М. 20 17 17 20 11 Холерик
15. Аня Н. 8 2 13 11 7 Флегматик
16. Павел П. 22 11 18 3 8 Холерик
17. Оля Р. 2 3 6 5 8 Меланхолик
18. Таня С. 9 17 11 6 10 Флегматик
19. Кирилл Ф. 9 17 15 5 10 Флегматик
20. Юля Ш. 7 19 12 10 13 флегматик

 

Результаты, представленные в таблице 2, подтверждают полученную классификацию темперамента. Согласно этим сведениям, учащиеся, имеющие холерический темперамент, обладают повышенной экстраверсией, эмоциональной возбудимостью, темпом реакции в отличие от учащихся с флегматическим типом темперамента.

1.2. На втором этапе исследования мы соотнесем полученные результаты с успеваемостью учащихся. Результаты этого этапа представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Соотнесение типов темперамента учащихся с их успеваемостью по иностранному языку.

 

                                

Тип темперамента Ф.И.О. Успеваемость по иностранному языку
Холерики Юля Б. Настя Г. Света Г. Арина И. Наташа К. Кристина К. Юля К. Саша М. Паша П. 4 5 5 4 5 5 4 4 5
Сангвиник Никита К. 5
Флегматики Яна Б. Женя В. Лиза К. Леша Л. Маша М. Аня Н. Таня С. Кирилл Ф. Юля Ш. 3 4 4 3 4 4 3 3 3
Меланхолик Оля Р. 4

 

 

Анализируя результаты, представленные в таблице, можно сказать, что учащиеся, имеющие холерический и сангвинический темперамент, более успешны в учебе, имеют больше отличных оценок, чем учащиеся с флегматическим и меланхолическим темпераментом.

 

§ 2. Особенности когнитивной деятельности учащихся в процессе усвоения иностранного языка

Большую роль в усвоении иностранного языка играют когнитивные процессы: внимание, восприятие, память.

Исследование внимания учащихся.

При исследовании внимания учащихся применялась методика ''Корректурная проба'' (см. Приложение 2). С помощью этого теста можно изучить степень работоспособности, переключаемости внимания учащихся по корректурным таблицам. В итоге, переключаемость внимания, работоспособность оценивается в баллах производительности по девятибальной системе.



2019-07-03 244 Обсуждений (0)
Глава 3. Экспериментальное исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, определяющих характер усвоения иноязычной речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Экспериментальное исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, определяющих характер усвоения иноязычной речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)