Показатели развития малого бизнеса
В современных условиях важнейшим элементом социально-экономического развития муниципального образования является малое предпринимательство. Положительная динамика основных показателей работы субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что малый бизнес занимает устойчивое положение и является значимой составляющей экономики города, ее наиболее мобильной частью. Этому поспособствовало освоение механизма финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства, состоящего из двух основных направлений: целевое распределение средств из краевого бюджета на частичное погашение банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства, и подписание соглашений между администрацией города и банковскими структурами по вопросам льготного кредитования субъектов малого бизнеса. Исходя из социальной значимости малого и среднего предпринимательства, муниципальная политика в отношении данного сектора экономики должна быть направлена на решение следующих задач: - формирование благоприятных условий для обеспечения занятости и самозанятости населения на основе личной творческой и финансовой инициативы, как средства повышения материального благосостояния и возможности самореализации граждан; -включение максимально широкого круга экономически активной части населения из различных социальных слоев общества в процесс социально-экономических реформ на основе приобретения практического опыта в бизнесе, развития правовой культуры и этики деловых отношений; -увеличение числа мелких и средних собственников недвижимого имущества среди представителей малого и среднего бизнеса за счет приватизации государственного и муниципального имущества; -насыщение отдельных, неперспективных для крупного бизнеса, сегментов рынка товарами и услугами. Поиск новых сегментов рынка, развитие инфраструктуры рынка товаров и услуг на основе потенциальной способности субъектов малого и среднего предпринимательства гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры; -привлечение частных инвестиций и личных накоплений граждан в реальный сектор экономики; -стимулирование инициативы и творчества граждан в научно-технической сфере через систему развития малых и средних инновационных предприятий и венчурного финансирования, обеспечения сопровождения промышленного внедрения инновационных разработок малых и средних предприятий; -увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от малых и средних предприятий за счет обеспечения прозрачности бизнеса[43,С.67]. В практической деятельности органов управления Чукотского АО по развитию малого и среднего предпринимательства можно выделить два основных направления: 1.Защита интересов малого и среднего предпринимательства 2. Создание общих благоприятных условий для его развития. Для реализации перечисленных задач и разработки эффективных программ развития этого сектора экономики, прежде всего, необходимо более точно определить критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства. Сегодня малый и средний бизнес в России характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала, значительным объемом привлеченных ресурсов, и другими показателями, определяющими его «экономическую неустойчивость». Все это позволяет охарактеризовать малый и средний бизнес как особую категорию предприятий. К данной категории предприятий можно отнести начинающих предпринимателей, предпринимателей испытывающих по объективным причинам временные финансовые трудности и развивающийся инновационный, творческий и нетрадиционный бизнес (предприятия, использующие труд инвалидов, женское предпринимательство, молодежный бизнес, ремесленники и т.д.). Подобный подход позволяет переориентировать политику органов местного самоуправления на создание и реализацию адресных программ развития отдельных категорий малых и средних предприятий, что позволит целенаправленно и эффективно использовать бюджетные средства и оказать реальную поддержку предпринимателям. К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: 1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; 2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; 3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; 4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; 5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления. Малое и среднее предпринимательство относится к числу приоритетных секторов экономики, имеющих принципиальное значение для экономической и политической стабильности, динамичного общественного развития, освоения новых видов товаров, повышения качества услуг, социальной мобильности общества, формирования среднего класса. Определенные успехи, достигнутые в развитии предприятий малого и среднего бизнеса, увеличили его влияние на социальное и экономическое развитие. В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа субъектов малого предпринимательства.
Таблица 2.1- Количество малых предприятий в г. Хабаровске за период с 2007 по 2009 гг.
Согласно статистическим данным количество малых предприятий по итогам 2009 года составило 11193 (по сравнению с 2006 годом произошло увеличение на 1444 единиц или 14,8%). Отраслевая структура малого предпринимательства в городе Хабаровске в разрезе по итогам 2009 года представлена следующими видами деятельности: - оптовая и розничная торговля – 52,5%; - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 15,2%; - обрабатывающие производства - 11,5%; - строительство – 9,5%; - бытовое обслуживание, здравоохранение и образование - 7,1%; - транспорт и связь – 3,5%; - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 0,7%. Представим данные на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 - Отраслевая структура малого предпринимательства в городе Хабаровске в 2009 г.
Выполнение программ поддержки и развития малого предпринимательства в городе Хабаровске позволило достичь определенных результатов. Предпринимательство занимается производством и оказывает услуги во всех отраслях экономики, оно охватило весь спектр жизнедеятельности города: от создания крупных производств, оказания медицинских услуг до уборки квартир. Практика показывает, что потенциал малого предпринимательства в решении социально-экономических проблем города задействован не полностью, а деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий органов местного самоуправления. Далее рассмотрим количество малых индивидуальных предпринимателей в г. Хабаровске.
Таблица 2.2 - Количество индивидуальных предпринимателей в г. Хабаровске 2007 по 2009 гг.
Количество малых индивидуальных предпринимателей в г. Хабаровске за период с 2007 по 2009 г. также имеет тенденцию к увеличению, так за исследуемый период количество индивидуальных предпринимателей г. Хабаровска увеличилось на 18%. Численность работников малых предприятий г. Хабаровска( см. Приложение А, С. 46 ) увеличилось на 15116 человек или 28%. Среднемесячная зарплата работников малых предприятий увеличилась с 2005 по 2007 г. на 3135 руб. или 93 %. Инвестиции в основной капитал малых предприятий по данным предоставленным Комитетом администрации г. Хабаровска (см. Приложение Б, С.47) в основной капитал малых предприятий увеличились на 1547.5 млн. рублей- это очень высокий показатель или 360%. В рамках оказания финансово-кредитной поддержки (табл.2.3), администрацией города по всем заявкам от предпринимателей выданы ходатайства для получения субсидии, выделяемой из федерального бюджета в размере 11,5 млн. рублей, на компенсацию части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам. По итогам года распределен весь лимит выделенных средств. Таблица 2.3 - Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса, млн.руб. в 200 -2009 гг.
В соответствии с Соглашением, подписанным главой города и руководством Сбербанка России о сотрудничестве, выделено 750 млн. рублей кредитных ресурсов под 12% и 11,5% годовых с выделением 15 млн. рублей для беззалогового кредитования. В рамках этого Соглашения по итогам 2007 года 390 предпринимателей получили льготные кредиты на общую сумму 751 млн. рублей. Кредиты в основном привлекались на пополнение оборотных средств, приобретение и модернизацию оборудования, строительство и реконструкцию зданий, закуп сырья, расширение производственных и торговых площадей. В процессе оказания финансовой помощи проведена большая организаторская работа по выводу из «тени» и повышению заработной платы работников, занятых в малом бизнесе, созданию новых рабочих мест. Стоит отметить, что за период 2007-2009 гг. все показатели характеризовались положительной динамикой и ростом. Основной задачей в настоящий момент является сохранение позитивных тенденций в развитии малого предпринимательства и ориентации деловой активности субъектов малого предпринимательства в приоритетные отрасли реального сектора экономики.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |