Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экскурсия, как форма организации образовательного процесса



2019-07-03 484 Обсуждений (0)
Экскурсия, как форма организации образовательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение 3

1. Экскурсия, как форма организации образовательного процесса 5

2. Экскурсии, рекомендованные в учебной программе (на примере учебной программы В.В. Пасечника) 7

3. Организация и методика проведения биологической экскурсии 8

4. Классификация экскурсий 11

5. Методика проведения экскурсий и демонстрация объектов на экскурсии 12

Практическая часть………………………......…………………………………………………..15

Вывод…………………………………………………………………………….21

Список использованных источников………………………………………………………………………22

 

Введение

Биология, как предмет, предназначена для того, чтобы дать ученикам систематические знания о различных проявлениях живой природы. Эти сложные задачи невозможно решить без ознакомления учеников с живыми объектами, непосредственно в условиях их естественной среды обитания. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса – экскурсию. Экскурсии переносят учащихся в другую школьную атмосферу, в необычную познавательную деятельность.

В современном мире у учителей есть множество инструментов обучения, которые связывают учебную программу с жизнью. В системе образовательного процесса школы одно из основных мест биологического воспитания занимают краеведческие работы. Новые программы естествознания расширяют возможности использования разнообразия форм и методов работы в местной истории. Сухомлинский В.А. в своей книге «Сердце отдаю детям» писал, что для ребенка Родина начинается с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом, с экскурсий в поле, лес, на берег реки, в соседние села. Задача педагога — постепенно расширятькругозор ребенка, воспитывать у него чувство гордости за свою Родину.

Актуальность курсовой работы определяется рядом существующих противоречий:

- преобладанием у учащихся биологических знаний и недостаточным развитием биологических практических умений и навыков;

- малым объемом экскурсионных занятий в учебных программах и реальной необходимостью их увеличения для более успешного осуществления процесса обучения и развития учащихся.

Объект курсовой работы - методика и организация проведения биологических экскурсий.

Предмет курсовой работы - учебная экскурсия как форма организации обучения биологии.

Цель курсовой работы: изучение методики организации и проведения экскурсий в рамках школьной программы по биологии.

Соответственно цели были определены задачей курсовой работы:

рассмотреть экскурсию как форму организации образовательного процесса;

изучить организацию и методику проведения биологической (зоологической) экскурсии.

 

 

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса

Одной из важнейших задач школьного обучения является знакомство с явлениями природы в целом, включая основные явления и законы живой и неживой природы. Все эти области должны быть более или менее предметом изучения в школе, и, наконец, необходимо дать представление о неразрывной связи, которая существует между всеми областями исследований. В этом отношении экскурсии, конечно же, являются прежде всего мощным средством для создания всесторонних представлений об окружающих нас явлениях.

Термин «экскурсия» произошёл от латинского слова excurro- (экскурро), что значит «выбегаю». Следовательно, само название экскурсии указывает на одну из существенных черт этой формы организации учебной работы, а именно — выведение учащихся за пределы школы к изучаемому объекту.

Школьная экскурсия – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой. Это определение, данное Н. М Верзилиным и В. М.Корсунской, наиболее полно отражает специфику экскурсии как учебно-организационной формы обучения.

Когда весь класс принимает участие в экскурсии и материал плотно связан с учебным планом естествознания и природоведения, она становится неотъемлемой формой обучения. В этом случае она входит в систему уроков и является необходимой частью учебного процесса. Экскурсия также может быть формой внеклассной работы, в случае если она ведется с группой заинтересованных в этом детей.

   Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 6 по 11 класс. В следствии этого учитель заранее в перспективном плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед экскурсиями создаёт ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно с самой природой. Учитель так же предусматривает и обратную связь – включение материалов экскурсии в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии, использует на практических работах и в качестве демонстрационного материала природные объекты, собранные во время экскурсии.

Помимо познавательного значения экскурсия имеет большой образовательный потенциал. Во время экскурсий школьники, воспринимают объекты в естественных условиях, а еще природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Наблюдение за природными объектами в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин. Это способствует формированию целостной картины мира у детей.

Собранный материал на экскурсиях, станет необходим в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. В то же время приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, способности коллекционирования и гербаризации.

Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учётом учебного содержания отдельных курсов биологии.

В ходе планирования экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия, а также тесную взаимосвязь с материалами, изучаемыми по темам каждого учебного курса биологии. Часто в программе называют несколько тем экскурсий, чтобы учитель имел возможность провести любую из них по выбору. Они нацелены на изучение как отдельных видов, уникальных объектов и явлений, так и на изучение природных сообществ. Экскурсии могут быть организованы по школьному учебно-опытному участку (на пришкольную территорию), на сельскохозяйственное производство (в тепличное хозяйство, на ферму), в научно-исследовательский институт, в ботанический сад, парк и пр.



2019-07-03 484 Обсуждений (0)
Экскурсия, как форма организации образовательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экскурсия, как форма организации образовательного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (484)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)