Экскурсия, как форма организации образовательного процесса
Содержание
Введение 3 1. Экскурсия, как форма организации образовательного процесса 5 2. Экскурсии, рекомендованные в учебной программе (на примере учебной программы В.В. Пасечника) 7 3. Организация и методика проведения биологической экскурсии 8 4. Классификация экскурсий 11 5. Методика проведения экскурсий и демонстрация объектов на экскурсии 12 Практическая часть………………………......…………………………………………………..15 Вывод…………………………………………………………………………….21 Список использованных источников………………………………………………………………………22
Введение Биология, как предмет, предназначена для того, чтобы дать ученикам систематические знания о различных проявлениях живой природы. Эти сложные задачи невозможно решить без ознакомления учеников с живыми объектами, непосредственно в условиях их естественной среды обитания. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса – экскурсию. Экскурсии переносят учащихся в другую школьную атмосферу, в необычную познавательную деятельность. В современном мире у учителей есть множество инструментов обучения, которые связывают учебную программу с жизнью. В системе образовательного процесса школы одно из основных мест биологического воспитания занимают краеведческие работы. Новые программы естествознания расширяют возможности использования разнообразия форм и методов работы в местной истории. Сухомлинский В.А. в своей книге «Сердце отдаю детям» писал, что для ребенка Родина начинается с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом, с экскурсий в поле, лес, на берег реки, в соседние села. Задача педагога — постепенно расширятькругозор ребенка, воспитывать у него чувство гордости за свою Родину. Актуальность курсовой работы определяется рядом существующих противоречий: - преобладанием у учащихся биологических знаний и недостаточным развитием биологических практических умений и навыков; - малым объемом экскурсионных занятий в учебных программах и реальной необходимостью их увеличения для более успешного осуществления процесса обучения и развития учащихся. Объект курсовой работы - методика и организация проведения биологических экскурсий. Предмет курсовой работы - учебная экскурсия как форма организации обучения биологии. Цель курсовой работы: изучение методики организации и проведения экскурсий в рамках школьной программы по биологии. Соответственно цели были определены задачей курсовой работы: рассмотреть экскурсию как форму организации образовательного процесса; изучить организацию и методику проведения биологической (зоологической) экскурсии.
Экскурсия, как форма организации образовательного процесса Одной из важнейших задач школьного обучения является знакомство с явлениями природы в целом, включая основные явления и законы живой и неживой природы. Все эти области должны быть более или менее предметом изучения в школе, и, наконец, необходимо дать представление о неразрывной связи, которая существует между всеми областями исследований. В этом отношении экскурсии, конечно же, являются прежде всего мощным средством для создания всесторонних представлений об окружающих нас явлениях. Термин «экскурсия» произошёл от латинского слова excurro- (экскурро), что значит «выбегаю». Следовательно, само название экскурсии указывает на одну из существенных черт этой формы организации учебной работы, а именно — выведение учащихся за пределы школы к изучаемому объекту. Школьная экскурсия – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой. Это определение, данное Н. М Верзилиным и В. М.Корсунской, наиболее полно отражает специфику экскурсии как учебно-организационной формы обучения. Когда весь класс принимает участие в экскурсии и материал плотно связан с учебным планом естествознания и природоведения, она становится неотъемлемой формой обучения. В этом случае она входит в систему уроков и является необходимой частью учебного процесса. Экскурсия также может быть формой внеклассной работы, в случае если она ведется с группой заинтересованных в этом детей. Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 6 по 11 класс. В следствии этого учитель заранее в перспективном плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед экскурсиями создаёт ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно с самой природой. Учитель так же предусматривает и обратную связь – включение материалов экскурсии в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии, использует на практических работах и в качестве демонстрационного материала природные объекты, собранные во время экскурсии. Помимо познавательного значения экскурсия имеет большой образовательный потенциал. Во время экскурсий школьники, воспринимают объекты в естественных условиях, а еще природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Наблюдение за природными объектами в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин. Это способствует формированию целостной картины мира у детей. Собранный материал на экскурсиях, станет необходим в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. В то же время приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, способности коллекционирования и гербаризации. Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учётом учебного содержания отдельных курсов биологии. В ходе планирования экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия, а также тесную взаимосвязь с материалами, изучаемыми по темам каждого учебного курса биологии. Часто в программе называют несколько тем экскурсий, чтобы учитель имел возможность провести любую из них по выбору. Они нацелены на изучение как отдельных видов, уникальных объектов и явлений, так и на изучение природных сообществ. Экскурсии могут быть организованы по школьному учебно-опытному участку (на пришкольную территорию), на сельскохозяйственное производство (в тепличное хозяйство, на ферму), в научно-исследовательский институт, в ботанический сад, парк и пр.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (484)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |