Организация и методика проведения биологической экскурсии
Создание экскурсии – сложный процесс, который требует от организатора экскурсии больших творческих усилий. Нужно четко определить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, предлагаются вопросы, которые обязаны быть решены в ходе экскурсии, задания для наблюдений и по сбору материала. Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности. За один или два дня до экскурсии учитель должен следовать по запланированному маршруту, потому что даже в течение короткого периода могут произойти изменения, осматривает местность, выявляет объекты, подлежащих мониторингу - остановки для объяснений, самостоятельных работ. Разрабатывает маршрут экскурсии, места переходов, остановок и отдыха. При предварительном изучении объектов важно не только установить их количество и выбрать конкретное место, чтобы узнать их, но и продумать методы работы на той или иной остановке. Способы должны быть разнообразными в зависимости от содержания и места экскурсии. Если учитель мало знаком с флорой и фауной данной территории, то необходимо просмотреть имеющиеся гербарии, коллекции, справочную литературу и определители растений и животных. Эта предварительная работа поможет учителю составить план проведения экскурсии. Далеко не все задачи, стоящие перед школьным биологическим образованием могут быть решены на уроке. В контексте задач биологического образования определены конкретные задачи школьных экологических экскурсий. К ним относятся обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Школьники должны быть обеспечены соответствующим снаряжением: блокноты и карандаши для записи, ботанизирки и коробки для сбора материала, лупы, сачки, копалки и прочее оборудование, в зависимости от содержания экскурсии. Отсутствие или недостаток оборудования приводит к тому, что некоторые учащиеся не могут заниматься самостоятельной работой, оставаясь без дела, они могут перейти к другому предмету, не связанному с содержанием экскурсии. Нарушается дисциплина, снижается интерес к работе, не выполняются намеченные задания. Все это отражается на ходе экскурсии и усвоении материала. Важно подготовить учащихся к экскурсии. Нужно сконцентрировать их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить их наблюдение. Предварительно учитель может ознакомить детей с маршрутом экскурсии, чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению экскурсии. Как для урока, так и для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект. В них определяется следующее: - Тема экскурсии, ее цель и задачи. - Маршрут экскурсии. Следует заметить, что маршрут - это не путь движения школьников, а логически связанные между собой "объекты внимания", остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений. - Снаряжение экскурсии: необходимое оборудование для учителя, для самостоятельной работы школьников и для сбора природного материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной или групповой деятельности детей во время экскурсии. - Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5 - 7 мин). - Самостоятельная работа по заданиям (20 мин). Составление инструктивных карточек на каждую группу учащихся, или индивидуальных. - Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение (10-15 мин). - Итоговая беседа по теме экскурсии (3 - 5 мин). - Осмотр территории и приведение ее в порядок. - Общее заключение по экскурсии (в природе). - Обработка (в классе, дома) учениками собранного (на экскурсии) материала и подготовка отчета, сообщения. Пономарева И.Н. (2003) рекомендует, чтобы экскурсия была не очень долгой и не выглядела как урок или, в частности, лекция под открытым небом с демонстрацией природных объектов, встречающихся на пути. Содержание экскурсии должно соответствовать его теме и целям. Экскурсия обычно начинается с введения в проблему - рассказ или разговор. Затем преподаватель объясняет цель и индивидуальные задачи учеников, определяет место и время их выполнения (не более 20 минут). Задачи могут быть общими для всей группы или разными для отдельных групп от двух до пяти учеников. Следует подчеркнуть, что непосредственное общение с природой, самостоятельное ее наблюдение каждым учеником, нахождение нужных объектов среди огромного их многообразия - оставляет неизгладимые впечатления у учеников. Во время самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает: найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии. В согласованное время ученики встречаются, чтобы обсудить проделанную работу, наблюдения и результаты. Соблюдение определенной последовательности в отчетах о самостоятельной работе школьников помогает учителю раскрыть содержание темы экскурсии. Педагог дополняет и обобщает сообщения детей, помогает правильно разложить собранные материалы в гербарий или коллекцию (личную или школьную Учитель разрешает взять некоторые растения и мелких животных (насекомые, черви) для уголка живой природы и посадки на школьном участке. По проведению экскурсий Б. Е. Райков дал учителю ряд полезных советов (1920). В методике обучения биологии они известны как "Десять заповедей экскурсионного дела": 1.Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий. 2.Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план. 3.Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами. 4.Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать. 5.Избегай длинных объяснений. 6.Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать. 7.Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут. 8.Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно. 9.Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать. 10.Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |