Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ полученных данных



2019-07-03 172 Обсуждений (0)
Анализ полученных данных 0.00 из 5.00 0 оценок




 Рассмотрим результаты методики «20-я» и «20-преподаватель» у подростков российских школ в виде гистограммы.

Рисунок 1. Модальность образов юношей

положительное

нейтральное

отрицательное

образ - я

11,75

3,25

3,125

образ преподавателя

11

3,125

2,125

 

положительное

нейтральное

отрицательное

образ - я

13,25

3,25

3,333

образ преподавателя

12,167

4,167

3,5

Рисунок 2. Модальность образов девушек

Условные обозначения на гистограмме: «+» - положительная; «=» - нейтральная; «-» - отрицательная модальность.

Из рисунков 1 и 2 видно, что девушки более критичные к себе (среднее количество высказываний отрицательной модальности у девушек – 3,333, у юношей – 3,125). Юноши и девушки в разной степени приписывали себе положительные качества (юноши – 11,75, девушки – 13,25), что говорит об их адекватной самооценке. Нейтральные качества равны как у юношей (3,25), так и у девушек (3,25), это обозначает, что искренность и открытость перед собой и окружающими одинаковая.

Юноши приписывали преподавателю меньше отрицательных качеств, чем девушки (среднее количество высказываний отрицательной модальности у преподавателя в сознании юношей – 2,125, у девушек – 3,5). Девушки негативно отзывались о преподавателях в несколько большей степени, чем юноши, что говорит об их большей категоричности в вопросах морали и их эмоциональности. Положительные качества преподавателю реже давали юноши (11), чем девушки (12,167), что говорит об их большей категоричности, а у девушек – большей объективности в восприятии. Нейтральные характеристики преподавателю чаще давались девушками (4,167), чем юношами (3,125), что подтверждает эмоциональность юношей и большую холодность девушек.

 в

 д

 и

 ис

 к

 п

 с

 т

 э

 м

 а

образ - я

4,5

0,25

2,875

2,625

0

2,25

9,375

2,625

7,25

0

0

образ преподавателя

3,875

3,25

6

2,5

1

1,5

5,75

1,5

1,75

0

0

Рисунок 3 Соотношение компонентов структуры Я – образа девушек с образом преподавателя в сознании девушек

 

 в

 д

 и

 ис

 к

 п

 с

 т

 э

 м

 а

образ - я

3,083

0,833

2,25

3,417

0

2,333

10,083

2,5

8,917

0

0,833

образ преподавателя

3,667

3,833

5,083

2,083

0,75

1,917

7,25

1,583

2,75

0

0,083

Рисунок 4 Соотношение компонентов структуры Я – образа девушек с образом преподавателя в сознании девушек

Условные обозначения компонентов образа:

в – мотивационно - волевой;

д – деятельностный;

и – интеллектуальный;

ис – социальный интеллект;

к – конвенциональный;

п – поведенческий;

с – социальный;

т – телесно – ориентированный;

э – эмоциональный;

м – метафорический;

а – материальный.

Из рисунков 3 и 4 видно, что девушки чаще приписывают себе социальные (10,083) характеристики, чем юноши (9,375), однако у девушек (8,917) эмоциональные характеристики встречаются чаще, чем у юношей (7,25). Это говорит о нескольких разных акцентах в жизненных ценностях одних и других: девушки более эмоциональнее окрашивают происходящее, а для юношей важнее социальный статус. Мотивационно – волевые качества характерны для юношей (4,5), чем для девушек (3,083). Это говорит о том, что юноши решительнее и способны брать на себя ответственность за свое поведение. Интеллектуальные характеристики практические одинаковые как у юношей (2,875), так и у девушек (2,25), что говорит о холодности и социальной включенности разума при прохождении теста.

Юноши и девушки часто приписывают преподавателю интеллектуальные характеристики (юноши – 6, девушки - 5,083). Общие способности к познанию, пониманию и решению проблем у юношей выше, чем у девушек. Социальные характеристики девушки (7,25) приписывают чаще, чем юноши (5,75). На третье место статистически юноши определяют мотивационно – волевые характеристики (3,875). Девушки на третье место ставят  деятельностные характеристики (3,833), оценивая индивидуальные свойства, которые обеспечивают успешность деятельности и совокупность морально – нравственных свойств преподавателя.

Получается, что на первые два места юноши и девушки ставят социальные и интеллектуальные характеристики и при описании себя, и при описании преподавателя, разница только в модальности этих высказываний. Это свидетельствует о том, что подростки понимают, что преподаватели такие же люди и обладают такими же качествами, как и они.

Подростки одновременно видят что-то общее между собой и преподавателем, и что-то противоположное.

Теперь рассмотрим частотный словарь высказываний «20 - Я» (возьмем первые 10 слов).

Таблица 1 Частотный словарь Я – образа юношей

я

Частота

Отн.Частота

добрый

5

63%

умный

5

63%

веселый

4

50%

милый

4

50%

решительный

4

50%

смелый

4

50%

любопытный

3

38%

мужественный

3

38%

решительный

3

38%

 Таблица 2 Частотный словарь Я – образа девушек

я

Частота

Отн. Частота

добрая

9

75%

ответственная

9

75%

добрая

8

67%

милая

8

67%

ответственная

8

67%

веселая

6

50%

заботливая

4

33%

интересная

4

33%

ласковая

4

33%

умная

4

33%

 

Из таблиц 1 и  2 видно, что первый 5 слов, которые чаще всего встречаются в «Я – образе» у юношей это:

1) Добрый

2) Умный

3) Веселый

4) Милый

5) Решительный

У девушек, это:

1) Добрая

2) Ответственная

3) Добрая

4) Милая

5) Ответственная

Таблица 3 Частотный словарь образа преподавателя у юношей

педагог

Частота

Отн.Частота

Умен

3

38%

Хороший рассказчик

3

38%

Активен

2

25%

Весел

2

25%

Карьерист

2

25%

Много знает

2

25%

Не жалуется родителям

2

25%

Помогает с домашним заданием

2

25%

Путешествует

2

25%

Таблица 4 Частотный словарь образа преподавателя у девушек

педагог

Частота

Отн.Частота

Умелый

4

50%

Хороший рассказчик

4

50%

Много знает

3

38%

Не опаздывает

3

38%

Невнимателен

3

38%

Строгий

3

38%

Умелый

3

38%

Умен

3

38%

Умный

3

38%

 

Из таблиц 3 и  4 видно, что первые 5 слов, которые чаще всего встречаются в образе преподавателя у юношей, это:

1) Умен

2) Хороший рассказчик

3) Активен

4) Весел

5) Карьерист

У девушек, это:

1) Умелый

2) Хороший рассказчик

3) Много знает

4) Не опаздывает

5) Невнимательный

Слова, описывающие «Я-образ» и образ преподавателя схожи. Таким образом, подростки считают, что преподаватель такой же обычный человек.

Перейдем к рассмотрению таблиц с результатами методики “психогеометрический тест”.

Таблица 5 Сравнение образа преподавателя у юношей и девушек

образы сопоставление юноша преподаватель девушка преподаватель

совпадение

10%

20%

противопоставление

5%

15%

 

На таблицы 5 видно, что юноши видят меньше сходства между собой и преподавателем, чем девушки (совпадение образа юношей с образом преподавателя – 10%, совпадение у девушек – 20%). Совпадение образов в обоих случаях меньше половины, что говорит о непринятии подростками преподавателей. Так же противопоставление у юношей меньше, чем у девушек (юноши – 5%, девушки – 15%), что означает, что девушки не имеют ничего общего с преподавателем.

Таблица 6 Относительная частота фигур в Я-образах на 1 месте

       фигуры образы

зигзаг

квадрат

круг

прямоугольник

треугольник

Я-образ у юношей

40%

60%

40%

20%

20%

Я-образ у девушек

60%

40%

40%

20%

40%

образ препадователя у юношей

0%

20%

20%

0%

20%

образ преподавателя у девушек

60%

40%

40%

20%

20%

Из таблицы 6 видно, что юноши чаще всего ассоциируют преподавателя с квадратом (60%), а девушки – с зигзагом (60%). Это может значить, что образ у юношей более сформирован, чем у девушек. Девушки видят в преподавателе креативного и творческого человека. Юноши видят в преподавателе труженика, выносливого, терпеливого и упорного человека.

Таблица 7 Относительная частота фигур в Я-образах юношей и девушек

 

Относительная частота

Я-образ

1 место

2 место

3 место

4 место

5 место

зигзаг

15%

10%

15%

20%

45%

квадрат

20%

15%

25%

20%

15%

круг

25%

30%

5%

25%

15%

прямоугольник

20%

20%

30%

15%

15%

треугольник

20%

25%

25%

20%

10%

 

Относительная частота

Преподаватель

1 место

2 место

3 место

4 место

5 место

зигзаг

20%

20%

15%

10%

35%

квадрат

25%

20%

15%

30%

10%

круг

20%

20%

25%

25%

5%

прямоугольник

15%

25%

20%

20%

20%

треугольник

20%

15%

25%

15%

30%

 

Из таблицы 7 видно, что в «Я-образе» на первое и второе место девушки и юноши чаще всего ставят круг (25%). Это означает, что «Я-образ» у подростков еще не четко сформирован. Круг – это символ гармонии, он обозначает людей, настроенных на хорошие межличностные отношения. В образе преподавателя чаще всего на первое место подростки ставят квадрат (25%), т.е они видят в нем внимательного и распланированного человека.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что преподаватель в представлении подростков соответствует их возрастным психологическим особенностям. На таблицах модальности образов видно, что чаще встречаются положительные высказывания, как у юношей, так и у девушек. Также из таблиц сравнения структуры образов видно, что юноши и девушки одинаково предъявляют повышенные требования к социальным и интеллектуальным характеристикам преподавателя. Этот факт показывает, что они верно понимают цели и задачи работы преподавателя, получают позитивный результат от занятий с ним. 

Опрошенные обращали внимание на такие черты, как коммуникабельность, ум, серьезность.   Таким образом, можно сказать, что образ преподавателя в сознании подростков не полностью совпадает с выявленным психологическим портретом преподавателя.

Заключение

В ходе проведенной работы мною был исследован образ преподавателя в сознании подростков, на примере группы, разделила на две подгруппы, из восьми подростков – мальчиков и двенадцати подростков – девочек, разного возраста, обучающихся в школе, участвующих и не участвующих во внеклассных организациях, из разных семей.

В теоретической части были рассмотрены понятия образа и сознания преподавателя. Гипотетически предполагалось, что в сознании подростков преобладает положительный образ, имеющий ряд дополнительных требований и ожиданий. Исследование по методике СОЧ(И) – структура образа человека (иерархическая) В.Л. Ситникова, показало, что около 65% респондентов имеют положительную преобладающую модальность психологического образа преподавателя, около 20% подростков нейтрально относятся к преподавателям, и 15% подростков отрицательно смотрят на этих преподавателей. При этом отрицательные оценки преобладают у девочек.

Результаты исследования можно использовать для всестороннего развития преподавателя и информирования подростков об их работе.

На стадии подросткового возраста учащиеся противопоставляют себя образу учителя, поэтому отношения между учащимися и учителя могут быть разными. Одним из основных качеств преподавателя, влияющих на взаимодействие с учениками, является общительность. 

 


 



2019-07-03 172 Обсуждений (0)
Анализ полученных данных 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ полученных данных

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)