Анализ полученных данных
Рассмотрим результаты методики «20-я» и «20-преподаватель» у подростков российских школ в виде гистограммы. Рисунок 1. Модальность образов юношей
Рисунок 2. Модальность образов девушек
Условные обозначения на гистограмме: «+» - положительная; «=» - нейтральная; «-» - отрицательная модальность. Из рисунков 1 и 2 видно, что девушки более критичные к себе (среднее количество высказываний отрицательной модальности у девушек – 3,333, у юношей – 3,125). Юноши и девушки в разной степени приписывали себе положительные качества (юноши – 11,75, девушки – 13,25), что говорит об их адекватной самооценке. Нейтральные качества равны как у юношей (3,25), так и у девушек (3,25), это обозначает, что искренность и открытость перед собой и окружающими одинаковая. Юноши приписывали преподавателю меньше отрицательных качеств, чем девушки (среднее количество высказываний отрицательной модальности у преподавателя в сознании юношей – 2,125, у девушек – 3,5). Девушки негативно отзывались о преподавателях в несколько большей степени, чем юноши, что говорит об их большей категоричности в вопросах морали и их эмоциональности. Положительные качества преподавателю реже давали юноши (11), чем девушки (12,167), что говорит об их большей категоричности, а у девушек – большей объективности в восприятии. Нейтральные характеристики преподавателю чаще давались девушками (4,167), чем юношами (3,125), что подтверждает эмоциональность юношей и большую холодность девушек.
Рисунок 3 Соотношение компонентов структуры Я – образа девушек с образом преподавателя в сознании девушек
Рисунок 4 Соотношение компонентов структуры Я – образа девушек с образом преподавателя в сознании девушек
Условные обозначения компонентов образа: в – мотивационно - волевой; д – деятельностный; и – интеллектуальный; ис – социальный интеллект; к – конвенциональный; п – поведенческий; с – социальный; т – телесно – ориентированный; э – эмоциональный; м – метафорический; а – материальный. Из рисунков 3 и 4 видно, что девушки чаще приписывают себе социальные (10,083) характеристики, чем юноши (9,375), однако у девушек (8,917) эмоциональные характеристики встречаются чаще, чем у юношей (7,25). Это говорит о нескольких разных акцентах в жизненных ценностях одних и других: девушки более эмоциональнее окрашивают происходящее, а для юношей важнее социальный статус. Мотивационно – волевые качества характерны для юношей (4,5), чем для девушек (3,083). Это говорит о том, что юноши решительнее и способны брать на себя ответственность за свое поведение. Интеллектуальные характеристики практические одинаковые как у юношей (2,875), так и у девушек (2,25), что говорит о холодности и социальной включенности разума при прохождении теста. Юноши и девушки часто приписывают преподавателю интеллектуальные характеристики (юноши – 6, девушки - 5,083). Общие способности к познанию, пониманию и решению проблем у юношей выше, чем у девушек. Социальные характеристики девушки (7,25) приписывают чаще, чем юноши (5,75). На третье место статистически юноши определяют мотивационно – волевые характеристики (3,875). Девушки на третье место ставят деятельностные характеристики (3,833), оценивая индивидуальные свойства, которые обеспечивают успешность деятельности и совокупность морально – нравственных свойств преподавателя. Получается, что на первые два места юноши и девушки ставят социальные и интеллектуальные характеристики и при описании себя, и при описании преподавателя, разница только в модальности этих высказываний. Это свидетельствует о том, что подростки понимают, что преподаватели такие же люди и обладают такими же качествами, как и они. Подростки одновременно видят что-то общее между собой и преподавателем, и что-то противоположное. Теперь рассмотрим частотный словарь высказываний «20 - Я» (возьмем первые 10 слов). Таблица 1 Частотный словарь Я – образа юношей
Таблица 2 Частотный словарь Я – образа девушек
Из таблиц 1 и 2 видно, что первый 5 слов, которые чаще всего встречаются в «Я – образе» у юношей это: 1) Добрый 2) Умный 3) Веселый 4) Милый 5) Решительный У девушек, это: 1) Добрая 2) Ответственная 3) Добрая 4) Милая 5) Ответственная Таблица 3 Частотный словарь образа преподавателя у юношей
Таблица 4 Частотный словарь образа преподавателя у девушек
Из таблиц 3 и 4 видно, что первые 5 слов, которые чаще всего встречаются в образе преподавателя у юношей, это: 1) Умен 2) Хороший рассказчик 3) Активен 4) Весел 5) Карьерист У девушек, это: 1) Умелый 2) Хороший рассказчик 3) Много знает 4) Не опаздывает 5) Невнимательный Слова, описывающие «Я-образ» и образ преподавателя схожи. Таким образом, подростки считают, что преподаватель такой же обычный человек. Перейдем к рассмотрению таблиц с результатами методики “психогеометрический тест”. Таблица 5 Сравнение образа преподавателя у юношей и девушек
На таблицы 5 видно, что юноши видят меньше сходства между собой и преподавателем, чем девушки (совпадение образа юношей с образом преподавателя – 10%, совпадение у девушек – 20%). Совпадение образов в обоих случаях меньше половины, что говорит о непринятии подростками преподавателей. Так же противопоставление у юношей меньше, чем у девушек (юноши – 5%, девушки – 15%), что означает, что девушки не имеют ничего общего с преподавателем. Таблица 6 Относительная частота фигур в Я-образах на 1 месте
Из таблицы 6 видно, что юноши чаще всего ассоциируют преподавателя с квадратом (60%), а девушки – с зигзагом (60%). Это может значить, что образ у юношей более сформирован, чем у девушек. Девушки видят в преподавателе креативного и творческого человека. Юноши видят в преподавателе труженика, выносливого, терпеливого и упорного человека. Таблица 7 Относительная частота фигур в Я-образах юношей и девушек
Из таблицы 7 видно, что в «Я-образе» на первое и второе место девушки и юноши чаще всего ставят круг (25%). Это означает, что «Я-образ» у подростков еще не четко сформирован. Круг – это символ гармонии, он обозначает людей, настроенных на хорошие межличностные отношения. В образе преподавателя чаще всего на первое место подростки ставят квадрат (25%), т.е они видят в нем внимательного и распланированного человека. Выводы Подводя итоги, можно сказать, что преподаватель в представлении подростков соответствует их возрастным психологическим особенностям. На таблицах модальности образов видно, что чаще встречаются положительные высказывания, как у юношей, так и у девушек. Также из таблиц сравнения структуры образов видно, что юноши и девушки одинаково предъявляют повышенные требования к социальным и интеллектуальным характеристикам преподавателя. Этот факт показывает, что они верно понимают цели и задачи работы преподавателя, получают позитивный результат от занятий с ним. Опрошенные обращали внимание на такие черты, как коммуникабельность, ум, серьезность. Таким образом, можно сказать, что образ преподавателя в сознании подростков не полностью совпадает с выявленным психологическим портретом преподавателя. Заключение В ходе проведенной работы мною был исследован образ преподавателя в сознании подростков, на примере группы, разделила на две подгруппы, из восьми подростков – мальчиков и двенадцати подростков – девочек, разного возраста, обучающихся в школе, участвующих и не участвующих во внеклассных организациях, из разных семей. В теоретической части были рассмотрены понятия образа и сознания преподавателя. Гипотетически предполагалось, что в сознании подростков преобладает положительный образ, имеющий ряд дополнительных требований и ожиданий. Исследование по методике СОЧ(И) – структура образа человека (иерархическая) В.Л. Ситникова, показало, что около 65% респондентов имеют положительную преобладающую модальность психологического образа преподавателя, около 20% подростков нейтрально относятся к преподавателям, и 15% подростков отрицательно смотрят на этих преподавателей. При этом отрицательные оценки преобладают у девочек. Результаты исследования можно использовать для всестороннего развития преподавателя и информирования подростков об их работе. На стадии подросткового возраста учащиеся противопоставляют себя образу учителя, поэтому отношения между учащимися и учителя могут быть разными. Одним из основных качеств преподавателя, влияющих на взаимодействие с учениками, является общительность.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |