Понятия образа в психологии, его структуру и функции
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» (ФГБОУ ВО ПГУПС) __________________________________________________________________ Факультет: «Экономика и менеджмент» Кафедра: «Прикладная психология» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К курсовой работе Андрюшенко Дария Андреевна
На тему: «Образ преподавателя в сознании подростков»
Санкт-Петербург 2017 Содержание Введение. 3 1 Психические особенности образа преподавателя. 5 1.1 Понятия образа в психологии, его структуру и функции. 5 1.2 Социальная перцепция. Восприятие. 7 1.3 Образ преподавателя. 8 2 Организация исследования. 11 2.1 Цель эмпирического исследования. 11 2.2 Описание выборки. 11 2.3 Методика исследования. 11 2.4 Программа обработки полученных данных. 13 3 Эмпирическое изучение Я – образа и образа преподавателя в сознании подростков. 15 3.1 Анализ полученных данных. 15 Заключение. 25 Библиографический список. 26
Введение Степень разработанности этого вопроса является достаточно высокой. Изучением имиджа преподавателя, образа педагогов в сознании учащихся различного возраста занимались Л.М Митин, В.М. Шепель, Д.В. Колесов, И.Ф Мягков, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и другие. Подростковый возраст характеризуется снижением интереса к школьному обучению и возникающими в этой связи трудностями во взаимоотношениях с преподавателями. Образ преподавателя имеет - не только духовное, но и социальное значение. Образ формируется по двум признакам. Первый – институциональный, отражающий необходимые требования, предъявляемые государством к преподавателю. Второй – обыденный, отражающий общественное мнение и отношение к учителю в повседневной жизни. Такое представление формирует отношение к преподавателю: уважение и почитание. Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родителя, ученики, коллеги. Данная работа может быть использована для того, чтобы понять, как подростки воспринимают образ преподавателя, в чем они видят позитивные и негативные стороны этого образа. В процессе работы используются материалы из отечественных библиографических источников. Цель исследования: изучить структуру образа преподавателя и образа «Я-образ» в сознании подростков. Объект исследования: 20 человек, в возрасте 15 - 18 лет. Среди них 8 юношей и 12 девушек. Предмет исследования: образ преподавателя и я - образ в сознании подростков. Гипотеза исследования: образ преподавателя различается у юношей и девушек подросткового возраста. Задача исследования: - ознакомиться с литературой, посвященной образу человека в психологии. - выявить содержание и структуру образа преподавателя в сознании подростков. - выявить содержание и структуру я - образа в сознании подростков. - сравнить содержания и структуру образа преподавателя у юношей и девушек. Метод и методики исследования: Теоретические методы – изучение материала по выбранной теме. Эмпирические методы – проведение анкетирования, методики СОЧ(И). Методы математической статистики – использование программы EXEL для вычисления статистических данных. Используемые методики: - методика СОЧ(И) – структура образа человека (иерархическая), (В.Л. Ситников); - метод психогеометрической диагностики.
1 Психические особенности образа преподавателя Понятия образа в психологии, его структуру и функции Для раскрытия темы образа преподавателя необходимо определить, что такое образ человека. Основными функциями психики человека являются отражение и регуляция. Понятия образа является одним из центральных в психологии, так как именно образы, отражая объективную реальность, является содержанием психики человека. Без самосознания, которое предусматривает формирования “Я”, то есть состояния выделения данного человека из остального мира, сознание невозможно. [3] Сознание человека – сложное и многогранное явление. Свидетельством этой сложности является его структура. К ней относят элементы: 1) психическое (несознательное, подсознательное); 2) самосознание (оценка самого себя); 3) мышление (абстрагирования, язык, познания); 4) целеустремленность (постановка целей, прогнозирование их результатов) 5) мировоззрение (показатель уровня сознания). В сознании человека формируется образ мира, образ собственного «Я» и образы других людей. Чтобы разобраться в значении понятия «образа», обратимся к определениям нескольких известных психологов разного времени. Когнитивные психологи, как Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам определяют образ так: “Образ – это все накопленные и организованные знания организма о себе самом и о мире, в котором он существует”. Т.е образ включается все, что приобрел организм. [10] Итальянский психолог А. Менегетти, основатель онтопсихологической школы, в своей монографии «Образ и бессознательное» рассуждает, что образ шире того, что передается в настоящий момент, в нем также раскрываются наши фантазии, сновидения, мечтания, творческие способности, ассоциации, вдохновения. Его взгляды в основном базируются на философских концепциях, но также на психоанализе З. Фрейда, А. Адлера, аналитической психологии К. Юнга и гуманистической психологии А. Маслоу, Р. Мэя и К. Роджерса. [9] С.Л. Рубинштейн пишет: “Это образование (образ предмета), однако, не существует вне соответствующего процесса, помимо отражательной деятельности; с прекращением отражательной деятельности перестанет существовать и образ”. [12] Таким образом, если объединить высказывания ученых, то получится, что образ – это то, каким мы субъективно видим (отражаем) окружающий нас мир. Образ обладает двумя основными свойствами: - предметность (отнесенность образа к предметам объективной действительности). - субъективность (не существует независимо от сознания человека). Выделяются уровни психологического отражения: - сенсорно – перцептивный уровень (базовый, формируются на начальных ступенях развития) - уровень представлений (может возникать без воздействия предмета на органы чувств). К нему относятся память и воображение. - вербально – логическое мышление (уровень рационального познания, при котором индивид оперирует понятиями и логическими приемами, абстракциями, обобщениями). Система знаков – язык. [6]
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |