Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятия образа в психологии, его структуру и функции



2019-07-03 193 Обсуждений (0)
Понятия образа в психологии, его структуру и функции 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I»

(ФГБОУ ВО ПГУПС)

__________________________________________________________________

Факультет: «Экономика и менеджмент»

Кафедра: «Прикладная психология»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К курсовой работе

Андрюшенко Дария Андреевна

 

На тему: «Образ преподавателя в сознании подростков»

 

Обучающийся   (подпись, дата) Д.А. Андрюшенко
И.о.заведующего кафедрой-главный руководитель   (подпись, дата) Профессор Е.Ф.Ященко
Руководитель КР   (подпись, дата) Доцент, канд. психол. наук, Т.В. Слотина
   
   
   
   

Санкт-Петербург

2017

Содержание

Введение. 3

1 Психические особенности образа преподавателя. 5

1.1 Понятия образа в психологии, его структуру и функции. 5

1.2 Социальная перцепция. Восприятие. 7

1.3 Образ преподавателя. 8

2 Организация исследования. 11

2.1 Цель эмпирического исследования. 11

2.2 Описание выборки. 11

2.3 Методика исследования. 11

2.4 Программа обработки полученных данных. 13

3 Эмпирическое изучение Я – образа и образа преподавателя в сознании подростков. 15

3.1 Анализ полученных данных. 15

Заключение. 25

Библиографический список. 26

 

 


 

Введение

Степень разработанности этого вопроса является достаточно высокой. Изучением имиджа преподавателя, образа педагогов в сознании учащихся различного возраста занимались Л.М Митин, В.М. Шепель, Д.В. Колесов, И.Ф Мягков, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и другие.

Подростковый возраст характеризуется снижением интереса к школьному обучению и возникающими в этой связи трудностями во взаимоотношениях с преподавателями. Образ преподавателя имеет - не только духовное, но и социальное значение. Образ формируется по двум признакам. Первый – институциональный, отражающий необходимые требования, предъявляемые государством к преподавателю. Второй – обыденный, отражающий общественное мнение и отношение к учителю в повседневной жизни. Такое представление формирует отношение к преподавателю: уважение и почитание.  

Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родителя, ученики, коллеги.

Данная работа может быть использована для того, чтобы понять, как подростки воспринимают образ преподавателя, в чем они видят позитивные и негативные стороны этого образа.

В процессе работы используются материалы из отечественных библиографических источников.

Цель исследования: изучить структуру образа преподавателя и образа «Я-образ» в сознании подростков.

Объект исследования: 20 человек, в возрасте 15 - 18 лет. Среди них 8 юношей и 12 девушек.

Предмет исследования: образ преподавателя и я - образ в сознании подростков.

Гипотеза исследования: образ преподавателя различается у юношей и девушек подросткового возраста.

Задача исследования:

- ознакомиться с литературой, посвященной образу человека в психологии.

- выявить содержание и структуру образа преподавателя в сознании подростков.

- выявить содержание и структуру я - образа в сознании подростков.

- сравнить содержания и структуру образа преподавателя у юношей и девушек.

Метод и методики исследования:

Теоретические методы – изучение материала по выбранной теме.

Эмпирические методы – проведение анкетирования, методики СОЧ(И).

Методы математической статистики – использование программы EXEL для вычисления статистических данных.

Используемые методики:

- методика СОЧ(И) – структура образа человека (иерархическая), (В.Л. Ситников);

- метод психогеометрической диагностики.

 


 

1 Психические особенности образа преподавателя

Понятия образа в психологии, его структуру и функции

Для раскрытия темы образа преподавателя необходимо определить, что такое образ человека.

Основными функциями психики человека являются отражение и регуляция. Понятия образа является одним из центральных в психологии, так как именно образы, отражая объективную реальность, является содержанием психики человека. Без самосознания, которое предусматривает формирования “Я”, то есть состояния выделения данного человека из остального мира, сознание невозможно. [3]

Сознание человека – сложное и многогранное явление. Свидетельством этой сложности является его структура. К ней относят элементы:

1) психическое (несознательное, подсознательное);

2) самосознание (оценка самого себя);

3) мышление (абстрагирования, язык, познания);

4) целеустремленность (постановка целей, прогнозирование их результатов)

5) мировоззрение (показатель уровня сознания).

В сознании человека формируется образ мира, образ собственного «Я» и образы других людей.

Чтобы разобраться в значении понятия «образа», обратимся к определениям нескольких известных психологов разного времени.

Когнитивные психологи, как Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам определяют образ так: “Образ – это все накопленные и организованные знания организма о себе самом и о мире, в котором он существует”. Т.е образ включается все, что приобрел организм. [10]

Итальянский психолог А. Менегетти, основатель онтопсихологической школы, в своей монографии «Образ и бессознательное» рассуждает, что образ шире того, что передается в настоящий момент, в нем также раскрываются наши фантазии, сновидения, мечтания, творческие способности, ассоциации, вдохновения.

Его взгляды в основном базируются на философских концепциях, но также на психоанализе З. Фрейда, А. Адлера, аналитической психологии К. Юнга и гуманистической психологии А. Маслоу, Р. Мэя и К. Роджерса. [9]

С.Л. Рубинштейн пишет: “Это образование (образ предмета), однако, не существует вне соответствующего процесса, помимо отражательной деятельности; с прекращением отражательной деятельности перестанет существовать и образ”. [12]

Таким образом, если объединить высказывания ученых, то получится, что образ – это то, каким мы субъективно видим (отражаем) окружающий нас мир. Образ обладает двумя основными свойствами:

- предметность (отнесенность образа к предметам объективной действительности).

- субъективность (не существует независимо от сознания человека).

Выделяются уровни психологического отражения:

- сенсорно – перцептивный уровень (базовый, формируются на начальных ступенях развития)

- уровень представлений (может возникать без воздействия предмета на органы чувств). К нему относятся память и воображение.

- вербально – логическое мышление (уровень рационального познания, при котором индивид оперирует понятиями и логическими приемами, абстракциями, обобщениями). Система знаков – язык. [6]



2019-07-03 193 Обсуждений (0)
Понятия образа в психологии, его структуру и функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятия образа в психологии, его структуру и функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)