Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы, влияющие на формирование прибыли отчетного периода и оценка степени их влияния



2019-07-03 190 Обсуждений (0)
Факторы, влияющие на формирование прибыли отчетного периода и оценка степени их влияния 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Следующим этапом исследования прибыли будет анализ факторов влияющих на ее формирование. Исходные данные для анализа сводятся в таблицу в таблице 2.8.

 

Таблица 2.8 - Исходные данные для факторного анализа прибыли отчетного периода

Наименование показателей 2005 год, млн. руб. 2006 год, млн. руб. Абсолютное изменение, +/- Темп роста, %
1. Прибыль от реализации 992 1007 15 101,51
2.Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, работ, услуг 5024 5900 876 117,44
3. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 4032 4893 861 121,35
4. Индекс свободных отпускных цен 1 1,08 0,08 108,00
5. Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, работ, услуг в сопоставимых ценах 5024 5462,96 439 108,74
6. Прибыль (убыток) по операционным доходам и расходам 12 8 -4 66,67
7. Прибыль (убыток) по внереализационным доходам и расходам -105 -105 0 100,00
8. Прибыль отчетного периода 899 910 11 101,22

Источник: собственная разработка на основе данных предприятия, представленного в Приложении Б

 

Прибыль отчетного периода разбивается на составляющие (факторы): основные – первого порядка, такие как: прибыль от реализации продукции (работ, товаров, услуг); прибыль (убыток) от операционных доходов (расходов); прибыль (убыток) от внереализационных доходов (расходов).

Также для более полного анализа, применяется разбиение на более мелкие составляющие, т.е. факторы второго порядка.

Произведем расчет влияния перечисленных факторов на величину прибыли отчетного периода.

Общее изменение прибыли рассчитывается по формуле:

 

D Потч. = Потч – Пбаз,       (2.1)

 

где D Потч – изменение прибыли отчетного периода 2005 (2006) годов;

Потч , Пбаз – прибыль отчетного (базового) периода соответственно.

За 2006 год изменение прибыли отчетного периода составило:

 

D Потч = 910-899= +11 млн. руб.

 

Рассчитаем влияние факторов первого порядка на прибыль 2006 года.

Влияние фактора прибыли от реализации продукции рассчитывается по формуле:

 

D Пр. = Пр. отч – П р.баз, (2.2)

 

где D Пр. – изменение прибыли отчетного периода за счет прибыли (убытка) от реализации продукции;

Пр. отч – прибыль от реализации продукции 2006 года;

П р.баз - прибыль от реализации продукции 2005 года.

За 2006 год изменение прибыли отчетного периода за счет прибыли (убытка) от реализации продукции составило:

 

D Пр. =1007-992=+15 млн. руб.

 

Влияние фактора прибыли (убытка) от операционных доходов и расходов рассчитывается по формуле:

 

D Попер.. = Попер отч – П опер.баз, (2.3)

 

где D Попер.. - изменение прибыли отчетного периода за счет прибыли (убытка) от операционных доходов и расходов;

Попер отч – прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов 2006 года;

П опер.баз - – прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов 2005 года.

За 2006 год изменение прибыли отчетного периода за счет прибыли (убытка) от операционных доходов и расходов составило:

 

D Попер.. = 8-12= -4 млн. руб.

 

Влияние фактора прибыли (убытка) от внереализационных доходов и расходов рассчитывается по формуле:

 

D Пвнер.. = Пвнер отч – П внер.баз,                 (2.4)

 

где D Пвнер - изменение прибыли отчетного периода за счет прибыли (убытка) от внереализационных доходов и расходов;

Пвнер отч - прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов 2006 года;

П внер.баз - прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов 2005 года.

За 2006 год изменение прибыли отчетного периода за счет прибыли (убытка) от внереализационных доходов и расходов составило:

 

D Пвнер.. =- 105-(- 105) = 0 млн. руб.

 

Особое внимание в процессе анализа и оценки финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую статью их формирования – прибыль (убыток) от реализации продукции как важнейшую составляющую прибыли (так как данный показатель занимает наибольший удельный вес в прибыли отчетного периода, согласно данным таблицы 2.6).

Факторами, влияющими на изменение прибыли от реализации продукции являются:

- изменение уровня среднереализационных цен на продукцию;

- изменение объема и структуры реализованной продукции;

-изменение себестоимости (уровня затрат на рубль реализованной продукции).

Данные факторы по отношению к изменению прибыли отчетного периода являются факторами второго порядка, а по отношению к прибыли от реализации продукции – факторами первого порядка.

В условиях рыночной экономики, когда цены на продукцию являются свободными, и их уровень определяется состоянием рынка, возникает необходимость иметь информацию об их изменении, об их индексе в целях управления экономикой.

Изменение уровня среднереализационных цен на продукцию и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

В нашем случае по сравнению с 2005 годом индекс цен составил 1,08.

Для того, чтобы определить, как рост цен повлиял на прибыль, необходимо выручку от реализации продукции отчетного года пересчитать по ценам прошлого года, а затем ее сопоставить с выручкой от реализации отчетного года. Разница покажет, на какую сумму изменился объем реализованной продукции, а соответственно и прибыль, за счет изменения цен на продукцию. Пересчет осуществляется путем корректировки выручки от реализации продукции отчетного года на индекс цен, для чего выручка от реализации отчетного года делится на индекс цен, и определяется выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах (цена предыдущего года). Рассчитаем влияние этого фактора по формуле:

 

D Пр цен = Вр отч –Вр отч./Индекс цен,                      (2.5)

 

где D Пр цен – изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения уровня среднереализационных цен на продукцию;

 Вр отч – выручка отчетного периода (2006 год).

За 2006 год изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения уровня среднереализационных цен на продукцию составило:

 

D Пр цен =5900-5900/1,08= +437,04 млн. руб.

 

Изменение объема реализации продукции в целом по предприятию может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли.

Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли, а убыточной к ее уменьшению. Структура реализованной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. При увеличении удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализованной продукции сумма прибыли возрастает, а при увеличении низкорентабельной или убыточной продукции - уменьшается.

Для определения влияния изменения объема и структуры реализованной продукции вначале определим прирост объема реализации по сравнению с предыдущим периодом, как отношение выручки от реализации продукции отчетного периода (за минусом НДС) в сопоставимых ценах к аналогичному показателю в предыдущем периоде за минусом единицы. Затем прибыль от реализации продукции базового периода умножается на полученный коэффициент.

В общем виде формулу можно представить:

 

D Пр объем и структура реал. прод. = , (2.6)

 

где D Пр объем и структура реал. прод. - изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения объема и структуры реализованной продукции;

Инд. цен - Индекс цен 2006 год.

За 2006 год изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения объема и структуры реализованной продукции составило:

 

D Пр объем и стр. реал. прод. =(5900/1,08/5024-1)×992 = +86,67 млн. руб.

 

Изменение себестоимости реализованной продукции влияет на размер прибыли обратно пропорционально: снижение себестоимости приводит к соответствующему увеличению суммы прибыли и наоборот. Влияние изменения себестоимости на сумму прибыли можно определить, используя показатели затрат на рубль реализованной продукции. Величину влияния изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль от реализации определяют как разницу между фактическим уровнем затрат на рубль реализованной продукции в отчетном году (в сопоставимых ценах) и уровнем затрат за прошлый год, умноженную на фактический объем реализованной продукции в сопоставимых ценах. Будем рассчитывать влияние этого фактора по формуле:

 

D П р.с/с = ), (2.7)

 

где D П р.с/с - изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения себестоимости продукции;

Сотч, Сбаз – себестоимость реализованной продукции в отчетном и базовом периоде;

За 2006 год изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения себестоимости продукции составило:

 

D П р.с/с =- ((4893/5900/1,08-4032/5024)×5900/1,08)=-508,71 млн. руб.

 

В итоге влияние этих трех факторов на изменение прибыли от реализации продукции находится по формуле:

 

D П р = D Пр цен + D Пр объем и стр. реал. прод. + D П р.с/с (2.8)

 

В 2006 году влияние этих трех факторов на изменение прибыли от реализации продукции составляло:

 

437,04+86,67-508,71 = +15 млн. руб.

 

Рассмотрим таблицу 2.9, где сведены все расчеты, и сделаем выводы.


Таблица 2.9 - Анализ факторов изменения прибыли отчетного периода

Факторы изменения прибыли отчетного периода Сумма влияния на прибыль, млн. руб.
Изменение прибыли отчетного периода, в том числе за счет: 11
1. Изменения прибыли от реализации продукции 15
1.1 Роста объёма и структуры реализованной продукции 86,67
1.2 Изменения цен на реализованную продукцию 437,04
1.3 Изменения себестоимости реализованной продукции -508,71
2. Прибыли (убытка) по операционным доходам и расходам -4
3. Прибыли (убытка) по внереализационным доходам и расходам 0

 

Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

 

Исследование показывает, что в 2006 году по отношению к 2005 году произошло изменение прибыли отчетного периода на 11 млн. руб. в сторону увеличения или на 1,22%.

За счет положительного влияния фактора первого порядка - прибыли от реализации продукции, которая увеличилась на 1,21%, прибыль отчетного периода увеличилась на 15 млн. руб., за счет прибыли (убытка) от операционных доходов и расходов, которая сократилась на 33,33%, прибыль отчетного периода сократилась на 4 млн. руб., а за счет стабильности убытка от внереализационных операций, прибыль отчетного периода не изменилась.

Таким образом, главным фактором роста прибыли в 2005 году была прибыль от реализации продукции, работ, услуг. Для установления причин ее динамики, более подробно проанализируем изменение прибыли от реализации продукции в 2006 году по отношению к 2005 году.

Как уже было отмечено, за счет изменения прибыли от реализации продукции рост прибыли отчетного периода составил 15 млн. руб.

Объем и структура произведенной продукции изменяли прибыль от реализации в сторону увеличения: размер положительного влияние этих факторов составлял 86,67млн. руб.

За счет цен на реализованную продукцию в 2006 году произошло увеличение прибыли от реализации на 437,04 млн. руб.

Фактор себестоимости продукции играл самую негативную роль в изменении прибыли от реализации продукции. Отрицательное его влияние в 2006 году выражалось в уменьшении прибыли от реализации на 508,71млн. руб. Таким образом, фактор себестоимости продукции главная причина снижения прибыли отчетного периода. При разработке мероприятий по улучшению финансового результата предприятия должно быть уделено внимание снижению себестоимости продукции.

Для анализа себестоимости продукции рассмотрим таблицы 2.10 и таблица 2.11.

В таблице 2.10 приведен анализ состава и динамики себестоимости реализованной продукции, на основе данных Приложения Д «Отчет о затратах на производство продукции за 2006 год».

Себестоимость реализованной и товарной продукции на УП «Витебсклифт» совпадает ввиду специфики деятельности организации. Как отмечалось ранее, себестоимость возросла на 861 млн. руб. или на 21,35%.

 

Таблица 2.10 - Анализ состава и динамики себестоимости реализованной продукции за 2005 и 2006 года

Статьи затрат 2005 год 2006 год Абсолютное отклонение, +/- Темп роста, %
1. Материальные затраты, млн. руб. в том числе 768 784 16 102,08
-сырье и материалы 490 486 -4 99,18
-топливо 32 33 1 103,13
-электрическая энергия 103 133 30 129,13
- тепловая энергия 14 21 7 150,00
- прочие материальные затраты 120 95 -25 79,17
2. Расходы на оплату труда, млн. руб. 1983 2578 595 130,01
3. Отчисления на социальные нужды, млн. руб. 755 957 202 126,75
4. Амортизация основных средств и нематериальных активов, млн. руб. 66 70 4 106,06
5. Прочие затраты, млн. руб. 460 504 44 109,57
Всего 4032 4893 861 121,35

 

Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

 

При этом, рост материальных затрат составил 102,08%; расходов на оплату труда – 130,01%, отчислений на соц. нужды – 126,75%, амортизации – 106,06%, прочих затрат – 109,57%. Таким образом, максимальный рост можно отметить по статье «расходы на оплаты труда» (30,01%). Кроме того, обращает на себя внимание рост затрат на электроэнергию (на 29,13%) и рост затрат на тепловую энергию (на 50%), при общем рост материальных затрат на 2,08%. В этом отношении можно отметить не удовлетворительную работу на предприятии по снижению теплозатрат и энергозатрат. Таким образом, для снижения себестоимости продукции необходимо целеноправленная работа по снижению затрат на электро- и теплоэнергию, которая является стратегически важным направлением снижения затрат, так как в ближайшей перспективе от энерго- и теплоемкости продукции будет зависить ее конкурентоспособность.

Сравнительный анализ структуры себестоимости реализованной продукции за исследуемый период представлен в таблице 2.11.


Таблица 2.11 – Структура себестоимости реализованной продукции

Статьи затрат Удельный вес в 2005 году, % Удельный вес в 2006 году, % Абсолютное отклонение, п. п.
1. Материальные затраты, в т ч 19,05 16,02 -3,02
-сырье и материалы 12,15 9,93 -2,22
-топливо 0,79 0,67 -0,12
-электрическая энергия 2,55 2,72 0,16
- тепловая энергия 0,35 0,43 0,08
- прочие материальные затраты 2,98 1,94 -1,03
2. Расходы на оплату труда 49,18 52,69 3,51
3. Отчисления на социальные нужды 18,73 19,56 0,83
4. Амортизация основных средств и нематериальных активов 1,64 1,43 -0,21
5. Прочие затраты 11,41 10,30 -1,11
Всего 100,00 100,00 -

 

Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

 

Как следует из таблицы 2.11, наибольший удельный вес в себестоимости продукции, как в 2005 году, так и в 2006 занимают расходы на оплату труда (соответственно, 49,18% в 2005 году и 52,69% в 2006 году). Расходы на оплату труда не только занимали наибольший удельный вес в себестоимости реализованной продукции, но и увеличивали его в 2006 году на 3,51 п. п.

При этом, обращает на себя внимание рост удельного веса затрат на электрическую энергию (на 0,16 п.п.) и удельного веса затрат на теплоаую энергию (на 0,08 п.п.) при снижение удельного веса материальных затрат в целом (на 3,02 п.п.). Таким образом, происходящие изменения в структуре затрат являются негативными и нуждаются в корректировке.

Как показывает проведенный анализ, для снижения себестоимости необходимо снижать затраты на оплату труда, расходы на теплоэнергию и электроэнергию.

Таким образом, проведя факторный анализ изменения прибыли отчетного периода, было установлено, что самым позитивным фактором, под влиянием которого повышалась прибыль отчетного периода, была прибыль от реализации продукции, в свою очередь, на снижение которой, в основном влиял рост себестоимости продукции.

 



2019-07-03 190 Обсуждений (0)
Факторы, влияющие на формирование прибыли отчетного периода и оценка степени их влияния 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы, влияющие на формирование прибыли отчетного периода и оценка степени их влияния

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)