Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение и цены объема производства



2019-07-03 233 Обсуждений (0)
Определение и цены объема производства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства (цена задается экзогенно), то монополист может определять не только объем производства, но и назначать цену.

Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции P=MR, то на монополизированном рынке P>MR/

Доход фирмы
Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста необходимо установить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки: когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки, и когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки (рис. 3.1).[8]

 

 

 


Рис. 3.1 Спрос, предельный и совокупный доход фирмы в условиях чистой монополии.

 

P
В условиях совершенной конкуренции установление цены может быть изображено следующем образом (рис.3.2)[9]:

 

 


Рис. 3.2 Равновесие в конкурентной отрасли

В точке E достигается равновесный объем производства Qe и равновесная цена Pe . Площадь 0BEQe соответствует величине издержек производителей, PeBE – составляет прибыль производителей, а APeE – потребительский излишек. Равновесие в конкурентной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж.

P
 

 

 


Рис. 3.3 Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.

При возникновении чистой монополии ситуация меняется, и она изображена на рисунке 3.3.[10]

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке E, где Pc=MC. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся к монопольной цене Pm  и количеству продукции Qm. Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Pm>MC), то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Площадь треугольника АВЕ соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии.

В середине 50-х гг. А. Харбергер был первым, кто первым, кто попытался определить величину этих треугольников с точки зрения издержек всего общества, так как объем производства без монополии больше, чем в условиях монопольного рынка. Эти треугольники часто называют харбергеровскими треугольниками.

Обычно считают, что монопольные цены – самые высокие. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.

Другим стереотипом выступает мнение, будто монополист всегда стремится ограничивать выпуск продукции. Это также не совсем верно. По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как правило, изменяются. На издержки действуют два прямо противоположных фактора – понижающий и понижающий. Понижающий, так как в результате создания монополии можно полнее использовать положительный эффект от роста масштаба производства (экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т. д.). С другой стороны, действует и тенденция к их повышению, связанная с расширением и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще. Эту тенденцию Х. Лейбенстайн обозначил как Х-неэффективность (рис.3.4)[11].

 

 


Рис. 3.4 Определение Х-неэффективности.

Согласно Х. Лейбенстайну, Х-неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек. Даже при совершенной конкуренции возможна Х- неэффективность (рис.3.4). В этих условиях фирма увеличивает производство до той точке, где пересекутся предельные и средние издержки, в нашем случае – до минимума АТС (точка А). Если реальные издержки превышают минимальные АТС на величину АВ, то при производстве Qc возникает Х-неэффективность. Однако в условиях свободной конкуренции подобная ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с Х-неэффективностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация складывается на монополизированном рынке. Объем производства сокращается с Qc до Qm, а Х-неэффективность (отрезок CD) заметно увеличивается.



2019-07-03 233 Обсуждений (0)
Определение и цены объема производства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение и цены объема производства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)