Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экспериментальная работа по исследованию мышления у детей с умеренной умственной отсталостью



2019-07-03 246 Обсуждений (0)
Экспериментальная работа по исследованию мышления у детей с умеренной умственной отсталостью 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучение уровня развития словесно-логического и абстрактного мышления у детей с умеренной умственной отсталостью

 

Экспериментальное изучение мышления младших школьников проведено на базе кабинета психолого-педагогической коррекции Павлодарского района.

В эксперименте приняли участие 12 детей младшего школьного возраста.

Нами были исследованы следующие параметры:

1) схематического мышления посредством теста Когана;

2) логичности мышления посредством методик, исследующих:

– способность обобщать – «Обобщение понятий»,

– способность классифицировать – «Классификация»,

– способность сравнивать – «Сравнение».

Тест Когана (Приложение А).

Цель – исследование схематического мышления.

У детей с умеренной умственной отсталостью при участии в тестировании возникали затруднения при систематизации карточек одновременно по двум сенсорным эталонам. Они показывали неспособность к целостному восприятию. Для них оказались характерными затруднения, связанные с классификацией фигур, незначительные ошибки при сходности сенсорных эталонов (путаница цветов).

По количественной оценке все участники эксперимента выполнили задание менее, чем на 30%, что подтвердило у них наличие умеренной умственной отсталости.

В качественном отношении по итогам первого этапа результаты распределились на три основные группы:

1) 3 детей (25%) распределили фигуры по цвету;

2) 1 ребенок (8%) разложил часть фигур по форме;

3) 8 детей (67%) не смогли сконцентрировать свое внимание в должной степени и, таким образом, не выделили среди фигур ни их принадлежности к цветовым группам, ни к группам по форме.

Для большей наглядности изобразим полученные результаты в виде таблицы (см. таблицу 1).

 

Таблица 1 – Результаты теста Когана

Распределение фигур Количество детей (в%)
по форме и цвету 0
по форме 3 (25%)
по цвету 1 (8%)
отсутствует 8 (67%)

 

Ни один ребенок не справился с классификацией по двум признакам одновременно. 3 детей проявили способность удержать внимание на цвете, 1 ребенок сконцентрировался на форме фигур. 8 детей не выявили способности выделить хотя бы один признак.

Изобразим полученные данные в виде диаграммы (см. рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Результаты теста Когана

 


Как видно из рисунка 1, ни один ребенок не смог сконцентрироваться на двух признаках одновременно, 4 детей удержали во внимании 1 признак, что составило 33%, 8 детей не сумели выделить ни одного признака в работе с фигурами, что составило 67%.

Методика «Обобщение понятий» (Приложение Б).

Цель – исследование логичности мышления.

При проведении были обнаружены следующие особенности выполнения методики. Дети с умственной отсталостью, участвовавшие в эксперименте, чаще всего приводили обобщения на интуитивно-практическом уровне. Так, ответы были следующими:

Шкафы, кровати, стулья – квартира (2 человека – 17%).

Футболки, брюки, куртки – надевают (3 человека – 25%).

Васильки, ландыши, розы – весна (1 человек – 8%).

Дубы, ёлки, берёзы – улица (3 человека – 25%).

Вороны, голуби, утки – летают (3 человека – 25%).

Смородина, малина, клубника – еда (1 человек – 8%).

Картошка, морковь, помидоры – овощи (1 человек – 8%).

Яблоки, груши, мандарины – вкусная еда (3 человека – 25%).

Моряки, лётчики, артиллеристы – взрослые (1 человек – 8%).

Дети с умеренной умственной отсталостью при обобщении допускали ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков.

При оценке результатов нами были выделены 2 группы детей (см. таблицу 2).

 

Таблица 2 – Результаты проведения методики «Обобщение понятий»

Обобщено понятий Количество детей (в %)
менее 30% 2 (17%)
нет обобщений 10 (83%)

 

Из приведенной таблицы видно, что 2 детей выполнили задание менее, чем на 30%, чем подтвердили у себя наличие умеренной умственной отсталости. 10 человек выявили неспособность к обобщению понятий.

На диаграмме результаты выглядят следующим образом (см. рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Результаты проведения методики «Обобщение понятий»

 

Из рисунка 2 видно, что большая часть детей (83%) не владеет логической операцией обобщения.

Методика «Классификация»(Приложение В).

Цель – исследование логичности мышления.

При выполнении задания методики мы выявили, что дети с умеренной умственной отсталостью не могут объяснить свои действия и ответы.

Таким образом, по результатам проведения методики получены следующие данные (см. таблица 3).

Таблица 3 – Результаты проведения методики «Классификация»

Классифицировано понятий Количество детей (в %)
менее 30% 1 (8%)
нет классификаций 11 (92%)

 

Из приведенной таблицы видно, что 1 ребенок выполнил задание менее, чем на 30%, чем подтвердил у себя наличие умеренной умственной отсталости. 11 человек выявили неспособность к классификации понятий.

На диаграмме результаты выглядят следующим образом (см. рисунок 3).

Рисунок 3 – Результаты проведения методики «Классификация»

 

Из рисунка 3 видно, что большая часть детей (92%) не владеет способностью классифицировать.

Диагностика «Сравнение»(Приложение Г).

Цель – исследование способности сравнивать.

В результате проведения диагностики выяснилось, что дети с умственной отсталостью охотнее выделяют различия, чем сходства; отличаются непланомерным анализом, его односторонностью.

При объявлении сходства и различия выделяют в основном несущественные признаки, например: лисы – собаки: у них уши, хвосты, яблони – берёзы: зеленые, растут в лесу, цветы – деревья: их можно поставить в вазу.

По результатам проведения методики получены следующие данные (см. таблица 4).

 

Таблица 4 – Результаты проведения методики «Сравнение»

Выполнено сравнений Количество детей (в %)
менее 30% материала 1 (8%)
сравнений не выполнено 11 (92%)

 

Из приведенной таблицы видно, что 1 ребенок выполнил задание менее, чем на 30%, чем подтвердил у себя наличие умеренной умственной отсталости. 11 человек выявили неспособность сопоставлению понятий.

На диаграмме результаты выглядят следующим образом (см. рисунок 4).

Рисунок 4 – Результаты проведения методики «Сравнение»

 

Из рисунка 4 видно, что большая часть детей (92%) не владеет способностью сравнивать.

Итак, по результатам проведения констатирующего эксперимента уровень мыслительных операций можно оценить как низкий и подчеркнуть необходимость развития логических операций у каждого участника экспериментального исследования.

 



2019-07-03 246 Обсуждений (0)
Экспериментальная работа по исследованию мышления у детей с умеренной умственной отсталостью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экспериментальная работа по исследованию мышления у детей с умеренной умственной отсталостью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)