Экспериментальная работа по исследованию мышления у детей с умеренной умственной отсталостью
Изучение уровня развития словесно-логического и абстрактного мышления у детей с умеренной умственной отсталостью
Экспериментальное изучение мышления младших школьников проведено на базе кабинета психолого-педагогической коррекции Павлодарского района. В эксперименте приняли участие 12 детей младшего школьного возраста. Нами были исследованы следующие параметры: 1) схематического мышления посредством теста Когана; 2) логичности мышления посредством методик, исследующих: – способность обобщать – «Обобщение понятий», – способность классифицировать – «Классификация», – способность сравнивать – «Сравнение». Тест Когана (Приложение А). Цель – исследование схематического мышления. У детей с умеренной умственной отсталостью при участии в тестировании возникали затруднения при систематизации карточек одновременно по двум сенсорным эталонам. Они показывали неспособность к целостному восприятию. Для них оказались характерными затруднения, связанные с классификацией фигур, незначительные ошибки при сходности сенсорных эталонов (путаница цветов). По количественной оценке все участники эксперимента выполнили задание менее, чем на 30%, что подтвердило у них наличие умеренной умственной отсталости. В качественном отношении по итогам первого этапа результаты распределились на три основные группы: 1) 3 детей (25%) распределили фигуры по цвету; 2) 1 ребенок (8%) разложил часть фигур по форме; 3) 8 детей (67%) не смогли сконцентрировать свое внимание в должной степени и, таким образом, не выделили среди фигур ни их принадлежности к цветовым группам, ни к группам по форме. Для большей наглядности изобразим полученные результаты в виде таблицы (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Результаты теста Когана
Ни один ребенок не справился с классификацией по двум признакам одновременно. 3 детей проявили способность удержать внимание на цвете, 1 ребенок сконцентрировался на форме фигур. 8 детей не выявили способности выделить хотя бы один признак. Изобразим полученные данные в виде диаграммы (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Результаты теста Когана
Как видно из рисунка 1, ни один ребенок не смог сконцентрироваться на двух признаках одновременно, 4 детей удержали во внимании 1 признак, что составило 33%, 8 детей не сумели выделить ни одного признака в работе с фигурами, что составило 67%. Методика «Обобщение понятий» (Приложение Б). Цель – исследование логичности мышления. При проведении были обнаружены следующие особенности выполнения методики. Дети с умственной отсталостью, участвовавшие в эксперименте, чаще всего приводили обобщения на интуитивно-практическом уровне. Так, ответы были следующими: Шкафы, кровати, стулья – квартира (2 человека – 17%). Футболки, брюки, куртки – надевают (3 человека – 25%). Васильки, ландыши, розы – весна (1 человек – 8%). Дубы, ёлки, берёзы – улица (3 человека – 25%). Вороны, голуби, утки – летают (3 человека – 25%). Смородина, малина, клубника – еда (1 человек – 8%). Картошка, морковь, помидоры – овощи (1 человек – 8%). Яблоки, груши, мандарины – вкусная еда (3 человека – 25%). Моряки, лётчики, артиллеристы – взрослые (1 человек – 8%). Дети с умеренной умственной отсталостью при обобщении допускали ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков. При оценке результатов нами были выделены 2 группы детей (см. таблицу 2).
Таблица 2 – Результаты проведения методики «Обобщение понятий»
Из приведенной таблицы видно, что 2 детей выполнили задание менее, чем на 30%, чем подтвердили у себя наличие умеренной умственной отсталости. 10 человек выявили неспособность к обобщению понятий. На диаграмме результаты выглядят следующим образом (см. рисунок 2).
Рисунок 2 – Результаты проведения методики «Обобщение понятий»
Из рисунка 2 видно, что большая часть детей (83%) не владеет логической операцией обобщения. Методика «Классификация»(Приложение В). Цель – исследование логичности мышления. При выполнении задания методики мы выявили, что дети с умеренной умственной отсталостью не могут объяснить свои действия и ответы. Таким образом, по результатам проведения методики получены следующие данные (см. таблица 3). Таблица 3 – Результаты проведения методики «Классификация»
Из приведенной таблицы видно, что 1 ребенок выполнил задание менее, чем на 30%, чем подтвердил у себя наличие умеренной умственной отсталости. 11 человек выявили неспособность к классификации понятий. На диаграмме результаты выглядят следующим образом (см. рисунок 3).
Рисунок 3 – Результаты проведения методики «Классификация»
Из рисунка 3 видно, что большая часть детей (92%) не владеет способностью классифицировать. Диагностика «Сравнение»(Приложение Г). Цель – исследование способности сравнивать. В результате проведения диагностики выяснилось, что дети с умственной отсталостью охотнее выделяют различия, чем сходства; отличаются непланомерным анализом, его односторонностью. При объявлении сходства и различия выделяют в основном несущественные признаки, например: лисы – собаки: у них уши, хвосты, яблони – берёзы: зеленые, растут в лесу, цветы – деревья: их можно поставить в вазу. По результатам проведения методики получены следующие данные (см. таблица 4).
Таблица 4 – Результаты проведения методики «Сравнение»
Из приведенной таблицы видно, что 1 ребенок выполнил задание менее, чем на 30%, чем подтвердил у себя наличие умеренной умственной отсталости. 11 человек выявили неспособность сопоставлению понятий. На диаграмме результаты выглядят следующим образом (см. рисунок 4).
Рисунок 4 – Результаты проведения методики «Сравнение»
Из рисунка 4 видно, что большая часть детей (92%) не владеет способностью сравнивать. Итак, по результатам проведения констатирующего эксперимента уровень мыслительных операций можно оценить как низкий и подчеркнуть необходимость развития логических операций у каждого участника экспериментального исследования.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |