Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение типа урока.



2019-07-03 249 Обсуждений (0)
Определение типа урока. 0.00 из 5.00 0 оценок




Нетрадиционные формы применимы ко всем типам урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Для успешного решения этой проблемы надо иметь определенный опыт работы с разными нетрадиционными формами урока. Приведу несколько примеров, вынесенных из собственного опыта: урок закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры (соревнования), урок контроля за знаниями – как защиту оценки, зачет – практикум, а урок повторения и систематизации знаний (обобщающий по теме урок) – как аукцион знаний, путешествие в предмет, интегрированный урок.

Можно привести следующие типы уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок – блок, урок – «дублер начинает действовать» и т. д.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно – культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т. д.

7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок – сказка, урок – сюрприз и т. д.

8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн - ринг», диспут и т. д.

9. Интегрированные уроки.

10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция – парадокс, парный опрос, экспресс – опрос, урок – защита оценки, урок – консультация, урок – практикум, урок – семинар и т. д.

В качестве примеров другого подхода к типу уроков по форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:

▲ Уроки творчества: урок изобретательства, урок – выставка, урок – сочинения, урок – творческий отчет и т. д.

▲ Уроки, созвучные с общественными тентенциями: урок – общественный смотр знаний, урок – диспут, урок – диалог и т. д.

▲ Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т. д.

▲ Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок – бенефист, урок – исторический обзор, урок – портрет и т. д.

▲ Театрализованные уроки: урок – спектакль, урок воспоминаний, урок – суд, урок – аукцион и т. д.

▲ Игровые уроки: урок – деловая игра, урок – ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок – соревнование, урок – путешествие и т. д.

▲ Вспомогательные уроки: урок – тест, урок для родителей, урок – консультация и т. д.

Выбор класса.

Выбор класса, в котором будет проведен нетрадиционный урок, определяется его способностями: профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др. В одном классе учителю легче и интереснее работать, реализуя собственные возможности, апробируя новые идеи и задумки, творчески подходя к своему труду. В таком классе можно проводить уроки в любой нетрадиционной форме.

В другом (по уровню подготовленности и обучаемости) классе использование нетрадиционных форм урока не только будет способствовать поднятию у учащихся интереса к предмету, но и позволит учителю успешно решать ряд учебных и воспитательных задач.

Выбор формы урока.

Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

- специфика предмета и класса,

- характеристика темы (материала),

- возрастные особенности учащихся.

На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, выбрать класс, в котором он пройдет, а затем, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.

Выбор форм учебной работы.

При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора:

- особенности и возможности выбранной формы урока;

- характеристики класса (в том числе, какие формы учебной работы – индивидуальная, коллективная, фронтальная – и как часто применялись в данном классе).

На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую), которыми школьники особенно не избалованы.Они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.

Организация.

Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:

*распределение обязанностей (между учителем и учащимися);

*написание сценария урока (с указанием конкретных целей);

*подпор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;

*разработка критериев оценки деятельности учащихся.

Распределение обязанностей.

В разработке и подготовке нетрадиционного урока могут принимать участие:

· Учитель (группа учителей)

Он пишет сценарий урока, подбирает задания, критерии оценки знаний и деятельности учащимися; распределяет роли между учащимися и т. д.

· Учитель и группа учащихся.

Ту же работу, что и в первом случае, выполняют и немногочисленная группа учеников, состав которой определяется, как правило, учителем в зависимости от целей и выбранной формы урока, и индивидуальных особенностей учащихся.

· Учитель и класс.

В этом случае к уроку готовится весь класс. Заранее объявляется тема урока, распределяются роли и задания между учащимися. Подготовка может идти как индивидуальная, так и групповая в зависимости от того, какую форму учебной работы предполагает предстоящий урок. В первом случае учитель дает каждому ученику индивидуальное задание, осуществляя, таким образом дифференциальный подход в обучении. Отдельные учащиеся могут получить, например, задания: подготовить выступление по теме, демонстрацию опытов и т. п. При групповой подготовке целесообразно давать группам разные задания: для учащихся одноуровневой группы – задания одинаковой сложности ( различные или похожие по формулировке), для учащихся разноуровневой группы задания подбирает сам учитель (дифференцированно). Например, если на обобщающем уроке необходимо повторить теорию, то одна из групп займется отбором и проработкой теоретического материала. Если надо решать задачи, то можно каждой из оставшихся групп дать набор задач, и если есть возможность, то предложить самим учащимся придумать и оформить карточки с заданиями для других групп, снабдив задания решениями и ответами для последующей проверки. В каждой группе можно назначить или выбрать капитана (как правило, из числа хорошо успевающих учеников), отвечающего за подготовку товарищей и контролирующего их работу на данном этапе.

А что же учитель? Он выступает на этом этапе в роли консультанта для учащихся и занимается организацией урока.

· Учащиеся.

Подробное распределение обязанностей допускается в старших классах при проведении таких нетрадиционных уроков, как конференция, семинар, «учащийся в роли учителя», защита оценки (проекта, идеи) и т. д. При этом учащиеся могут провести целиком урок вместо учителя (прочитать лекцию, представить подготовленные доклады, принять зачет у одноклассников), который является их помощником и консультантом.



2019-07-03 249 Обсуждений (0)
Определение типа урока. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение типа урока.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)