Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принятие решения по нескольким критериальным показателям



2019-07-03 842 Обсуждений (0)
Принятие решения по нескольким критериальным показателям 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На практике обычно приходится принимать решения не по одному критерию, а по нескольким, поэтому их значения при сравнительной оценке имеют разнонаправленный характер. В этих условиях необходимо рассматриваемую систему оценок показателей свести к одному комплексному, на основе которого и будет приниматься решение.

Для построения комплексной оценки необходимо решить 2 проблемы:

1. рассматриваемые критериальные показатели имеют неодинаковую значимость;

2. показатели оцениваются в различных единицах измерения; для построения комплексной оценки необходимо перейти к единому измерению.

Первая проблема чаще всего решается за счет применения метода попарного сравнения.

Для решения второй проблемы используется единый измеритель для частных показателей. Чаще всего в качестве такого измерителя применяется балльная оценка. При этом оценка выполняется с использованием 2-х подходов:

· I -й подход используется при отсутствии статистических данных в значениях рассматриваемых показателей (пределов изменения);

· II -й подход используется при наличии статистических данных (пределов изменения) о значениях рассматриваемых показателей.

При использовании I-го подхода для перевода в баллы поступают следующим образом: лучшее значение рассматриваемого показателя приравнивается к 1 баллу, а остальные значения определяются в долях от этого балла. Данный подход прост, дает объективную оценку, но не учитывает лучшие достижения, которые лежат за пределами рассматриваемых вариантов.

Для исключения этого недостатка необходима информация о пределах изменения рассматриваемого показателя. При его наличии используется II-й подход. В этом случае для перевода значений в баллы строится шкала перевода. При этом система балльной оценки выбирается с использованием теории статистики.

n = 1 + 3,332 lg N

N – число статистических наблюдений;

n – принятая система балльной оценки, полученная с использованием правильного округления.

Перевод в баллы осуществляется на основе шкалы перевода с применением процедуры интерполяции табличных данных.

Задание. Из 6-ти вариантов альтернативных решений, каждое из которых оценивается 5-ю критериальными показателями, выбрать лучший вариант. Оценку выполнить, используя 2 подхода:

1. при отсутствии статистических данных о пределах изменения рассматриваемых показателей;

2. при их наличии.

Пределы изменения устанавливаются по следующим количествам измерений: N = 8.

Оценку значимости выполнить на основе попарной оценки по мнению исполнителя.

 

Таблица 6

Исходные данные

№№

показателя

Альтернативы

А1 А2 А3 А4 А5 А6
x1 5 7 14 18 20 19
x2 10 4 9 5 8 7
x3 4 11 7 7 9 8
x4 1 2 1 1 3 4
x5 10 21 23 17 18 19

 


Таблица 7

Пределы изменения и значимость рассматриваемых показателей

№ п/п Наименование показателя Единицы измерения Пределы  изменений Значимость Kзi
1 Прирост объема производства % 5 – 25 0,25
2 Рентабельность продукции % 2 – 10 0,1
3 Срок освоения проекта Мес. 3 – 15 0,15
4 Срок возврата капвложений Мес. 1 – 4 0,3
5 Снижение себестоимости % 5 – 30 0,2

 

I подход. Итак, имеются 6-ть вариантов альтернативных решений и отсутствуют статистические данные о значении рассматриваемых показателей. Значимость каждого варианта известна и приведена в таблице 7.

Приравняем к 1 лучшее значение показателя среди всех рассматриваемых, а остальные значения определим в долях от этого балла. Результаты сведем в таблицу 8. Далее путем перемножения и суммирования всех альтернатив xiAi на K з i получим комплексную оценку показателей.

 

Таблица 8

Комплексная оценка показателей по первому подходу

Оценка в баллах

i

Оценка в баллах с учетом Kз i

 
А1 А2 А3 А4 А5 А6

А1

А2

А3

А4

А5

А6

 
x1 0,25 0,35 0,7 0,9 1 0,95 0,0667

0,017

0,023

0,047

0,063

1,067

0,064

 
x2 1 0,4 0,9 0,5 0,8 0,7 0,267

0,267

0,107

0,204

0,134

0,214

0,187

 
x3 0,36 1 0,64 0,64 0,82 0,73 0,133

0,133

0,133

0,085

0,081

0,109

0,097

 
x4 1 0,5 1 1 0,33 0,25 0,333

0,333

0,167

0,333

0,333

0,11

0,083

 
x5 1 0,48 0,43 0,588 0,78 0,83 0,2

0,2

0,096

0,118

0,118

0,156

0,166

 

Комплексная оценка

0,95

0,526

0,787

0,729

0,656

0,597

 

№ 1

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 2

                                         

Вывод: используя первый подход, определили, что лучшим вариантом из альтернативных будет вариант А2 , т.к. он имеет наибольшую комплексную оценку. Далее идут варианты: А2 → А4 → А3 → А1 → А6 → А5 .

II подход.

N = 8; n = 1 + 3,332 lg 8 = 4,009 = 4

Исходя из расчетов, оценка показателей будет производиться по 4-х балльной шкале.

Далее определяется размах варьирования и шаг изменения значения показателя в расчете на баллы по каждому критериальному показателю.

R = R max - R min

где Ri – размах варьирования показателя xi .

Шаг изменения значения показателя рассчитывается по формуле:

h =

h – шаг изменения значения показателя.

Определим пределы изменения для каждого показателя:

x 1 : R1 = 25 – 5 = 20, h1 = 4
x2 : R2 = 10 – 2 = 8, h2 = 1,6
x3 : R3 = 15 – 3 = 12, h3 = 2,4
x4 : R4 = 4 – 1 = 3, h4 = 0,6
x5 : R5 = 30 – 5 = 25, h5 = 5

 

Далее нужно определить оценку xiAi по каждому показателю. Для этого воспользуемся шкалой перевода в баллы (табл. 9)

 

Таблица 9

Шкала перевода в баллы

№ показателя

Оценка в баллах

0 ÷ 1 1÷2 2÷3 3÷4 4÷5
x 1 5 ÷ 9 9 ÷ 13 13 ÷ 17 17 ÷ 21 21÷25
x2 2 ÷ 3,6 3,6 ÷ 5,2 5,2 ÷ 6,8 6,8 ÷ 8,4 8,4÷10
x3 3 ÷ 5,4 5,4 ÷ 7,8 7,8 ÷ 10,2 10,2 ÷ 12,6 12,6÷15
x4 4 ÷ 3,4 3,4÷ 2,8 2,8÷ 2,2 2,2 ÷ 1,6 1,6÷1
x5 30 ÷ 25 25 ÷ 20 20 ÷ 15 15 ÷10 10÷5

 


Для того, чтобы определить оценку xiAi , нужно из численного значения показателя вычесть нижний интервал, разделить на шаг и прибавить предыдущий интервал. Результаты оценки сведем в таблицу 10.

 

Таблица 10

Комплексная оценка показателей по второму подходу

Оценка в баллах

i

Оценка в баллах с учетом Kз i

 
А1 А2 А3 А4 А5 А6

А1

А2

А3

А4

А5

А6

 
x1 0 0,5 2,25 3 3,5 3,25 0,0667

0

0,0335

0,15

0,201

0,235

0,218

 
x2 5 1,25 4,375 1,875 3,75 3,125 0,267

1,335

0,334

0,168

0,5

0,1

0,83

 
x3 0,42 3,33 1,667 1,667 2,58 2,083 0,133

0,055

0,443

0,22

0,22

0,34

0,287

 
x4 5 3,33 5 5 1,67 2,4 0,333

1,605

1,105

1,665

1,605

0,55

0,799

 
x5 4 3,8 1,4 1,6 2,4 2,2 0,2

0,8

0,76

0,28

0,32

0,48

0,44

 

Комплексная оценка

3,79

2,54

2,148

2,85

2,6

2,565

 

№ 1

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 2

                                         

 

Вывод: используя второй подход, определили, что лучшим вариантом из альтернативных будет вариант А2 , т.к. он имеет наибольшую комплексную оценку. Далее идут варианты: А2 → А4 → А3 → А1 → А6 → А5 . Результаты по второму подходу, полученные в ходе вычислений, совпадают с результатами, полученными при применении первого подхода.




2019-07-03 842 Обсуждений (0)
Принятие решения по нескольким критериальным показателям 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принятие решения по нескольким критериальным показателям

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (842)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)