Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ханты-мансийское традиционное жилище



2019-07-03 438 Обсуждений (0)
Ханты-мансийское традиционное жилище 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Современная Россия - это полиэтническое государство, где условиях урбанизированной цивилизации сохраняются очаги традиционных культур и этнокультурные традиции населяющих ее народов. В основном консервация традиций происходила на северо-востоке и северо-западе, в отдаленных от центра местах страны. К таким ареалам, в частности, относятся финно-угорские, чукотские и тюркские этнические ареалы. Вплоть до сегодняшнего дня традиционные культуры некоторых народов сохранили свою первозданность на обширных территориях Сибири и Кольского полуострова.

Традиция (от лат. traditio - передача, предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы. В качестве традиций выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и так далее [РЭС, 2000: 1876]. Традиционная культура сохранила многие элементы культуры древнего наследия, поэтому следует обратить внимание на прошлое человечества.

Изначально любое сооружение для жилья являлось материальным отражением инстинкта самосохранения человека и предназначалось для защиты его от враждебного окружения. В нем выражены стремления человека к переустройству окружающей среды, желание повысить комфортабельность своего существования; оно защищает человека от воздействия ветра и холода. Впоследствии само жилище и связанные с ним постройки становятся основным элементом материальной и духовной культуры человека. Дом связывал человека с миром, упорядочивал личное пространство, создавал гармонию в жизни.

Актуальность темы. В России проживают множество народов и племен со своим языком, традициями и культурой. Многие из этих этнических характеристик находятся на грани исчезновения. На данный момент изучение традиционных культур на территории современной России очень важно для общества потому, что бесценные знания народной культуры могут исчезнуть в недалеком будущем.

На сегодняшний день практически забыта идея о том, что дом является "Космосом". Люди не задумываются о первоначальном значении жилища, о его сакральном экосе и о своем месте в нем.

В основе любой культуры лежит некий семиотический код, который и определяет духовные и материальные аспекты бытовой традиции. В традиционной культуре как нигде больше отражена эта особенность. П.Г. Богатырев пришел к заключению, что любая вещь обладает не одной функцией, а целым набором, "пучком функций", среди которых есть и практические, и символические [Хомич Л.В., 1999: 44]. "Возьмем, например, деревенские постройки, наряду с практическими функциями, которыми обладает деревенский дом и его детали, мы обнаружим здесь и ряд других функций - эстетическую, магическую, функцию региональной и сословнойпринадлежности и другие" [Богатырев П.Г., 1999: 54].

Относя жилище только к сфере материальной культуры, мы тем самым приписываем ему постоянный низкий семиотический статус, так как само по себе разделение объективированных явлений на элементы материальной или духовной культуры можно рассматривать как оценку их семиотичности [Байбурин А.К., 2005: 16].

С появлением жилища мир приобрел те черты пространственной организации, которые на бытовом уровне остаются актуальными и в наше время. Прежде всего, появилась универсальная точка отсчета в пространстве, "мировая гора" или "мировое дерево" [Флиер А.Я., 2002: 354], причем важно подчеркнуть, что пространство вне дома стало оцениваться как упорядоченное благодаря существованию дома "Космос палеолитического человека по существу и ограничивался собственной общиной; вне ее был враждебный Хаос" [Флиер А.Я., 2002: 355]. Иными словами, дом придал миру пространственный смысл, укрепив тем самым свой статус наиболее организованной его части.

Изученность проблемы. До 1990-х годов была проделана огромная работа по изучению традиционных культур России в целом, народов Севера, в частности хантов, манси, хакасов и других. В основном, автор использовал работы русских ученых в области материальной и духовной культуры (З.П. Соколовой, В.Г. Рыженко, Н.В. Лукиной, М.М. Громыко, И.Е. Ромбандеевой, И.Н. Гемуева, Н.Н. Харузина, Р.Ф. Тароевой, Т.В. Лукьянченко, В.В. Пименова, А.К. Байбурина, М.С. Муканова и других). Эти работы обладают эмпирическими данными, так как были созданы на основе полевых исследований ученых. Особенно хочется отметить таких авторов как Соколова З.П., Гемуев Н.Н., Лукина Н.В., которые подробнейшим образом описывают предмет своего исследования, дают типологию жилища, связывают архитектурную форму постройки с мировоззрением и мифологией народов Сибири. Следует выделить также Харузина Н.Н. и Харузину В.Н., исследователей народов финно-угорской группы - саамов, во всех аспектах жизнедеятельности данного этноса.

Объектом исследования курсовой работы является традиционная культура народов Сибири и Кольского полуострова.

Предмет исследования: дом как модель мира традиционных культур.

Цель курсовой работы: посредством изучения духовной и материальной культуры традиционных народов получить представление о связи картины мира с архитектурной моделью дома.

Задачи:

Познакомиться с источниками по теме исследования.

Рассмотреть связь архитектурной формы с экосом культуры.

Дать характеристику традиционных типов построек.

Проследить взаимосвязь формы жилища с мировоззренческими представлениями народа.


Чум

 

Сибирь - огромный регион нашей страны. "Географы различают собственно Сибирь и Дальний Восток. На территории собственно Сибири выделяются регионы: Западная (бассейн реки Обь, между Уралом и Енисеем), Южная (Алтай, Саян, Тува, Бурятия), Восточная (Якутия), иногда и Средняя (бассейн Енисея) Сибирь. Сибирь, площадь которой составляет свыше двух третей всей России, включает все географические зоны - арктическую пустыню, тундру с лесотундрой, лесную (или таежную), степную с лесостепной подзоной" [Соколова З.П., 1998: 5].

На территории Сибири живут многочисленные коренные народы, которые с древних времен сохранили традиции своих предков. Однако, следует заметить, что на данный момент Сибирь является полиэтническим регионом страны. На протяжении последних нескольких веков идет активное заселение данной территории русскими, украинцами, немцами и многими другими народностями. З.П. Соколова отмечает, что в числе десяти миллионов всего населения Сибири коренные народы, происхождение которых связано с этой территорией, составляют чуть более двух миллионов человек [Соколова З.П., 1998: 7].

Экос Западной Сибири

 

Экос - это экологическая ниша, вмещающая в себя ландшафтные, природные, климатические особенности места обитания этноса, от которых зависит вся жизнь людей: хозяйство, типы построек, одежда, пища, а также социальные и духовные аспекты жизни. Культура формируется под влиянием многих факторов окружающей среды.

Западная Сибирь представляет собой территорию, простирающуюся от Северного Ледовитого океана до сухих степей Казахстана и от гор Урала до Енисея. Почти вся площадь Западной Сибири расположена в пределах Западно-Сибирской равнины, которая состоит из двух плоских, сильно заболоченных впадин, что обуславливает нищету этого района в прочном строительном материале.

В Западной Сибири живут обские угры - ханты и манси, народы финно-угорской языковой группы. Эти народы занимают территорию в бассейне рек Оби и Иртыша. "Ханты расселились в основном по Оби (от Обской губы вверх до Александровского, выше устья реки Вах) и ее притокам (Сыня, Куноват, Войкар, Лямин, Пим, Тромъеган, Аган, Большой и Малый Юган, Вах, Васюкан), а также в низовьях Иртыша и по его притокам (Конда, Демьянка - нижнее течение), на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов Тюменской и Томской областей" [Соколова З.П., 1987: 118].

Западная Сибирь находится почти на одинаковом расстоянии, как от Атлантического океана, так и от центра континентальности Евразии, поэтому ее климат носит умеренно континентальный характер. Зимой и в летнее время, когда поступление атлантического воздуха ослабевает, в Западную Сибирь поступает арктический воздух. Глубокому проникновению арктических воздушных масс способствует равнинность местности и открытость ее к северу.

Лесную зону Западно-Сибирской равнины подразделяют на подзоны северной, средней, южной тайги и березово-осиновых лесов. Основным типом лесов этой местности являются темнохвойные леса с преобладанием ели сибирской, пихты сибирской и сосны сибирской (кедра). Темнохвойные леса встречаются почти всегда лентами по долинам рек, где они находят условия необходимого для них дренажа. На водоразделах они приурочены только к холмистым, возвышенным местам, а плоские территории заняты преимущественно болотами [Трофимова В.Т., 1983: 15].

Важнейший элемент ландшафтов тайги - болота низинного, переходного и верхового типа. Лесистость Западной Сибири составляет всего одну треть всей площади. Западно-Сибирская равнина характеризуется исключительной заболоченностью, ее средняя и северная части относятся к одним из самых влажных пространств на земной поверхности.

Столь редкое распространение леса не дает возможности обитающим народам, строить себе жилище только из дерева, поэтому наблюдается преобладание легких построек, с минимальным использованием древесины (у хантов).

Образ жизни народов ханты и манси определен климатическими и природными условиями. Многие народы Сибири сохранили в своей традиционной культуре архаические черты, типичные для первобытного общества: охота на дикого зверя, ручная обработка оленей кожи [Гемуев И.Н., Соколова З.П., 2005: 166-304].

Еще до недавнего времени обские угры не ведали про жизнь в урбанистических городах, про техническую революцию, про тот образ жизни, где можно выжить без своего скота, без семьи (актуальность брака в современном обществе сегодня стоит под вопросом).

Прожить всю жизнь без таких необходимых вещей, как обрядовое праздничное покрывало с вышивкой изображения Мир-сусне-хум (манс), семейные пубы и иттерма. Однако, ориентируясь на исследования прошлых лет, можно утверждать, что оленеводство в большинстве случаев присуще хантам, а сезонное рыболовство и охота на дикого зверя - основные виды деятельности манси.

Манси (вогулы) живут на территории в северо-западной части Сибири по левым притокам Оби в пределах Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.

Несколько десятков семей живет в Свердловской области. В Пермской же области в верховьях Вишеры сохранились лишь потомки манси, которые говорят по-русски, но называют себя до сих пор вогулами [Ромбандеева Е.И., 1993: 6].

По восточным склонам Урала, в верховьях реки Северная Сосьва, на Лозьве, где население манси вело полуоседлый образ жизни, занимаясь оленеводством, охотой, а также рыболовством, существовали небольшие постоянные зимние поселения, расположенные вблизи рек.

Ханты-мансийское традиционное жилище

 

Исследование дома хантов и манси, проводится на примере переносного типа жилищ, присущего в основном оленеводам Сибири. У обских угров была коническая постройка, с деревянным каркасом и войлочными стенами, - чум (См. Прил., рис.1).

Этот тип постройки наилучшим образом соответствовал хозяйству оленеводов. Было очень удобно, при кочевании, перевозить с места на место эту легкую, просто собирающуюся конструкцию. Обычно установка дома занимала у хантов менее сорока минут.

Чум начинали строить с основного центрального шеста (кутоп-юх), который считался священным (по некоторым данным, священным считался шест, находившийся напротив входа в жилище). Один шест вкладывали в развилку другого, следом по-очереди с двух сторон укладывались остальные слеги, которые составляли каркас постройки [Тахтуева А.М., 1895: 43].

Очаг (чувал) сооружался посередине из нескольких плоских камней или железного листа, обложенного по краям толстыми бревнами. Сооружение было таково, что диаметр основания составлял примерно девять метров, а на верху, в точке соприкосновения жердей, оставалось неприкрытое шкурами отверстие, которое служило выходом для дыма.

В теплое время года, слеги накрывали покрышками, сделанными из вываренной бересты. Летом чум у всех народов Западной Сибири ставили без углубления. Пол был земляной или укрытый циновками из прутьев. Спали ханты-манси на нарубленных хвойных ветках, укрытых оленьими шкурами. Зимой же природной поверхностью служил снег. Поверх каркаса укладывалось четыре слоя покрышки, сшитой из оленей шкуры (наружная покрышка мехом наверх, внутренняя - мехом вниз). Края полога чума обкладывались снегом, землей и дерном для большей герметичности.

Строгой ориентации по странам света у этих народов нет: чум ставили входом к реке либо в направлении кочевания, в подветренную сторону, иногда кочевники ставили свои постройки кругом или полукругом, а дымокуры с оленями посередине [Соколова З.П., 1998: 10].



2019-07-03 438 Обсуждений (0)
Ханты-мансийское традиционное жилище 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ханты-мансийское традиционное жилище

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (438)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)