Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Космизация пространства дома саамов



2019-07-03 197 Обсуждений (0)
Космизация пространства дома саамов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В наши дни языческие верования саамов с трудом поддаются реконструкции. Несмотря на то, что христианство было принято ими довольно поздно и при этом значительный пласт языческих воззрений и культов саамы сохранили вплоть до двадцатого века, их первоначальная целостность была утрачена в ходе времени, и они значительно трансформировались под воздействием различных внешних влияний.

Определенная часть дохристианских верований была, видимо однотипной у всех групп финно-угров. Поэтому можно предположить тесную связь язычной мифологии саамов и обских угров (по аналогии типа жилища и зонирования священных мест в доме). Выше рассмотренные представления хантов и манси о трех уровневым строении мира, видимо, присущи и саамам.

С другой стороны существует некая путаница о представлении мифологии лопарей. Нижний, потусторонний мир, где жили души умерших и духи-покровители саамы называли Туот-илмби (другой мир). Этот мир находился под землей, хотя есть записи, сделанные у восточных лопарей, что мир мертвых был, напротив, на небе, среди звезд, причем люди, погибшие насильственной смертью, уходили в северное сияние, которое и возникло из крови этих жертв.

Средний мир был земным, там жили люди и животные, а верхний мир - небо - принадлежал божествам. При этом у всех саамов существовало представление о том, что неподвижная Полярная звезда служила опорой, державшей небо, видимо, с помощью столба или неба. Наверное, это обстоятельство и придавало сакральность той маленькой двери, в которую выходили на охоту мужчины.

Недостаток сведений о мифологии саамов не дает нам полного представления о картине мира данной народности. Однако следует признать, что у саамов, так же как и у традиционных народов обских угров, прослеживается непременная связь космоса и жилого пространства дома.


Юрта

Экос тюркской культуры

 

Южная Сибирь - край тюркоязычного населения - алтайцев, телеутов, тубаларов, шорцев, хакасов, тувинцев, тофаларов, и только буряты относятся к монгольской языковой группе. В основном южная Сибирь предстает перед нами как огромная степь, кормящая и дарующая жизнь многим тысячам людей и животным. "Хакасы живут в Минусинской котловине (в верховьях Енисея на реке Абакан, южная часть Красноярского края) и делятся на пять групп: качинцы, сагайцы, бельтиры, кызыльцы и койбалы. Они занимались скотоводством, охотой, земледелием, рыболовством, собирательством.

Их селения (аал) были весенними (частаг), зимними (хыстаг), летними (чайлаг) и осенними (кустег). Зимой они жили на берегах реки, с весны выезжали в степь. Летом жили у родников и рощ, осенью на островах рек" [Соколова З.П., 1998: 123]. Однако в курсовой работе будут рассмотрены жилища, относящиеся только к степному образу жизни.

Как упоминалось ранее, Южная Сибирь включает в себя степную и лесостепную зоны. Эта местность богата и горными возвышениями, покрытыми редкими лесами. Скудная древесная растительность в открытых пространствах вынуждает, людей обходиться практически без строительных материалов при изготовлении жилища.

Как известно, основное население этой части Сибири кочует в степях. Именно тип хозяйства определяет в основном образ жизни, а у рассматриваемого народа доминирует скотоводство. Кочуя с места на место, хакасы, алтайцы, телеуты и другие народы пасут свои огромные стада.

Конь у этих людей является бесспорным помощником во всех делах. Рождаясь, ребенок постоянно видит своего отца рядом с этим прекрасным животным. Мальчики первым делом учатся держаться в седле, а потом уже крепко становятся на ноги. Не удивительно, что практически все детские игры кочевников связаны непосредственным образом с лошадью.

Высокоразвитое скотоводство обусловило этническое лицо, образ жизни, материальную и духовную культуру, мировоззрение в целом тюркских народов. Оно давало основные продукты питания, материал для изготовления одежды, жилища, домашней утвари. Скот обычно круглый год находился на "подножном корму" [Матющенко В.И., 1979: 55, 68-71]. Маршруты кочевания были различны в зависимости от ландшафтных и климатических особенностей территорий расселения этих этносов (степная, горно-степная, таежная зоны).

Решающая роль в хозяйственной деятельности принадлежала мужчине, на плечах женщины лежали все домашние работы: уход за скотом, приготовление пищи и заготовка ее впрок, изготовление войлока и кожаной утвари, выделка овчины шитье одежды и обуви, содержание жилища, воспитание детей. Социальные принципы в основном были аналогичны народам Западной Сибири. Женщина имела статус гораздо ниже, чем мужчина ее рода, она не имела права: прикасаться к охотничьему оружию, называть мужа и его родственников по имени, появляться перед ними без чегедека (алт.: особая безрукавка) и головного убора [Головнев А.И., 1999: 13]. Но были и существенные различия, например, такое обстоятельство, что женщина высоко почиталась внутри семьи.



2019-07-03 197 Обсуждений (0)
Космизация пространства дома саамов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Космизация пространства дома саамов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)