Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Жилые постройки саамов



2019-07-03 215 Обсуждений (0)
Жилые постройки саамов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Саамы Кольского полуострова относятся к народам арктической зоны, и у них, как и у ряда других народов Севера, издавна сложилось комплексное промысловое хозяйство, определявшее их образ жизни и особенности культуры. В рассматриваемый период времени (XVI-XVIII века) образ жизни лопарей можно отнести к типу, который определяется сочетанием оленеводства, рыболовства, охоты, отличается полукочевыми или оседлыми поселениями.

В общественной жизни саамов долгое время и еще в начале нашего века сохранялись пережитки первобытнообщинного строя. Все саамское население состояло из ряда сообществ (Ловозерского, Семиостровского, Иоканьского и других), представлявших, по-видимому, какие-то территориальные объединения. Каждое саамское общество имело свое поселение - погост. Большинство обществ имело по два погоста: летний и зимний [Лукьянченко Т.В., 1971: 9]. В девятнадцатом веке, по словам Харузиной В.Н., на территории саамского погоста, на отдельном участке, можно было увидеть почти все виды жилищ, начиная с самого древнего - шалаша, землянки, кончая современным срубом. Все постройки были полезны в хозяйстве: землянка была баней, шалаш и вежа - летней кухней, и так далее.

Следует обратить внимание на строение традиционной бани - это избушка, почти целиком врытая в землю, с плоской крышей, засыпанной землей и дерном. Сегодня эта постройка является неким прототипом древнего жилища лопарей. Харузин Н.Н., в своей работе по истории развития жилища у финнов, замечет, что в этой постройке совершенное преступление является особо тяжким, и этот факт говорит о сакральности пространства внутри землянки, что подтверждает ее статус жилого помещения [Харузин Н.Н., 1895: 14]. Видимо, именно эта постройка была основой дальнейшего развития срубных построек, и "космизации" жилого пространства.

Самой распространенной постройкой у русских лопарей являлся пырт. "Пырт - четырехугольный бревенчатый сруб с плоской крышей, засыпанной землей. Сквозь небольшую дверь входят в маленькие сени, из которых ведут две двери: направо - в нежилое помещение, где держали обыкновенно овец, налево - в жилое комнату, где и помещается вся лопарская семья" [Харузин Н.Н., 1895: 16]. Это помещение представляло собой куб, в углу, у двери помещался камин (комелек-чувал). Иногда были проделаны небольшие окна, закрывавшиеся ставнями.

Убранство пырта состояло из скамеек, поставленных вдоль стен, стола и полок с посудой. Пол был устлан древесными ветками. "Около камелька, вдоль стены отгорожено небольшое пространство, посредством положенных бревен, это место считается священным" [Харузин Н.Н., 1895: 17]. Тупа почти ничем не отличалась, от выше рассмотренного жилища, разве что, она была больше размером.

Следует рассмотреть, широко распространенный среди кольских саамов, тип жилища, который большей частью, выполнял функцию временной (сезонной) и постоянной, постройки. Им является вежа (шалаш). Ставились вежи обычно на рыболовных (весенних, летних и осенних) местах. При перекочевке на новое место саамы оставляли постройку на прежнем месте, не разбирая ее, чтобы воспользоваться ей в будущем.

Как правило, вежа имеет форму усеченной четырехгранной пирамиды (См. Прил., рис.2). Сооружалась она саамами по принципам народных традиций. Четыре толстые прямые жерди вал-тег (горбатые жерди), длиной около двух метров каждая, втыкались в землю в намеченных углах дона. Верхние их концы перекрещивались попарно друг с другом так, что одна пара жердей оказывалась параллельно другой. В верхних концах эти жерди имели сквозные отверстия. Через них пропускали пятую, горизонтальную жердь сув-мур (дымовую жердь), которая скрепляла весь остов. Дымовая жердь шла от входа к противоположной стене, которая считалась "передней".

Для достижения большей прочности каркаса обе пары жердей вал-тег скреплялись между собой еще одной или двумя горизонтальными жердями. Они проходили вдоль боковых стен, параллельно дымовой жерди. Покрытие вежи состояло из прислоненных остову жердей, поставленных наклонно вплотную друг к другу. Затем их покрывали березовой, сосновой или еловой корой и дерном, а поверх для прочности ставили еще несколько слег. Наверху оставляли отверстие для дыма [Лукьянченко Т.В., 1971: 86-95].

В прошлом, по рассказам саамов, в стене, противоположной входу, которая считалась передней стеной, находилась другая, маленькая дверь - поасс, имевшая особое ритуальное значение, связанное с религиозными представлениями народа. Эта дверь, как и вся передняя, обращенная на север сторона жилища, считалась священной. Через нее выходили охотники и рыболовы, отправляясь на промысел. Через нее же они и входили, возвращаясь домой, проносили в жилище свою добычу. Женщинам проходить через поасс и даже ходить с северной внешней стороны жилища не разрешалось (аналогия с верованиями манси). Позже на месте этой двери стало появляться окно, затянутое рыбьим пузырем, уже не имеющее сакрального положения, а служившее только для освещения [Лукьянченко Т.В., 1971: 95].

Внутренняя планировка помещения была очень похожа на планировку у хантов. В центре устраивался круглый очаг, служивший для обогревания жилья, освещения и варки пищи, огонь в нем горел постоянно. По обе стороны от очага находились жилые половины. Пол там устилали березовыми и еловыми ветками, а место ночлега накрывали шкурами оленей. Часть дома между входом и очагом служила местом для женских рукоделий (обработка шкур, шитье покрывал). Здесь же во время родов находилось ложе роженицы.

Как и у обских угров, у саамов часть жилища за очагом считалась священной. Там было чистое место, огороженное с трех сторон поставленными на ребро досками. В этом закутке хранились запасы пищи, амулеты, посуду, идолов, а позже - икону. Переступать границу сакрального места не разрешалось никому.

Саамы имели четкое распределение пространства в веже по социальному признаку. Самое почетное место главы семейства находилось по правую сторону от входа, около чистого места. За ним следовало место хозяйки дома. На левой половине располагались места детей. Если приходил гость, то его сажали на место хозяина, а все другие двигались к входной двери.



2019-07-03 215 Обсуждений (0)
Жилые постройки саамов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Жилые постройки саамов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)