Педагогическое взаимодействие в воспитании
(Слайд 2) Воспитание как педагогическое взаимодействие. Целенаправленность воспитания обеспечивается посредством деятельности. Таким образом, основными элементами педагогического процесса точнее считать деятельность педагога и деятельность обучающегося, согласование которых осуществляется по отношению к цели образования. Такое взаимодействие в педагогике получило название педагогическое взаимодействие. Его стали рассматривать как ядро образовательного процесса (В. Д. Семенов, Б. З. Вульф, А. Т. Куракин, Х. Й. Лийметс, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова и др.). В современных трактовках понятия воспитания подчеркивается, что ядром воспитательного процесса является педагогическое, воспитательное взаимодействие. Этот подход позволяет выстраивать системный образ воспитательного процесса, опираясь на знания о закономерных связях между его элементами, выработанные в рамках теории деятельности. С опорой на модель этого взаимодействия, выстроенную на основе знаний о деятельности, может быть осуществлено изучение характера педагогического взаимодействия в воспитательном процессе. Основными элементами любой деятельности (осуществляемой как культурно-опосредованное отношение человека с миром) являются субъект деятельности, объект деятельности, культурное средство, предмет деятельности, результат (т. е. фактически получаемый продукт) деятельности (рис.).
Рис. Модель культурно-опосредованного отношения человека с миром (деятельности)
Субъектность педагога, т. е. его активность, направленная на объект его деятель ности, в педагогическом взаимодействии прежде всего определяется мотивом, целями и задачами воспитания. (Слайд 3) С позиций теории деятельности процесс воспитания может быть представлен моделью взаимосвязанных деятельности воспитателя и деятельности воспитанника (рис.).
Рис. Модель педагогического взаимодействия, отражающая три последовательно возникающие педагогические ситуации (Слайд 4) 1. Субъектом педагогической деятельности выступает воспитатель, т. е. тот, кто осуществляет воспитательное воздействие в педагогическом взаимодействии. Воспитатель в педагогическом взаимодействии является индивидуальным носителем мотива и цели воспитания, которые определяются как общезначимые общественным субъектом (обществом и (или) государством). 2. Объект педагогической деятельности – воспитанник. Это тот, на кого направлена активность субъекта педагогической деятельности, осуществляющего воспитательное воздействие. 3. Культурное средство – средство, используемое воспитателем для осуществления педагогического воздействия и взаимодействия (К.с.‑1, К.с.-2, К.с.-3). Культурное средство в педагогической деятельности представлено комплексом необходимых и достаточных для возникновения педагогического взаимодействия культурных средств. Такие культурные средства выступают в качестве основных культурных средств педагогической деятельности. К культурным средствам в педагогической деятельности воспитателя в воспитательном взаимодействии относится следующее: 1) содержание воспитания, представленное социокультурным опытом (общественным и личностным), специально отобранным и структурированным в соответствии с системой целей и задач воспитания; 2) комплекс способов организации воспитательного взаимодействия, обеспечивающих освоение воспитанниками содержания воспитания, к которым относятся формы, методы и приемы воспитания; 3) комплекс средств передачи и освоения содержания воспитания, к которым относятся: а) виды деятельности воспитанников, посредством организации которых обеспечивается освоение ими содержания воспитания; б) дидактическое обеспечение, представляющее собой информацию, составляющую содержание воспитания (носителями такой информации могут быть учебная, научная и художественная литература, технические средства и т. п.); в) методическое обеспечение, в котором описываются цели, содержание и способы организации деятельности воспитанников, в процессе которой происходит освоение ими содержания воспитания (носителями такой информации может быть методическая литература, технические средства). В качестве основного культурного средства выступает содержание воспитания. Остальные культурные средства призваны обеспечить эффективное освоение воспитанниками содержания воспитания. 4. Предмет педагогической деятельности в воспитательном взаимодействии (S-1, S-2, S-3 и т. п.). В качестве него выступает та часть (или те качества) объекта педагогической деятельности, на которую педагог оказывает воздействие применяемыми им культурными средствами с целью преобразования этой части объекта и получения ожидаемого продукта педагогического воздействия. Поэтому предмет педагогической деятельности в воспитательном взаимодействии одновременно является предметом педагогического воспитательного воздействия. 5. Результат (фактически получаемый продукт)педагогической деятельности — это преобразованный предмет педагогической деятельности (Прод.–(S-2), Прод.–(S-3) и т. п.). Поэтому результатом воспитательного взаимодействия является возникновение новых качеств, характеризующих систему личностных ценностей воспитанника, которые проявляются как новая ценностная ориентация и как новая ценностная направленность его поведения и деятельности. Результатом же педагогического взаимодействия в целом является возникновение новых качеств личностного опыта воспитанника (которые проявляются и как качества личности и как качества её поведения). Итак, педагогическое взаимодействие в воспитательном процессе (педагогическое воспитательное взаимодействие) – это согласованные деятельность воспитывающего (воспитателя) и деятельность воспитанника, обеспечивающие преимущественную реализацию целей воспитания через усвоение и освоение воспитанником общественного и личностного социально-культурного опыта, составляющего содержание воспитания. В качестве воспитателей могут выступать педагоги, родители, социальные работники, сверстники и т. п. Воспитательный процесс может складываться как интеграция нескольких педагогических взаимодействий, субъектами которых могут быть различные люди, связанные между собой и непосредственно, и посредством третьего лица, также включающегося в естественно или искусственно складывающуюся систему педагогических взаимодействий. В педагогике различают два типа взаимодействия между субъектами педагогического процесса: субъект-субъектноеисубъект-объектное. В первом случае воспитатель исходит из наличия у воспитанника определенной ценностной и целевой направленности его активности, которую он учитывает при организации воспитательного взаимодействия. При субъект-объектном типе отношений педагог исходит из того, что характер педагогического взаимодействия полностью определяется его представлениями о мотиве и цели воспитательного воздействия. Такая позиция педагога не лишает воспитанника его субъектности, которая в той или иной форме проявляется в воспитательном взаимодействии. (Слайд 5) Основными способами педагогического взаимодействия в воспитательном процессе выступают методы, формы и приемы воспитания. В педагогическом взаимодействии могут быть выделены два компонента, качества которых позволяют характеризовать тип взаимоотношений между субъектами педагогического взаимодействия. Это педагогическое воздействие и ответная реакция воспитанника. Педагогические воздействия могут различаться: 1) как прямые и косвенные, 2) по направленности, 3) по содержанию, 4) по формам предъявления, 5) по наличию или отсутствию цели(по степени осознанности воспитателем мотива и цели), 6) по характеру обратной связи (управляемые и неуправляемые) и т. п. Ответная реакция воспитанников может характеризоваться как активное восприятие, переработка информации, игнорирование, противодействие, эмоциональное переживание, безразличие, действия, поступки, деятельность. Взаимодействие – универсальная форма развития, обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения. Различают социальное и педагогическое взаимодействие. Социальное взаимодействие - более широкое понятие, оно включает в себя педагогическое взаимодействие. Если педагогическое взаимодействие всегда является специально организованным процессом, направленным на решение воспитательных задач, то социальное взаимодействие характеризуется как стихийными контактами, так и специально организованными. В условиях образовательного учреждения воспитатели планируют и осуществляют целенаправленное педагогическое взаимодействие с детьми и между детьми. Основными характеристиками взаимодействия считают взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. Все характеристики взаимодействия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Можно говорить о прямом и косвенном взаимодействии. (Слайд 6) Прямое взаимодействие характеризуется непосредственным воздействием друг на друга, косвенное взаимодействие направлено не на саму личность, а на обстоятельства ее жизни, ее микросреду. Таблица 2 Типы взаимодействия
Данная типология применима к характеристике взаимодействия участников воспитательного процесса на всех уровнях: учитель – ученик, ученик – ученик, педагог – педагог и т.д. Наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными, доверительными и демократичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов. Сотрудничество участников воспитательного процесса – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительные, положительные отношения взаимодействующих. Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнера», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Опека – это забота одной стороны о другой (учителя об учениках, старших о младших). Подавление – достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как сделать. Индифферентность – равнодушие, безучастность друг к другу. Конфронтация – скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, поскольку он может сопутствовать всем другим типам и носит, как правило, временный, промежуточный характер, переходя в зависимости от условий в другой тип взаимодействия. Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1116)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |