Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогическое взаимодействие в воспитании



2019-07-03 1116 Обсуждений (0)
Педагогическое взаимодействие в воспитании 0.00 из 5.00 0 оценок




(Слайд 2) Воспитание как педагогическое взаимодействие. Целенаправленность воспитания обеспечивается посредством де­ятельности. Таким образом, основными элементами педагогического процесса точнее считать деятельность педагога и деятельность обучаю­щегося, согласование которых осуществляется по отношению к цели образования. Такое взаимодействие в педагогике получило название педагогическое взаимодействие. Его стали рассматривать как ядро об­разовательного процесса (В. Д. Семенов, Б. З. Вульф, А. Т. Куракин, Х. Й. Лийметс, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова и др.). В современных трактовках понятия воспитания подчеркивается, что ядром воспита­тельного процесса является педагогическое, воспитательное взаимо­действие. Этот подход позволяет выстраивать системный образ вос­питательного процесса, опираясь на знания о закономерных связях между его элементами, выработанные в рамках теории деятельности. С опорой на модель этого взаимодействия, выстроенную на основе знаний о деятельности, может быть осуществлено изучение харак­тера педагогического взаимодействия в воспитательном процессе.

Основными элементами любой деятельности (осуществляемой как культурно-опосредованное отношение человека с миром) явля­ются субъект деятельности, объект деятельности, культурное сред­ство, предмет деятельности, результат (т. е. фактически получаемый продукт) деятельности (рис.).

Рис. Модель культурно-опосредованного отношения человека с миром (деятельности)

 

Субъектность педагога, т. е. его активность, направленная на объект его деятель­

ности, в педагогическом взаимодействии прежде всего определя­ется мотивом, целями и задачами воспитания.

(Слайд 3) С позиций теории деятельности процесс воспитания может быть представлен моделью взаимосвязанных деятельности воспитателя и деятельности воспитанника (рис.).

Рис. Модель педагогического взаимодействия, отражающая три последовательно возникающие педагогические ситуации

(Слайд 4) 1. Субъектом педагогической деятельности выступает воспитатель, т. е. тот, кто осуществляет вос­питательное воздействие в педагогическом взаимодействии.

Воспитатель в педагогическом взаимодействии является индиви­дуальным носителем мотива и цели воспитания, которые определя­ются как общезначимые общественным субъектом (обществом и (или) государством).

2. Объект педагогической деятельности воспитанник. Это тот, на кого направлена активность субъекта педагогической деятель­ности, осуществляющего воспитательное воздействие.

3. Культурное средство – средство, используемое воспитателем для осуществления педагогического воздействия и взаимодействия (К.с.‑1, К.с.-2, К.с.-3). Культурное средство в педагогической деятель­ности представлено комплексом необходимых и достаточных для возникновения педагогического взаимодействия культурных средств. Такие культурные средства выступают в качестве основных культур­ных средств педагогической деятельности. К культурным средствам в педагогической деятельности воспитателя в воспитательном взаимо­действии относится следующее:

1) содержание воспитания, представленное социокультурным опы­том (общественным и личностным), специально отобранным и струк­турированным в соответствии с системой целей и задач воспитания;

2) комплекс способов организации воспитательного взаимодей­ствия, обеспечивающих освоение воспитанниками содержания вос­питания, к которым относятся формы, методы и приемы воспитания;

3) комплекс средств передачи и освоения содержания воспитания, к которым относятся:

а) виды деятельности воспитанников, посредством организации которых обеспечивается освоение ими содержания воспитания;

б) дидактическое обеспечение, представляющее собой информа­цию, составляющую содержание воспитания (носителями такой ин­формации могут быть учебная, научная и художественная литерату­ра, технические средства и т. п.);

в) методическое обеспечение, в котором описываются цели, содер­жание и способы организации деятельности воспитанников, в про­цессе которой происходит освоение ими содержания воспитания (но­сителями такой информации может быть методическая литература, технические средства).

В качестве основного культурного средства выступает содержание вос­питания. Остальные культурные средства призваны обеспечить эф­фективное освоение воспитанниками содержания воспитания.

4. Предмет педагогической деятельности в воспитательном взаи­модействии (S-1, S-2, S-3 и т. п.). В качестве него выступает та часть (или те качества) объекта педагогической деятельности, на которую педагог оказывает воздействие применяемыми им культурными средствами с целью преобразования этой части объекта и получения ожидаемого продукта педагогического воздействия. Поэтому пред­мет педагогической деятельности в воспитательном взаимодействии одновременно является предметом педагогического воспитательного воздействия.

5. Результат (фактически получаемый продукт)педагогической деятельности — это преобразованный предмет педагогической дея­тельности (Прод.–(S-2), Прод.–(S-3) и т. п.). Поэтому результатом воспитательного взаимодействия является возникновение новых ка­честв, характеризующих систему личностных ценностей воспитан­ника, которые проявляются как новая ценностная ориентация и как новая ценностная направленность его поведения и деятельности. Результатом же педагогического взаимодействия в целом является возникновение новых качеств личностного опыта воспитанника (которые проявляются и как качества личности и как качества её поведения).

Итак, педагогическое взаимодействие в воспитательном про­цессе (педагогическое воспитательное взаимодействие) – это со­гласованные деятельность воспитывающего (воспитателя) и дея­тельность воспитанника, обеспечивающие преимущественную реализацию целей воспитания через усвоение и освоение воспи­танником общественного и личностного социально-культурного опыта, составляющего содержание воспитания. В качестве воспита­телей могут выступать педагоги, родители, социальные работники, сверстники и т. п.

Воспитательный процесс может складываться как интеграция не­скольких педагогических взаимодействий, субъектами которых могут быть различные люди, связанные между собой и непосредственно, и посредством третьего лица, также включающегося в естественно или искусственно складывающуюся систему педагогических взаи­модействий.

В педагогике различают два типа взаимодействия между субъекта­ми педагогического процесса: субъект-субъектноеисубъект-объектное.

В первом случае воспитатель исходит из наличия у воспи­танника определенной ценностной и целевой направленности его активности, которую он учитывает при организации воспитательно­го взаимодействия.

При субъект-объектном типе отношений педагог исходит из того, что характер педагогического взаимодействия полностью определяется его представлениями о мотиве и цели воспитательного воздействия. Такая позиция педагога не лишает воспитанника его субъектности, ко­торая в той или иной форме проявляется в воспитательном взаимодей­ствии.

(Слайд 5) Основными способами педагогического взаимодействия в воспита­тельном процессе выступают методы, формы и приемы воспитания.

В педагогическом взаимодействии могут быть выделены два ком­понента, качества которых позволяют характеризовать тип взаимоот­ношений между субъектами педагогического взаимодействия. Это пе­дагогическое воздействие и ответная реакция воспитанника.

Педагогические воздействия могут различаться: 1) как прямые и кос­венные, 2) по направленности, 3) по содержанию, 4) по формам предъ­явления, 5) по наличию или отсутствию цели(по степени осознанности воспитателем мотива и цели), 6) по характеру обратной связи (управляемые и неуправляемые) и т. п.

Ответная реакция воспитанников может характеризоваться как ак­тивное восприятие, переработка информации, игнорирование, про­тиводействие, эмоциональное переживание, безразличие, действия, поступки, деятельность.

Взаимодействие – универсальная форма развития, обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние.

Социальное взаимодействие осуществляется в процессе со­вместной деятельности и общения.

Различают социальное и педагогическое взаимодействие. Со­циальное взаимодействие - более широкое понятие, оно включает в себя педагогическое взаимодействие. Если педагогическое взаимодейст­вие всегда является специально организованным процессом, направ­ленным на решение воспитательных задач, то социальное взаимо­действие характеризуется как стихийными контактами, так и специ­ально организованными. В условиях образовательного учреждения воспитатели планируют и осуществляют целенаправленное педаго­гическое взаимодействие с детьми и между детьми.

Основными характеристиками взаимодействия считают взаи­мопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные дейст­вия, взаимовлияние.

Все характеристики взаимодействия взаимосвязаны и взаимо­обусловлены.

Можно говорить о прямом и косвенном взаимодействии.

(Слайд 6) Прямое взаимодействие характеризуется непосредственным воздействием друг на друга, косвенное взаимодействие направлено не на саму лич­ность, а на обстоятельства ее жизни, ее микросреду.

Таблица 2

Типы взаимодействия

Тип взаимодейст­вия Отношение к интересам друг друга Наличие осозна­ваемой общей цели со­вместной деятель­ности Субъект­ность пози­ции по от­ношению друг к другу во взаимо­действии
Сотрудничество Взаимно-положительное + С-С
Диалог Взаимно-положительное - С-С    
Опека Взаимно-положительное - С-О
Подавление Односторонне-положительное - С-О
Соглашение Нейтральное + С-С
Конфронтация Отрицательное - С-С
Индифферентность (полная или час­тичная) Нейтральное - С-С

 

Данная типология применима к характеристике взаимодейст­вия участников воспитательного процесса на всех уровнях: учитель – ученик, ученик – ученик, педагог – педагог и т.д.

Наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотруднический тип взаимодействия, который характеризу­ется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжела­тельными, доверительными и демократичными взаимоотноше­ниями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и приня­тыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.

Сотрудничество участников воспитательного процесса – это совместное определение целей деятельности, совместное планиро­вание предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов ра­боты, а затем прогнозирование новых целей и задач. Сотрудниче­ство не допускает бессмысленной, нерезультативной работы.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительные, положительные отношения взаимодействующих. Та­кое взаимодействие помогает «чувствовать партнера», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию.

Опека – это забота одной стороны о другой (учителя об учени­ках, старших о младших).

Подавление – достаточно распространенный тип взаимодейст­вия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жест­ких указаний, требований, предписаний, что и как сделать.

Индифферентность – равнодушие, безучастность друг к другу.

Конфронтация – скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопостав­ление, столкновение.

Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как кон­фликт, поскольку он может сопутствовать всем другим типам и но­сит, как правило, временный, промежуточный характер, переходя в зависимости от условий в другой тип взаимодействия.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимо­действия.

 



2019-07-03 1116 Обсуждений (0)
Педагогическое взаимодействие в воспитании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогическое взаимодействие в воспитании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1116)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)