Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитание в коллективе.



2019-07-03 275 Обсуждений (0)
Воспитание в коллективе. 0.00 из 5.00 0 оценок




(Слайд 7) Основным структурным элементом школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, общение, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученикаявляется классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и сих родителями.

Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:

– классный воспитатель (освобожденный классный руководитель);

– классный руководитель;

– классный куратор.

Классный воспитатель работает на полной учительской ставке. Целесообразно совмещать классное руководство с преподаванием учебного предмета в этом же классе. Его рабочий день не нормирован, но недельная занятость классного воспитателя может быть согласована с администрацией школы. Введение должности классного воспитателя целесообразно в тех коллективах, где большинство детей нуждается в особой индивидуальной педагогической поддержке.

Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке.

В старших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика.

Существенно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе.

При организации воспитательной работы в малочисленной сельской школе, где коллектив учащихся приближается по количественному составу к классному (40-50 учащихся), целесообразно вместо должности классного руководителя ввести должность организатора внеурочной деятельности в школе или педагогов-организаторов разновозрастных групп учащихся. 

Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно коллектива класса как в целом, так и по отношению к отдельным учащимся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей и сложившимися между ними взаимоотношениями.

(Слайд 8) Классный руководитель организует разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, творческую, исследовательскую, проектную, оздоровительную, а также свободное общение учащихся, являющееся частью досуга школьников.

В процессе работы с классом представляется важным реализовывать функцию сплочения коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей.

Традиционно выделяют следующие направления:

- изучение учащихся и коллектива;

- сплочение и развитие коллектива;

- индивидуальная работа с учащимися;

- взаимодействие с семьей;

- взаимодействие с педагогами школы;

- привлечение представителей общественных организаций к воспитанию детей.

Одна из важнейших задач классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.

Сотрудничество классного руководителя и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка:

- состав семьи, возраст, профессия родителей;

- бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни семьи, материальная обеспеченность;

- активность участия родителей в воспитании детей;

- ценностные ориентации родителей и детей;

- выполнение ребенком режима дня;

- досуг родителей и детей;

- распределение обязанностей в семье;

- традиции, семейные праздники;

- увлечения, способности родителей и детей;

- взаимоотношения в семье.

На основе полученных данных классный руководитель составляет паспорт каждой семьи.

Классный руководитель также выявляет возможности родителей для привлечения их к организации учебно-воспитательной работы в классе и школе, выполнению различных видов работы. В то же время классный руководитель выявляет заказ родителей на содержание и обучение детей.

Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.

Классный руководитель является связующим звеном между учащимся, социальным педагогом и школьным психологом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего классный руководитель обращается к специалистам тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи детям и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

В ряде школ для работы каждого классного коллектива в один из дней недели

определено время, которое принято называть классным часом. Чем занимается коллектив в это время – решают учащиеся и классный руководитель. 

В одну неделю проводится классное собрание, в другую – час классного руководителя (воспитательный час), в третью – встречи, экскурсии.

 

3. Планирование воспитательной работы

(Слайд 9) Общий ход планирования работы классного руководителя можно представить тремя этапами:

- составление педагогом проекта плана (его контуров);

- коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагогов, сбор пред­ложений, идей учащихся, родителей, учителей);

- внесение педагогом коррективов в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллек­тивного планирования; окончательное оформление плана.

Классный руководитель может составлять различные планы:

- план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю, день;

- план работы по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например, по нрав­ственному воспитанию учащихся, профориентационной работе;

- план подготовки и проведения дела (родительское собрание);

- план работы с творческим объединением, родительским комитетом и т.п.

- план самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.

Основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год (полугодие). Рекомендуются сле­дующие разделы этого плана.

1. Анализ педагогической работы за прошедший учебный год.

2. Задачи работы классного руководителя на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования:

- задачи вытекают из анализа работы;

- задачи отличаются от задач предыдущего года;

- задачи конкретны и реальны для выполнения;

- задачи пронизывают всю планируемую работу с учащимися и ро­дителями, классным коллективом.

3. Работа с коллективом учащихся.

4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.

5. Работа с семьей, общественностью.

(Слайд 10) Определение методики создания воспитательного коллектива основывается на двух позициях; во-первых, коллектив создается в процессе совместной деятельности его членов; во-вторых, надо так организовывать и стимулировать эту деятельность, чтобы она способствовала сплочению детей в коллектив. Таким образом, важнейшим средством создания коллектива является организация разнообразной деятельности детей; при этом надо применять специальную методику, направленную именно на сплочение коллектива.

Охарактеризуем основные способы создания воспитательного коллектива.

1. Предъявление требований.С использования этого метода начинается создание коллектива. В организационный период требования к коллективу предъявляет сам педагог. Начать надо с четкого определения норм и правил поведения (как вести себя в классе во время урока, как выполнять задания, как относиться друг к другу). Главное – не столько высказать требования, сколько попытаться вызвать позитивное отношение к ним (что будет, если мы не станем выполнять требования?).

По мере работы с коллективом надо привлекать самих детей к формулировке требований (второй и

 третий этапы). Этому может способствовать использование методики организации коллективной творческой деятельности, когда все члены коллектива совместно ставят цели, планируют свою деятельность, организуют и участвуют в ней, подводят ее итоги и определяют дальнейшие перспективы.

Выполнение требований создает стимулы для развития коллектива.

2. Организация перспективных устремлений учащихся. В развитии коллектива большое значение имеет постановка перед ним усложняющихся целей и увлекательных перспектив.

Перед коллективом обычно выдвигается несколько перспектив: ближние, средние и дальние. Одновременно выдвигаются и те, и другие, и третьи. По мере выполнения одних выдвигаются новые.

Перспективы должны быть ясными, осознанными детьми, привлекательными для них, посильными для выполнения. Особенно важными являются общественно значимые перспективы, ибо они создают более благоприятные условия для развития коллектива.

3. Воспитание ученического актива. Актив – организующий центр коллектива.

Он начинает формироваться уже на первом этапе развития коллектива из числа тех детей, которые острее воспринимают интересы коллектива, проявляют интерес к улучшению его жизни.

4. Формирование в коллективе здорового общественного мнения.Общественное мнение – та преобладающая оценка, которая дается в среде учащихся различным явлениям и фактам коллективной жизни (оценка поведения товарища, отношения к младшим и др.).

Общественное мнение формируется в педагогически целесообразно организованной коллективной деятельности. Очень важным в жизни коллектива является общественная оценка его деятельности.

5. Накопление и развитие традиций коллективной жизни. Традиция – устойчивая форма коллективной жизни, при которой в обычаях, определенном порядке выражаются вкус и общественное мнение коллектива.

Традиции не должны быть неизменными; их надо развивать, совершенствовать. В коллективной жизни должны быть не только развлекательные традиции (поздравление с днем рождения учеников класса, совместный выход в театр, цирк и др.), но и будничные (забота старших о младших, участие в субботнике по посадке деревьев в микрорайоне и др.).



2019-07-03 275 Обсуждений (0)
Воспитание в коллективе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитание в коллективе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)