Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 2. Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности



2019-07-03 356 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности 0.00 из 5.00 0 оценок




РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

                                                  УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника СФЮО

Донецкой академии внутренних дел МВД ДНР

_____________Е.А.Гресева

                                          “_____” ____________ 201__ г.

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ № 9

ТЕМА: «Лексические нормы русского литературного языка».

для курсантов всех факультетов и студентов специального факультета

очной формы обучения

                                                                     

                                                                              Рассмотрено и утверждено

На заседании кафедры РЯиИЯ

Протокол №________

от «___» __________201__г.

 

Донецк, 2018

ТЕМА 9. Лексические нормы русского языка

 

1. Понятие о лексических нормах, их аспектах.

2. Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности.

3. Лексические нормы в аспекте выразительности.

4. Лексические нормы с точки зрения развития языка.

Опорные слова: языковые нормы, лексика, лексические нормы, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, речевая недостаточность, речевая избыточность, тавтология, плеоназм, фразеологизмы, устойчивые выражения, клише, штампы.

Вступление

Система норм русского литературного языка представляет собой совокупность общепринятых правил выбора и употребления языковых средств.  Считается, что говорить правильно означает соблюдать нормы литературного языка. Литературный язык – часть национального языка, которая находится в сфере действия норм. Нелитературные формы, находящиеся вне сферы действия норм: а) просторечие (обычно определяемое как речь малограмотного населения); б) социальные и профессиональные жаргоны (уголовный, армейский, компьютерный, школьный и т.д.); в) территориальные диалекты.

  Нормы литературного языка  представляют собой стандарт, единый и обязательный для всех социальных и территориальных групп общества. Нормы литературного языка кодифицируются, сохраняются и охраняются государством.

   Нарушение норм ведет к различного типа ошибкам: речевым, композиционным, логическим и искажению фактов.

 

 

Вопрос 1. Понятие о лексических нормах, их аспектах

     Лексика – словарный состав языка, который охватывает отдельные слова и устойчивые сочетания слов. Все слова можно разделить на несколько групп в зависимости от их лексических особенностей.

    Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

      Лексическая норма рассматривается как ортологический и ментально-языковой феномен, в связи с чем предпринята попытка изучить и описать лексическую норму с точки зрения системоцентрического и антропоцентрического подходов. Изучение проблем языковой нормы имеет в русистике серьезную научную традицию. Языковая норма осмыслена как динамический, исторически и социально обусловленный феномен (А.Н. Васильева, В.В. Виноградов, С.И. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.Н. Головин, К.С. Горбачевич, B.А. Ицкович, Л.П. Крысин, С.Г. Обнорский, С.И. Ожегов, Л.И. Скворцов, Б.С. Шварцкопф, E.H. Ширяев, Д.Н. Шмелев и др.).  Широко исследовалась проблема вариантности языковых единиц как в синхронном, так и в диахронном аспектах (О.С. Ахманова, В.В. Виноградов, С.И. Виноградов, К.С. Горбачевич, Л.К. Граудина, В.А. Гречко, О.Л. Дмитриева, Е.А. Иванникова, В.А. Ицкович, В.Н. Немченко, Р.П. Рогожников, H.H. Семенюк, Л.И. Скворцов, А.И. Смирницкий, В.М. Солнцев, Ф.П. Филин и др.).  Активное и разностороннее развитие получило направление, изучающее нарушения языковых норм (Ю.Д. Апресян, С.И. Виноградов, К.С. Горбачевич, Л.К. Граудина, Л.П. Демиденко, Г.В. Ейгер, О.Н. Ермакова, Е.А. Земская, В.А. Ицкович, Н.П. Колесников, О.В. Кукушкина, B.C. Мучник, C.И. Ожегов, Д.Э. Розенталь, Ю.В. Фоменко, С.Н. Цейтлин и мн. др.). Особенности норм разных уровней языковой системы рассматривались в работах Р.И. Аванесова, Л.А. Вербицкой, С.И. Виноградова, К.С. Горбачевича, Л.Г. Граудиной, В.А. Ицкович, Г.А. Золотовой, Т.И. Кошелевой, Л.И. Скворцова, Б.С. Шварцкопфа, Д.Н. Шмелева и др. При этом из всех типов норм меньше внимания уделялось лексической норме, что может объясняться ее спецификой в сравнении с другими языковыми нормами.

    Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово правильно выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность.

Вопрос 2. Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности

   Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения своих мыслей.

   Употребление слова в речи всегда определяется, в первую очередь, особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста – его окружения.

    Лексические нормы, регулирующие аспект точности, предписывают избегать речевых ошибок – нарушений лексических норм. Рассмотрим кратко, каковы эти основные речевые недочёты.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов.

     Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать лексическое значение слов, а также традиции соединения слов в словосочетании возникает лексическая несочетаемость. Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлеб, черствый человек, но не черствый торт или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не можем говорить глубокий день или глубокая юность. В некоторых других случаях мы невнимательны к лексическому значению слов, которые мы соединяем в словосочетание. Например, беседа прочитана (это же устный жанр!), беседа может быть проведена, а прочитана книга или лекция.

2. Смешивание паронимов.

    Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический). Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но паронимы не могут заменять друг друга (иллюстрированный и иллюстративный. Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный материал).

3. Неточности словоупотребления.

   Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова, либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую).

4. Плеоназмы – слова, близкие по смыслу и поэтому логически лишние (Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

5. Тавтология – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, изобразить образ).

6. Речевая недостаточность – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания (В кабинете висели <портреты>русские писатели).

     Все эти речевые нарушения лексической языковой нормы появляются не только в результате плохого знания языка, но и в результате небрежного отношения к слову, невнимательности



2019-07-03 356 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 2. Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)