Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обеспечение устойчивого долгосрочного развития мирового хозяйства



2019-07-03 191 Обсуждений (0)
Обеспечение устойчивого долгосрочного развития мирового хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В настоящее на земном шаре насчитывается более 240 стран, которые достаточно заметно отличаются друг от друга как по размеру территории и численности населения, так и по экономической мощи, а, следовательно, местом в мировой экономике. Однако, национальная экономика каждой страны является составным элементом глобальной экономической системы. Даже наименее развитые страны прилагают свой вклад в мировой процесс экономического развития своими природными или человеческими ресурсами, производством, пусть и незначительным в глобальных масштабах, потреблением импортной продукции. 

Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах (факторах производства) природных, трудовых, капитальных (в виде реального капитала, т. е. в форме средств производства, и финансового, т. е. в денежной форме), предпринимательских, а также научных (научно-технических, информационных знаний). В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики или региона мира, или всей мировой экономики[6].

Формирование мирового рынка закономерно обусловило установление межгосударственных связей с их характерными чертами, особенностями и закономерностями, которые базируются на теории международной экономики. Международную экономику можно трактовать в широком и узком смысле. В широком смысле – это теория, применяемая для изучения экономики современного взаимозависимого мира. Уже трактовка определяет ее как часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности взаимодействия субъектов разных государств в международном обмене товарами, движении факторов производства и формирования международной экономической политики государств. Выделение международной экономики в самостоятельную науку вызвано переходом мирового хозяйства во второй половине XX века. на качественно новую ступень развития.

Международные экономические отношения отражают хозяйственные связи между государствами, региональными объединениями, предприятиями, фирмами, учреждениями, юридическими и физическими лицами для производства и обмена товаров и услуг, материальных и финансовых ресурсов. Основой их рыночные системы и механизмы[7].

Международные экономические отношения проявляются на различных уровнях экономики – на макроуровне, микроуровне, наднациональном уровне. На каждом из уровней действуют различные субъекты внешнеэкономической деятельности: на микроуровне – отдельные граждане, предприятия и фирмы, которые проводят внешнеэкономические операции; на макроуровне – национальные хозяйства, которые непосредственно осуществляют и регулируют внешнеэкономическую деятельность; на наднациональном уровне – международные организации и наднациональные институты.

Рассматривая экономический потенциал мира следует отметить, что среди регионов мира наибольшим экономическим потенциалом обладает Европа – 34,8 % ВНП мира, на Северную Америку (США и Канада) и Азию приходится более половины ВНП мира и только 9,1 % - на Латинскую Америку, Африку, Австралию и Океанию[8].

В мировом хозяйстве развиваются все важнейшие формы международных экономических отношений: международная торговля товарами и услугами; международная миграция капитала; международная миграция рабочей силы; международная передача технологии; международные валютно-финансовые и кредитные отношения; международная экономическая интеграция; международные усилия в решении глобальных экономических проблем.

Все формы международных экономических отношений взаимосвязаны и взаимозависимы. Для них на современном этапе характерно:

- рост масштабов и качественное изменение характера традиционной международной торговли готовой продукцией – из чисто коммерческой она во многом превратилась в средство непосредственного обслуживания национальных производственных процессов;

- интенсификация миграции капитала в различных формах; рост масштабов миграции рабочей силы;

- ускорение и расширение интеграции экономик стран и регионов;

- быстрый обмен научно-техническими знаниями; развитие сферы услуг; - объединение усилий в решении глобальных экономических проблем[9].

Все формы международных экономических отношений взаимосвязаны и взаимозависимы. Целью их является не только решение проблем отдельных стран, но и проблем, которые влияют на развитие всего мирового хозяйства. Это глобальные экономические проблемы, которые затрагивают интересы человечества и напрямую угрожают цивилизации. 

Выделяют следующие критерии отнесения тех или иных проблем до глобальных: планетарный характер проблемы, ее влияние на все группы стран, все народы мира; выявление проблемы как фактора развития общества во всех регионах мира; угрожающий характер проблемы: ее нерешенность может означать регресс производительных сил и условий жизни всего общества; необходимость приложения комплексных усилий всех государств.

По этим критериям к глобальным относят следующие проблемы: демографические; обеспечение человечества энергетическими, сырьевыми и продовольственными ресурсами; экологические; проблемы освоение мирового океана и космоса, разоружение и конверсию военного производства. Таким образом, для решения глобальных проблем необходимо создание нового типа всемирного хозяйства, построенного на качественно новых принципах сотрудничества и взаимопомощи.

На протяжении достаточно долгого исторического времени, то есть с 1648 года после принятия так называемой Вестфальской соглашения, мировая экономика предполагала, что ее основным звеном является отдельное государство со всеми соответствующими его правами и обязанностями, на основе которых она входит в определенные отношения с другими государствами мира и таким образом образует так называемую вестфальскую структуру мировых связей[10]

В каждом государстве основным звеном экономической системы было предприятие в той или иной степени сложности, деятельность которого регламентировалась национальной законодательной системой. В течение своего существования государства образовывали определенные союзы, что отражалось и на взаимоотношениях между государствами как внутри этих союзов, так и между союзами. То есть, мир можно было определять, как полицентрический, который время от времени менял свою конфигурацию. 

На современном этапе ситуация меняется: "международные отношения перестают быть пространством, где формально равные и суверенные субъекты конструируют меняющиеся коалиции, что уравновешивают друг друга, и конкурентная среда их взаимоотношений. 

В последние годы, независимо от конкретных целей, которые преследуются в той или иной кризисной ситуации, на планете состоит контур властной вертикали: специфическая глобальная иерархия, институт международных регулирующих органов ("глобальная держава", Большая семерка, НАТО и т. д), а на противоположном полюсе - отвергнутая племя "государств, которые не состоялись" и государств-изгоев" [30, с. 229].

Современные тенденции развития мирохозяйственной системы обусловливают все более перенос регулятивных, управленческих полномочий на между - или надгосударственный уровень международной экономической деятельности. Понятие «межгосударственный» и «надгосударственный» обычно применяются как тождественные. По крайней мере ими обозначают одну и ту же сферу экономической жизни. Правда, можно заметить и определенные семантические различия. «Межгосударственность» скорее является характеристикой совместных действий, тогда как «надгосударственность» означает подчинение и добровольном отказе государств от органически присущего им суверенитета. Следовательно, происходит перенос (делегирования) некоторых полномочий, которые ранее традиционно считались такими, что относятся к компетенции национальных правительственных структур, структур, которые по своей природе являются международными[11]

Можно также утверждать, что на международном уровне создаются институты с новыми регулятивными функциями, а это также обусловливает перераспределение полномочий и реструктуризацию векторов влияния на экономические процессы. Перенос полномочий от национальных до международных регулятивных структур происходит в соответствии с международно-правового режима, который образуется дву- и многосторонними соглашениями между странами как суверенами международных отношений, а также уставными документами международных организаций.

Международные организации создаются самими государствами для решения специфических проблем сотрудничества, безопасности, развития. Деятельность международных организаций выражается в основном в принятии решений, содержание которых зависит от состава членов, от соотношения сил внутри органов, правила процедуры голосования. Если для принятия решения требуется большинство голосов, то содержание решения будет зависеть от того, какую позицию займет большинство.

 От формирования соответствующего большинства в органах может зависеть и то, купят ли и в какой мере этот член или группа членов новые права и выгоды, или примут на себя обязанности понесут политические потери. Поэтому члены международных организаций стремятся уменьшить риск, который содержится в возможности принятия органами решений, что противоречит их интересам.

Основные субъекты системы регулирования глобальной экономики - это наиболее влиятельные наднациональные регулирующие институты - международные организации ООН, МВФ, группа Всемирного Банка, ВТО, что были созданы исключительно с целью глобального регулирования и управления мировым социально-экономическим развитием[12]

Однако сейчас они находятся под влиянием крупнейших субъектов глобальной экономики и международных отношений и не в состоянии эффективно регулировать соответствующие процессы глобальной экономической системы и давать адекватные ответы на вызовы глобализации, которые предусматривают преодоление социально-экономического неравенства в общемировом масштабе. Решения, принимаемые органами глобального регулирования, чаще всего приводят к усилению диспаритетного социально-экономического развития человечества и углубления дисфункциональности глобальной экономической системы.

Создание заинтересованными государствами определенных организационных структур на практике не просто порождает дополнительные инструменты достижения тех или иных целей этих государств, а еще и ведет к возникновению новых интересов. Сам факт существования общественных структур, в том числе и международного характера, порождает собственную логику их жизнедеятельности, автономные интересы заинтересованных функционеров и общественных, предпринимательских объединений. А это, в свою очередь, дает основания образованным на международном уровне структурам использовать соответствующие полномочия не только в интересах государств-основателей, но также и с целью достижения собственных целей. 

Тем более, что у самих государств - основателей могут быть различные, а иногда и несовместимые взгляды относительно желаемого поведения созданных ими международных организаций. Примером преобразования международной организации самостоятельного и чрезвычайно влиятельного субъекта экономической жизни является МВФ. От его решений о предоставлении или, наоборот, не предоставление кредитов или отсрочек по выплатам, а также от его рекомендаций (правильных или ошибочных) зависит экономическое состояние целых стран, судьба реформ или программ реформ и социального развития, к которому государства-члены Фонда могут прибегать[13].

Негативным примером недопустимой политики международной экономической организации стала деятельность МАГАТЭ - Международного агентства по развитию атомной энергетики. Так, эта организация, которая фактически является лоббистским центром, жизненно заинтересован в как можно большем распространении атомных электростанций в мире, сначала проигнорировала возможную опасность применения реакторов типа РБМК, а затем, после Чернобыльской катастрофы 1986 г., некоторое время замалчивала масштабы бедствия, что случилось тогда.

Своеобразный институт надгосударственной международной субъектности экономической деятельности составляют группировки государств в соответствии с принятыми ими режимов взаимной кооперации. Особой сферой международного сотрудничества, которая тесно связана с макроуровнем регулирования, является деятельность двусторонних международных институтов экономического сотрудничества[14].

Центральным форумом, на котором обсуждаются международные экономические и социальные проблемы глобального и регионального характера, а также разрабатываются рекомендации по их решению, является Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС). ЭКОСОС проводит исследования и готовит доклады по широкому спектру международных экономических, культурных и других вопросов, координирует деятельность соответствующих учреждений и институтов ООН. 

ЭКОСОС регулярно обсуждает вопросы мирового экономического и социального положения; состояния международной торговли; охраны окружающей среды; экономической и технической помощи развивающимся странам; проблемы продовольствия, народонаселения, природных ресурсов, населенных пунктов; планирования и мобилизации финансовых ресурсов; регионального сотрудничества и тому подобное. 

Совет разрабатывает комплексные программы, имеющие название «Десятилетия развития» Разработка программ и периодическое оценивание процесса их выполнения, дают возможность точнее определять основные тенденции мирового экономического развития и при необходимости скорректировать механизм регулирования международных экономических отношений. Еще в начале 1970-х гг. ЭКОСОС принимала решения относительно последствий деятельности ТНК и разработке кодекса поведения транснациональных корпораций, что стало началом нового направления экономической деятельности ООН и ЭКОСОС, способствовало созданию Комиссии ООН по транснациональным корпорациям и специального подразделения в Секретариате ООН по этому вопросу - Центр ООН по транснациональным корпорациям. Вопросы экономического развития относятся также к компетенции Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Концепция всеохватывающего развития существенно повлияла на деятельность ЮНКТАД. В прошлом результаты ее работы ограничивались принятием резолюций и решений. После реформирования организации в 1992 г. на VIII сессии ЮНКТАД акцент сделан на повышении роли переговоров. Принципами деятельности ЮНКТАД все больше утверждается прагматизм и неконфронтационность, что облегчает поиск общих интересов и достижения согласия по важным мирохозяйственным вопросам[15]

Крайне важной функцией ЮНКТАД является оказание помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой в привлечении прямых иностранных инвестиций и улучшении национального инвестиционного климата. Центральную роль в этом играют такие организационные структуры, как Секретариат ЮНКТАД, Отдел инвестиций и предпринимательства, Отдел глобализации и развития. Результаты работы Конференции подаются в ежегодном докладе «World Invesment Report», документах «Ivestment Policy Reviews», «World Ivestment Directory» и других исследованиях.

Определенной направленностью характеризуется деятельность Программы развития ООН (ПРООН) - крупнейшего международного канала для предоставления многосторонней технической и прединвестиционной помощи. Проекты ПРООН направлены на оказание помощи развивающимся странам, с целью лучшего использования ими своего экономического потенциала, повышения уровня жизни населения, увеличение объемов производства и содействия экологически безопасному развитию мировой экономики. Помощь ПРООН предоставляется только по просьбе правительств государств с учетом их первоочередных потребностей. Самым значительным международным агентством кредитования экономического развития является Группа Всемирного банка.

Особенности экономической политики государства детерминируют отличия в обмене услугами, товарами и капиталом на мировом и национальных рынках.

Естественное влечение к извлечению максимальной выгоды на мировом рынке не исключает наличие протекционистских мер для защиты собственных экономических агентов и производителей[16].

В условиях взаимозависимости национальных экономик достаточно эффективной оказалась система специальных процедур разрешения экономических конфликтов и споров, обусловленная уставами международных организаций.

В области международной торговли практичностью отмечены процедуры в рамках Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ), особенно при возникновении проблем между странами, обладающими разным «весом» в мировой экономике. Сфера компетенции Всемирной торговой организации (ВТО), которая является преемницей ГАТТ, гораздо шире, прежде всего, в области соглашения о торговле услугами, включая торговлю финансовыми продуктами.

ВТО ориентирует на соблюдение своих «правил игры» в торговых отношениях с целью гарантировать их справедливый характер. Ее целью провозглашено выравнивание условий конкуренции в масштабах мирового хозяйства.

В качестве методов высказываются либерализация и отмена ограничений в области внешнеторговых и валютно-финансовых отношений путем систематизации и сближения национальных правил их регулирования с использованием всеобщих стандартов.

Присоединение к ВТО является одним из привлекательных аспектов внешнеэкономической политики государства. Оно способствует полноправному участию в открытой многосторонней платежной и торговой системе. Однако, вступление в организацию сопровождается определенными условиями, которые следует сопоставлять с национальными экономическими интересами.

22 августа 2012 года Россия официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации (ВТО).

Это впоследствии стало влиять на решения Правительства России по мерам тарифного и нетарифного регулирования в национальной экономике[17].

В сфере валютно-финансовых отношений в целях сотрудничества создан Международный валютный фонд (МВФ). Он функционирует на постоянной основе и обеспечивает «механизм консультаций и взаимодействия для решений международных валютных проблем», временно предоставляя общие ресурсы заинтересованным странам при соблюдении адекватных гарантий. Определена роль МВФ и как координатора международных кредитов и гаранта платежеспособности стран-участниц.

Основой мировой валютной системы являются «плавающие» курсы и многовалютный стандарт. В случае нужды для остановки валютнофинансового кризиса МВФ может принять обязательство по проведению интервенций на валютных рынках.

Важное направление его деятельности состоит в улучшении валютнокредитной статистики и выработке стандартов, позволяющих производить сопоставления по странам.

Членство в МВФ является обязательным условием вступления в группу Всемирного банка, куда входят Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций и международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

Кредитно-инвестиционная деятельность МВФ направлена на стимулирование долгосрочного роста международной торговли и поддержание сбалансированности платежных обязательств[18].

Международные финансовые организации ставят весьма жесткие условия при выделении средств и строго следят за их соблюдением. Случается, что реальная помощь оказывается намного меньше декларируемой. В целом можно утверждать, что кредиты предоставляются до тех пор, пока кредиторы находят это выгодным.

Следовательно, во взаимоотношениях с финансовыми организациями важными остаются задачи следования национальным приоритетам, в том числе достижению экономической выгоды от привлечения их капитала в национальную экономику и финансовой стабильности в международной платежеспособности.

Разнообразие политических и хозяйственных ситуаций, связанных с кредитованием и инвестиционной деятельностью в мире определило формирование правил обслуживания долга, в том числе принуждения должников к выполнению взятых обязательств.

Организационно взаимоотношения соединили коммерческие банки и организации в Лондонский клуб, а государства-заимодавцы — в Парижский клуб, в который в качестве кредитора входит и Россия.

Соглашения с клубами основываются на принципах учета экономических интересов, при сохранении основного требования — расчета по долгам. В основу таких отношений положена идея реструктуризации — пролонгации сроков платежей с предоставлением льготного периода, в течение которого выплачиваются только просроченные проценты.

Идея реструктуризации реализовывается через анализ фактической ситуации в стране или возможностей принятия решений о снятии части задолженности на определенных условиях[19].

Между договоренностями с клубами и кредитной линией МВФ существует тесная, хотя и неформальная связь. Она проявляется в том, что задолженность может либо изыматься в соответствии со строгими условиями первого кредитного соглашения, либо возможны определенные послабления.

Пути развития отдельного государства как хозяйствующего субъекта весьма сложны и неоднозначны. Поэтому предсказывать предстоящие события, особенно те, что грозят негативными последствиями для национальной экономики, с высокой точностью достаточно.

В мирохозяйственных связях экономические отношения приобретают характер партнерства на мировом рынке с присущими им ситуационными характеристиками неопределенности позитивных и неблагоприятных результатов обеспечения национальных интересов.

Наличие большого и разнообразного внутреннего рынка и высокий экономический потенциал являются важнейшим национальным достоянием нашей любой страны. Его сохранение имеет важнейшее значение для обеспечения неизменного развития национальной экономики[20].

Таким образом, провозглашая согласие с принципами свободной торговли и вступая в международные экономические организации, государство получает возможность активно отстаивать национальные интересы по общим правилам мирового рынка.

Тогда задачами устойчивого развития национальной экономики становятся разработка стратегических положений экономической политики и тактические установки государственного урегулирования по осуществлению национальной доктрины - повышения благосостояния жизни населения страны.

Международные экономические организации играют важную роль в процессах содействия развитию, предоставляя соответствующую техническую, финансовую и иную помощь развивающимся странам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



2019-07-03 191 Обсуждений (0)
Обеспечение устойчивого долгосрочного развития мирового хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обеспечение устойчивого долгосрочного развития мирового хозяйства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)