Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


развития отдельных развивающихся стран



2019-07-03 189 Обсуждений (0)
развития отдельных развивающихся стран 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Деятельность МВФ основывается на предоставлении кредитов в иностранной валюте странам-членам в целях: - покрытие дефицитов платежных балансов (то есть пополнение валютных резервов) - поддержание макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики (т.е. для финансирования бюджетных расходов правительства). 

Сотрудничество с МВФ помогает увеличению кредитного рейтинга страны на мировом финансовом рынке, способствует улучшению банковской и денежно-кредитной системы государства, позволяет скорректировать текущий платежный баланс и не допустить дефолта в стране. В то же время требования МВФ, могут негативно влиять на благосостояние населения в долгосрочной перспективе[21]

Академик РАЕ И.В. Андронова положительно характеризует деятельность МВФ, указывая на повышение эффективности экономических реформ в государствах-членах, а также программ развития, реализуемых и являются одними из важных вкладов организации в стратегию устойчивого развития мировой экономики[22].

 Политика и деятельность МВФ часто критикуются со стороны экономистов. Основания для такой критики есть, ведь часто экономическая ситуация стран сотрудничающих с фондом, не улучшалась, а наоборот - усугублялась (мексиканский кризис 1994, азиатский кризис 1997, заем в 1989 г.. Руанде). Лауреаты Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц и Милтон Фридман (они являются одними из самых острых критиков) указывают на ошибки и негативные последствия сотрудничества стран с МВФ[23]

В разрезе данной проблемы Дж. Стиглиц в своем докладе как лауреат Нобелевской премии резко осуждал политику МВФ и Всемирного банка, по его словам, МВФ пропагандировала рецепты шоковой терапии и полной либерализации экономик постсоциалистических государств. Ученый отмечает, что процентные ставки по кредитам МВФ являются достаточно высокими, а монетарная политика, диктуемая фондом кризисным странам, не соответствует финансовой политике, ориентированной на экономический рост, которая принята в Великобритании и Франции. "Деньги на таких условиях, очевидно, ослабят экономику и сделают, в конце концов, более сложным возвращение денег", - заявляет бывший главный экономист Всемирного банка Дж. Стиглиц[24]

По его словам, МВФ, как и любая бюрократическая структура, существует по своим законам и приносит больше вреда, чем пользы. Учитывая логику либерализма, ученый не видит смысла в финансовой помощи слаборазвитым странам, МВФ не решает проблемы, а наоборот, усложняет отсталость.

Выступая в Гонконге на одном из собраний МВФ, Милтон Фридман подчеркивал, что еще после падения Бреттон-Вудской системы в 1971 г.[25] Отпала необходимость в существовании организаций типа МВФ. В своих научных исследованиях М.А. Султанов выделяет причины, по которым реализация программ МВФ не получает желаемого результата (табл. 1). 

 

 

Таблица 1

Характеристика причин неэффективности реализации программ МВФ[26]

№  п/п Причины неэффективности реализации программ МВФ 
1. Политика финансовых организаций определяется        развитыми странами 
2. Экономисты, работающие в МВФ, имеют хорошее образование и знакомы с проблемами развивающихся стран, однако не знают сущности проблемы, поэтому им трудно разработать эффективный план действий и определить политику относительно конкретной страны 
3 Очень часто условиями получения финансовых ресурсов становятся требования МВФ относительно быстрого проведения приватизации и либерализации в странах становятся на путь перехода к рыночной экономике 
4 Достаточно время привлечение иностранных инвестиций становилось одной из главных целей при реализации стабилизационных программ МВФ 
5 Деятельности МВФ не хватает прозрачности при разработке своих программ и стратегий, решения часто принимаются за закрытыми дверями, хотя МВФ и другие организации не являются частными структурами.

 

Учитывая необходимость их обоснования в ходе исследования, проанализированы аргументы, подтверждающие и опровергающие выделенные ученым причины негативного влияния деятельности МВФ на развитие и функционирование экономических систем развивающихся стран. В частности, наибольшую долю в общей сумме квот имеют страны "Большой семерки", которые определяют финансовые и организационные отношения заемщиков с МВФ[27]

В свою очередь, руководящие должности занимают экономисты из этих стран, обеспечивающих разработку и реализацию проектов фонда. Однако конкретные положения программы сотрудничества определяются самой страной-заемщиком. Фонд следит только за выполнением условий и принимает решение о кредитовании[28]

Стоит отметить, что нельзя использовать с одинаковым успехом одни и те же инструменты в разных странах, даже одного региона и примерно одинакового уровня развития. Согласно информации Независимого отдела оценки, осуществлявшего анализ деятельности МВФ по надзору в 2013 г., Государства-члены считают, что фонд стал более открытым и прислушивается к потребностям стран, реагируя на их запросы[29]

В Отчете о деятельности фонда 2016 г. среди ключевых направлений коммуникации МВФ выделены следующие вопросы: 

1) дальнейшие шаги по обеспечению понятных и последовательных коммуникаций в мире, где спрос на услуги фонда растет; 

2) дополнительные меры для оценки влияния коммуникаций МВФ и тем самым совершенствованию информационной базы для дальнейшей деятельности; 

3) стратегическая и продуманная работа с новыми средствами информации, учитывая социальные сети[30]

Среди негативных последствий, к которым приводит использование кредитных средств финансовых организаций, ученые выделяют: финансовые кризисы, увеличение долга, углубление экономических диспропорций, рост масштабов бедности, низкая эффективность финансовой помощи, слабый экономический рост и т.д.[31] 

Стоит вспомнить об успешных проектах МВФ. Например, радикальная программа экспертов МВФ по выходу из кризиса, помогла Португалии всего за два года сократить дефицит госбюджета, существенно снизить процентные платежи по государственным обязательствам, увеличить долю экспорта в ВВП, а в экономику вернуть иностранных инвесторов. 

В итоге Португалия первой из стран "Южной периферии" ЕС смогла преодолеть основные экономические проблемы и уже в мае 2014 отказалась от программы международной поддержки. 

Тяжелая экономическая ситуация в Азербайджане в начале 90-х годов заставила правительство привлечь внешнее кредитование не только ради денег, но и с точки зрения технической помощи и консультационной поддержки. 

Таким образом, как отмечает А.С. Лашина, страна накопила большие достижения в построении демократических институтов и свободной рыночной экономики. Стабильность и устойчивое экономическое развитие создали почву для демократических реформ и борьбы с социальными и экономическими проблемами[32]

Итак, успех и восстановление страны, получившей кредит от МВФ, и ее дальнейшее развитие зависит не только от условий кредитования, общей концепции стратегии, но и от организации и осуществления деятельности внутри страны всех структурных подразделений власти, каждого отдельного субъекта хозяйствования и населения страны, а в частности, их компетенции в сфере рисков, с которыми связана реализация необходимых мер. 

 

 


[1] Алиев А.Т. Трансформация стратегии и направлений деятельности Всемирного банка в условиях глобализации / А.Т. Алиев. - 2015. - №1. - С. 253-261.

[2] Fisher M. La participation du secteur priè est un clède la rèdu systeme monètaire international, "FMI Bulletion" aout 7, Chrabonszczewska E., Międzynarodowe organizacje finansowe, SGH, Warszawa. 2012.

[3] Kenen B.P. Reform if the IMF, CSR, No. 29 Council on Foreign Relations, New York, 2012.

[4] Kosztowniak A. Międzynarodowe instytucje finansowe a kryzysy finansowe Ekonomiczne problemy funkcjonowania współczesnego świata. Praca zbior. pod red. nauk. D.Kopycińskiej, Szczecin: Uniwersytet Szczeciński 2013, S. 38-49.

[5] Proczek M. Działalność międzynarodowego funduszu walutowego na rzecz równoważenia rozwoju państw członkowskich / Magdalena Proczek. - 2013.

[6] Донских М. С., Костишина А. Я. Роль международных финансовых организаций в современной мировой экономике. - 2016. - № 1. - С. 174-179.

[7] Рыбальченко Е. А. Мировой финансовый кризис, его последствия для развивающихся стран, и роль Всемирного банка / Е. А. Рыбальченко // Мировой финансовый кризис и его влияние на страны с рисковыми экономиками. - 2017. - С. 165-170.

[8] Зуев В.Н. Международные финансовые организации. Международный валютный фонд и Всемирный банк // Проблемы эффективности и реформы системы международных многосторонних институтов. - 2014. – С. 122- 179.

[9] Зуев В.Н. Международные финансовые организации. Международный валютный фонд и Всемирный банк // Проблемы эффективности и реформы системы международных многосторонних институтов. - 2014. – С. 122- 179.

[10] Овчинникова А.Ю. Функционирование МВФ и Всемирного банка в условиях

трансформации мирового баланса сил // Наука и образование сегодня. 2016. № 9 (10). С. 5456.

[11] Овчинникова А.Ю. Функционирование МВФ и Всемирного банка в условиях

трансформации мирового баланса сил // Наука и образование сегодня. 2016. № 9 (10). С. 5456.

[12] Лашина А.С. Роль международных финансовых организаций на примере МВФ // Экономика и социум. 2017. № 1-1 (32). С. 1098-1101.

[13] Лашина А.С. Роль международных финансовых организаций на примере МВФ // Экономика и социум. 2017. № 1-1 (32). С. 1098-1101.

[14] Косиор Э., Вакулюк И.Э., Химикус Е.И. Правовое регулирование деятельности международных финансовых организаций // Современное право. 2016. № 4. С. 109-112.

[15] Прокопова А.С. Роль международных финансовых организаций в развитии экономики России // В сборнике: Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 106-110.

[16] Маркелова Е.А., Никонец О.Е. Роль международных валютно-кредитных и финансовых организаций в современной экономике // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 11. С. 86-90.

[17] Маркелова Е.А., Никонец О.Е. Роль международных валютно-кредитных и финансовых организаций в современной экономике // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 11. С. 86-90.

[18] Ратников Г.Н., Бикалова Н.А. Роль международных финансовых организаций в экономике на примере МВФ // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 2 (4). С. 420-421.

[19] Зуев В.Н. Международные финансовые организации. Международный валютный фонд и Всемирный банк // Проблемы эффективности и реформы системы международных многосторонних институтов. - 2014. – С. 122- 179.

[20] Зуев В.Н. Международные финансовые организации. Международный валютный фонд и Всемирный банк // Проблемы эффективности и реформы системы международных многосторонних институтов. - 2014. – С. 122- 179.

[21] Бугай Н.В. Правовой статус МВФ и его сотрудничество с государствами-членами // Молодой ученый. 2016. № 9 (36). С. 250-253.

[22] Андронова И.В. Международный валютный фонд: вчера, сегодня, завтра // Вестник международных организаций. – 2013. – № 7 (6). 

[23] Мухудадаева П. Роль МВФ в развитии мировых финансов // В сборнике: Современные тенденции в экономике: новый взгляд Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Филиал ДГУ в г. Кизляре. 2016. С. 187-190.

[24] Зуев В.Н. Международные финансовые организации. Международный валютный фонд и Всемирный банк // Проблемы эффективности и реформы системы международных многосторонних институтов. - 2014. – С. 122- 179.

[25] Лашина А.С. Роль международных финансовых организаций на примере МВФ // Экономика и социум. 2017. № 1-1 (32). С. 1098-1101.

[26] Султанов М.А. Анализ влияния рекомендаций МВФ на ситуацию в развивающихся странах в период экономических кризисов // Международные отношения. - 2016. - № 8. - С. 37-42.

[27] Мухудадаева П. Роль МВФ в развитии мировых финансов // В сборнике: Современные тенденции в экономике: новый взгляд Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Филиал ДГУ в г. Кизляре. 2016. С. 187-190.

[28] Исмаилова К.К. Реформирование МВФ в современных условиях // Научный альманах. 2016. № 5-1 (19). С. 96-100.

[29] Лашина А.С. Роль международных финансовых организаций на примере МВФ // Экономика и социум. 2017. № 1-1 (32). С. 1098-1101.

[30] Султанов М.А. Анализ влияния рекомендаций МВФ на ситуацию в развивающихся странах в период экономических кризисов // Международные отношения. - 2016. - № 8. - С. 37-42.

[31] Андронова И.В. Международный валютный фонд: вчера, сегодня, завтра // Вестник международных организаций. – 2013. – № 7 (6). 

[32] Лашина А.С. Основные механизмы кредитования МВФ // Экономика и социум. 2017. № 1-1 (32). С. 1104-1107.



2019-07-03 189 Обсуждений (0)
развития отдельных развивающихся стран 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: развития отдельных развивающихся стран

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)