Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛЕКЦИЯ 6. НОРМИРОВАНИЕ ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ. ГОМЕОСТАЗ.



2019-07-03 592 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 6. НОРМИРОВАНИЕ ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ. ГОМЕОСТАЗ. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

План

1. Определение понятия нормирования негативных факторов среды.

2. Юридические основы нормирования.

3. Методы нормирования.

4. Основные показатели нормирования.

5. Принципы нормирования.

6. Гомеостаз, его значение для поддержания эндогенных нормативов

7. Константы безопасности жизнедеятельности.

 

Определение понятия нормирования негативных факторов среды

Тема сегодняшней лекции в значительной мере основана на материале предыдущей лекции – на классификации факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на человека в рамках системы «Человек – среда обитания». Изучение методов, показателей и принципов нормирования, то есть цель настоящей лекции, представляет собой сугубо практический раздел знаний по безопасности жизнедеятельности для студента, приобретающего высшее образование.

Нормирование – это определение количественных показателей факторов или раздражителей, характеризующих безопасные уровни их влияния на состояние здоровья и условия жизни людей; определение параметров, обозначающих грань перехода от нормы к альтерации, от обеспечения и сохранения безопасности жизнедеятельности до ее нарушения. «Нормирование…» – по сути, единственная тема курса, количественно определяющая данный переход.

Узнаете? Это определение полностью соответствует одной из задач курса – созданию комфортных условий жизнедеятельности человека.

 

Юридические основы нормирования

Вопросы нормирования вредных и опасных факторов среды имеют четко очерченную юридическую основу. Так, нормативы вредных и опасных альтерирующих (то есть повреждающих) факторов являются составной частью санитарного законодательства и основой санитарного надзора. Санитарное законодательство представляет собой свод законов, в которых приведены нормативы вредных и опасных факторов (веществ в воздухе, концентрации примесей в питьевой в воде, климатические параметры различных производственных помещений, детских садов, школ и т.д). Нормативы – это величины, со общепринятыми стандартизированными для каждого показателя единицами измерения. Превышение данных нормативов является опасным или вредным для человека и окружающей среды в целом фактором. Санитарный надзор представлен в двух ипостасях: предупредительный санитарный надзор и текущий санитарный надзор. Предупредительный санитарный доводит до сведения предприятия, их администраторов, частных лиц: сами нормативы и необходимость их соблюдения, то есть предупреждает (что вытекает из названия). Текущий санитарный надзор следит за соблюдением нормативов и предпринимает меры в соответствии с законодательством по отношении к тем предприятиям и частным лицам, которые отклонились от соблюдения нормативов.

Методы нормирования

При обосновании нормативов специалисты различных областей знаний использовали различные научные приемы или методы нормирования.

Методы нормирования делятся на две группы: методы первой группы выявляют начальные признаки пагубного влияния факторов на организм, а методы второй группы изучают отдаленные их эффекты (это, в большинстве своем, - медицинские методы).

К первой группе методов относятся:

1) физиологический метод, выясняющий причины и механизмы действия негативных факторов на организм человека на клеточном, тканевом, органном, системном и популяционном уровнях;

2) биохимический метод, определяющий в крови, других биологических жидкостях и тканях молекулярные особенности течения химических реакций, лежащих в основе процессов безопасной жизнедеятельности. Очень важно правильно интерпретировать биохимический анализ, не заниматься ятрогенией, гипердиагностикой (чем грешит вся современная медицина), а внимательно и обобщенно подходить к разработке того или иного норматива, подразумевая всю молекулярно-организменную вертикаль;

3) математический метод помогает произвести расчет, что для разработки норматива крайне необходимо. Именно благодаря математическому анализу, опираясь на количественный расчет, область знаний «Безопасность жизнедеятельности» имеет шанс приблизиться к рангу науки;

4) токсикологический метод рассчитывает степень ядовитости (токсичности) того или иного вещества в зависимости от массы тела человека и других переменных факторов. Об этом методе мы поговорим подробнее на сегодняшней лекции, но несколько позже;

5) группа методов комплексного учета нескольких вредных факторов интегрирует вышеперечисленные, а также применяет целый ряд дополнительных приемов.

Ко второй группе методов относятся:

1) онкогенные методы, изучающие последствия влияния альтерирующих факторов (например, канцерогенных веществ), провоцирующих патологический тканевой рост, то есть рак и другие опухолевые процессы;

2) мутагенные методы, применяемые в исследованиях влияния факторов, вызывающих мутации, например, действия ионизирующей радиации;

3) аллергенные методы направлены на выявление последствий влияния чужеродных организму белков – аллергенов;

4) тератогенные методы. С их помощью исследуются последствия воздействия на организм тератогенов – веществ, вызывающих врожденные уродства (талидамид, алкоголь, психоактивные вещества и др.);

5) психогенные методы выявляют последствия нервно-психических стрессов, сопровождающихся срывов процессов высшей нервной деятельности. Зачастую нервно-психическими расстройствами сопровождается другое альтерирующее воздействие, иногда психогенный фактор преобладает либо фигурирует отдельно.

При помощи таких методов разработаны нормативы негативных факторов среды.



2019-07-03 592 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 6. НОРМИРОВАНИЕ ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ. ГОМЕОСТАЗ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛЕКЦИЯ 6. НОРМИРОВАНИЕ ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ. ГОМЕОСТАЗ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (592)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)