Классификация факторов в системе «Человек – среда» по степени и характеру действия на организм
По степени и характеру действия на организм факторы окружающей и внутренней среды делятся на: индифферентные (безразличные, не оказывающие влияния, то есть по силе подпороговые), опасные и вредные. Последние две группы факторов явно относятся к негативным (плохим) или пессимальным (наихудшим). При всей схожести понятий, они имеют различия, кстати, весьма не убедительно обозначенные в учебной литературе по предмету. Опасными считаются факторы, которые при определенных условиях могут вызвать нарушения, вплоть до серьезных и даже гибельных. Опасно ходить без противогаза (но не вредно). Если же загазованность воздуха резко измениться в случае газовой атаки, то потенциальная опасность хождения без противогаза станет понятной. Опасной (но не вредной) является тяжелая плита, плохо закрепленная на крыше высотного дома. Ее вред – потенциален, он - в будущем, например, при порыве ветра или подземном толчке. Вредными же являются факторы, которые уже вредят: выхлопные газы на проезжей части вредны для пешехода и велосипедиста, вредно проживать в районах с загрязненной воздушной средой вблизи промышленных химических объектов, вредно курить, вредно плотно ужинать, вредно испытывать глубинные агрессивные эмоции и.т.д. Одним словом, вредные факторы вызывают часто постепенный переход из состояния здоровья в состояние болезни, провоцируя серьезные сдвиги в организме вплоть до гибели. Классификация факторов в системе «Человек – среда» по соответствию природе живой ткани По соответствию природе живой ткани факторы бывают адекватными и неадекватными. Адекватными являются раздражители, соответствующие природе живой ткани. Например, свет адекватен для глаза, зрительный образ – для глаза, звук – для уха. Зато удар в глаз весьма неадекватен для органа зрения, хотя и может вызвать зрительный образ в виде искр. Значит, неадекватный раздражитель – это фактор, не соответствующий природе живой ткани. Часто адекватность фактора определяет сила его воздействия. Так, электрический ток, в принципе, адекватен организму человека, ибо существует животное электричество, заложенное в каждой нашей нервной клетке. Поэтому действие токов может даже иметь лечебное воздействие. Но если сотрудник кабинета физиотерапевта неверно повернет рукоятку-дозатор, то мы рискуем получить электротравму. Адекватен ли мощный повреждающий удар электрическим током. Формально – да. Но фактически он является негативным, пессимальным и опасным. Относительность же его влияния видна в реанимации, когда случается, что электрошок возвращает умирающего к жизни.
Классификация факторов в системе «Человек – среда» по характеру возникновения По характеру возникновения различают естественные (природные) и искусственные (антропогенные) факторы. Их примеры и подробная характеристика приведены в любом учебнике по безопасности жизнедеятельности (для студентов вузов), поэтому данный пункт сегодняшней темы Вы изучите самостоятельно, тем более что мы обращались к нему на вводной лекции и на первых семинарах по предмету. Научитесь классифицировать один и тот же фактор (на конкретном примере) по всем семи изученным признакам. О вреде и пользе классификаций В заключении подчеркнем, что любая классификация составлена людьми, поэтому является с одной стороны, объективной, а с другой – условной. Но классификация понятий помогает систематизировать знания, с тем, чтобы потом фундаментально и практически использовать, изучать их. Вот и мы будем активно применять изученные сегодня классификации, учитывая их вспомогательную природу, для изучения следующей (довольно сложно) темы «Нормирование вредных и опасных факторов». А для тех, кто будет всерьез заниматься научными исследованиями в дальнейшем, мой призыв – никогда не замыкайтесь и не останавливайтесь на классификациях, а лишь с их помощью двигайтесь вперед!
Вопросы для самоконтроля Многообразие факторов системы «Человек – среда обитания». 2. Функциональная основа восприятия человеком факторов окружающей среды: раздражение, возбуждение, покой, торможение. 3. Что такое раздражитель? 4. Почему возникла необходимость в классификации раздражителей? 5. Классификация факторов в системе «Человек – среда» по их модальности. 6. Классификация факторов в системе «Человек – среда» по месту возникновения. 7. Классификация факторов в системе «Человек – среда» по силе. 8. Классификация факторов в системе «Человек – среда» по отношению к живой ткани. 9. Классификация факторов в системе «Человек – среда» по степени и характеру действия на организм. 10. Классификация факторов в системе «Человек – среда» по соответствию природе живой ткани. 11. Классификация факторов в системе «Человек – среда» по характеру возникновения. 12. Для чего нужны классификации? 13. Приведите пример любого фактора в системе «Человек – среда» и проклассифицируйте его всеми известными Вам способами? 14. Как Вы думаете, почему один и тот же фактор может быть проклассифицирован по-разному?
Литература 1. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Л.А. Муравья. 2-е изд., перераб. и доп., М. – ЮНИТИ, 2002. – 431 с. 2. Водолажский Г.И. К вопросу о психофизиологии безопасности жизнедеятельности //Сб. научн. тр. по мат-лам межрег. научно-практ. конф., посв. 55-летию ФФК СГУ. – Ставрополь, 2002. 3. Гражданская оборона: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности 03.04 «Допризывная и физическая подготовка» Ю. В. Боровский, Г. Н. Жаворонков, Н. Д. Сердюков, Е. П. Шубин; Под редакцией Е. П. Шубина. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с. 4. Гринин А.С., Новиков В.Н. Безопасность жизнедеятельности / Уч. пос., М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 288 с. 5. Покровский В.М., Коротько Г.Ф., Г.Ф., Авдеев С.Н., Айсанов З.Р., Водолажская М.Г. и др. Физиология человека / Под ред. .М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с. 6. Филанковский В.В., Федоренко В.Н. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Защита населения и территорий в ЧС. Защита населения в ЧС: Гражданская оборона на объектах экономики и основы защиты населения в ЧС. //под общей редакцией В.Н.Федоренко// Ставрополь:СГУ, 2002. 142 с. 7. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности / Уч. пос. для студентов вузов, Р-н-Д: «Феникс», 2001. – 352 с. 8. Шойгу С. К., Воробьёв Ю. Л., Владимиров В. А. Катастрофы и государство. – М.: Энергоатомиздат, 1997. – 160 с.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (581)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |