Система мер по обеспечению безопасности работающих
Меры по обеспечению безопасности работающих условно можно разделить на три группы: меры по устранению производственных вредностей и опасностей и выводу работников из зоны их действия; меры защиты работника от производственных вредностей и опасностей, включая меры по нейтрализации их воздействия; меры по обучению работников безопасным приемам и методам ведения работ (инструктаж). К первой группе мер можно отнести: совершенствование технологических процессов, способствующих возникновению вредных и опасных факторов; внедрение нового и модернизация действующего оборудования; механизация и автоматизация процессов, связанных с хранением и перемещением, заполнением, опорожнением сосудов с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями; устройство и реконструкция санитарно-гигиенического оборудования, обеспечивающего нормальный микроклимат и чистоту воздушной среды; замена сырья и материалов, использование которых сопровождается появлением вредностей, безвредными предметами труда; рациональная планировка рабочих мест, размещение производственного оборудования; внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами и др. Ко второй группе мер относят средства индивидуальной и коллективной защиты, которые направлены на предотвращение или уменьшение воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов. К индивидуальным средствам защиты относятся спецодежда и спецобувь, защитные приспособления, защитные мази и пасты. К спецодежде – куртки, брюки, комбинезоны, рубашки, в некоторых производствах – нательное белье, теплые костюмы, рукавицы, шапки, сапоги и др. Все это должно защитить рабочего от неблагоприятных воздействий внешней производственной среды. Защита глаз осуществляется в основном с помощью очков различного типа. Для защиты органов дыхания используют респираторы, противогазы, шланговые и кислородные приборы. Для защиты органов слуха используют противошумные наушники, шлемы и каски, ушные вкладыши. Открытые места кожи защищают с помощью специальных мазей и паст. Коллективные средства защиты подразделяют на три группы: изолирующие работников от источников производственных вредностей; снижающие уровень вредностей; предохраняющие работников от производственных опасностей. К изолирующим средствам относят тепловые и водяные завесы, разнообразные экраны, звукопоглощающие перегородки, ширмы для защиты от электросварки и т. п. К средствам, снижающим уровень вредностей, относят увлажнители воздуха, пылеулавливатели, отсосы, поглотители паров, вентиляционные устройства, кондиционеры, ионизаторы и др. Защитные устройства, предохраняющие работников от производственных опасностей, бывают следующих видов: оградительные, блокировочные, предохранительные, тормозные, специальные, устройства автоматического контроля и световой или звуковой сигнализации. Кроме названных средств защиты используют и другие меры по снижению и нейтрализации воздействия вредных и опасных факторов. К ним относятся лечебно-профилактические меры (выдача спецжиров, молока, питания повышенной калорийности, витаминизированных напитков, пребывание в профилактории, санаторно-курортное лечение). Сюда же можно отнести применение специальных режимов труда и отдыха, устройство мест и помещений для внутрисменного отдыха, психологической разгрузки, мест для обогрева, укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работе на открытом воздухе. К третьей группе мер относится инструктаж. Согласно ГОСТ 12.0.004-90 предусмотрено проведение пяти видов инструктажа. Вводный инструктаж проводится при поступлении на работу и включает общие сведения о правилах поведения и основных мерах безопасности на территории предприятия и в производственных помещениях, мерах электробезопасности, производственной санитарии и пожарной профилактики. Первичный инструктаж проводится при допуске к самостоятельной работе на конкретном рабочем месте с показом приемов и методов безопасного труда. После начала самостоятельной работы все работники не реже чем раз в полгода проходят повторный инструктаж (при работах повышенной опасности – раз в квартал). Текущий (целевой) инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, перед началом работ повышенной сложности и опасности с обязательным оформлением наряда-допуска, разрешения и других документов. Внеплановый инструктаж проводят в следующих случаях: при введении в действие новых или изменении нормативных актов по охране труда; изменениях в технологическом процессе, замене или изменении средств и предметов труда; при нарушении работниками требований безопасности, несчастном случае на производстве; по требованию органов государственного контроля и надзора; при длительных перерывах в работе (более 60 дней, а для работ с повышенными требованиями к безопасности — более 30 дней). Обучение работающих безопасности труда ведется при профессиональной подготовке независимо от ее формы (институт, колледж, на производстве), в рамках системы инструктажей и при повышении квалификации. Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте правовое и нормативное обеспечение охраны труда по стране и на предприятиях. 2. Назовите основные виды экономического ущерба и методы его определения. 3. Какова методика определения затрат ущерба и расчета экономического эффекта? 4. Какие меры защиты, применяются на производстве? 5. Охарактеризуйте виды инструктажа, проводимые на производстве. Литература 8. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. – М.: Медицина, 2002. – 576 с. 9. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса: Руководство. – М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 1999. – 192 с. 10. Концепция национальной безопасности РФ. Указ Президиума РФ от 10. 01. 2000 г.;№ 27. М.: Пресс-служба Совета Федерации, 2000. 40 с. 11. Маньков В.Д Безопасность общества и человека в современном мире: Уч. Пособие. – СПб.: Политехника, 2005. – 551 с.: ил. 12. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для суд. высш. учеб. заведений /Занько Н.Г., Ретнев В.М. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 2-е изд., стер. – 288 с. 13. Окружающая среда и здоровье: подход к оценке риска. А.П. Щербо, А.В. Киселев, К.В. Некриенко и др. – СПб.: СПб МАПО, 2002.- 376 с. 14. Ярочкин В.И. Информационная безопасность. М.: Академический проект, 2004. – 640 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………...………………………… 3
РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 4 Лекция 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. 4 Лекция 2. Система «человек – среда обитания»: понятие, структура, характеристика ее элементов. Условия совместимости человека и среды обитания. 13
РАЗДЕЛ II. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК – СРЕДА ОБИТАНИЯ». 26 Лекция 3. Эргономические и физиологические основы безопасности жизнедеятельности. 26 Лекция 4. Режим труда и отдыха. 35 Лекция 5. Классификация факторов в системе «человек – среда обитания». .45 Лекция 6. Нормирование вредных и опасных факторов. Гомеостаз. 56
РАЗДЕЛ III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ СТРАНЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.. 66 Лекция 7. Система защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. 66 Лекция 8. Чрезвычайные ситуации бесконфликтного. и конфликтного типа. 81 Лекция 9. Прогнозирование и оценка обстановки в чрезвычайных ситуациях 100 Лекция 10. Основы устойчивости и функционирования объекта (учреждения) в чрезвычайных ситуация. 111 Лекция 11. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. 122 Лекция 12. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. 130
РАЗДЕЛ iv. МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 144 Лекция 13. Понятие о травмах, травматическом шоке, их опасностях для пострадавшего. 144 Лекция 14. Первая медицинская помощь при ожогах, отморожениях, электротравмах и других несчастных случаях. 156 Лекция 15. Неотложная помощь при острых отравлениях. 168 Лекция 16. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. 180
РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БЕЗОПАСНОСТЬ В ОТРАСЛИ.. 196 Лекция 17. Управление безопасностью жизнедеятельности в России. 196 Лекция 18. Безопасность жизнедеятельности в отрасли. 204
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |