Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность социализации и ее стадии. Факторы социализации.



2019-07-03 1543 Обсуждений (0)
Сущность социализации и ее стадии. Факторы социализации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие о социализации как процессе полной интеграции лич­ности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направ­лении американской социологии. В тра­дициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к услови­ям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психи­ческой адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макро­группам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации лично­стью своих потенций и творческих способностей, как процесс пре­одоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазви­тию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт само­воспитания.

Эти два подхода в определенной степени разделяются и отечественными социологами, психологами и педагогами. Хотя при­оритет чаще отдается первому.

Наблюдения показывают, что названные подходы имеют мес­то и в педагогической практике, когда абсолютизируется роль одного из факторов: либо социальной среды, либо самовоспита­ния. Такая абсолютизация объясняется тем, что многими иссле­дователями и практиками не осознан двусторонний характер со­циализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, со­хранения своих социальных структур стремится сформировать со­циальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, эт­нические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведе­ния. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, лич­ность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в соци­альную среду, систему существующих социальных связей. Тен­денция социальной типизации личности и позволяет рассматри­вать социализацию как процесс адаптации и интеграции челове­ка в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдель­ным группам.

Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в тече­ние всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без прора­ботки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

В отечественной науке при определении стадий (этапов) соци­ализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

· дотрудовая, включающая весь период жизни человека до нача­ла трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяет­ся на два более или менее самостоятельных периода: ранняя со­циализация, охватывающая время от рождения ребенка до по­ступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

· трудовая — охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;

· послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

Отмечая, что социализация — процесс непрерывный, для­щийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важ­ность для становления личности трудовой стадии, когда закла­дываются основные базисные ценности, формируются самосо­знание, ценностные ориентации и социальные установки лич­ности (Сластенин В.А. «Педагогика»).

В процессе социализации личность примеривает на себя и вы­полняет различные роли, которые называются социальными. Че­рез роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых ролей можно полу­чить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социа­лизации свидетельствует способность человека входить в различ­ные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

Факторы социализации - такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации.

В. Мудрик выделил основные факторы социализации:

- макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

мезофакторы (мезо - "средний, промежуточный") - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

микрофакторы - к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др.

В раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья.

В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников.

В зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности.

 



2019-07-03 1543 Обсуждений (0)
Сущность социализации и ее стадии. Факторы социализации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность социализации и ее стадии. Факторы социализации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1543)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)