Личности в собственном развитии и самовоспитании.
Человек как часть природы, как высшее звено эволюции наделен естественными жизненными силами. Однако главное в человеке – это его личность. Педагогика изучает и выявляет закономерности наиболее эффективного развития личности ребенка в специально организованных условиях. Личность есть неповторимая комбинация взятых в единстве антропологических и социально-психологических характеристик человека. Личность соединяет в себе соматическую структуру, тип нервной деятельности, познавательные, эмоциональные и волевые процессы, потребности и направленность, проявляющиеся в переживаниях, суждениях и поступках. Если целью педагогики является, согласно классической формуле К.Д. Ушинского, воспитание человека во всех отношениях, то для этого необходимо изучить человека во всех отношениях. Чтобы правильно воспитывать, нужно знать, как развивается ребенок, как формируется его личность. Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны, дополняют друг друга. Под развитием личности понимается качественное изменение ее свойств, переход от одного качественного состояния к другому. Можно сказать, что развитие – это реализация внутренних присущих задатков, свойств человека. Выше говорилось о том, что воспитание есть процесс целенаправленного формирования личности. В свою очередь формирование личности – это процесс становления человека под воздействием тех общественных отношений, в которые он вступает; овладение человеком системой знаний, представлений о мире, трудовыми навыками. В ходе формирования личности происходит воздействие совокупности факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних. Как видим, хотя воспитание и занимается формированием личности, но формирование личности может происходить и помимо воспитательного процесса. Воспитание не может устранить или отменить действие многих факторов становления личности, которые вообще не зависят от людей. Тогда возникает вопрос: может ли воспитатель воздействовать на процесс формирования личности? Ответ может быть двояким. Либо надо отыскать такие средства воспитания, которые могли бы быть в руках воспитателя и которые были бы способны преодолевать действие других факторов, не зависящих от воспитателя. Либо надо отыскать такие средства, с помощью которых воспитатель мог бы воздействовать на факторы формирования личности, овладеть законами, по которым действуют эти факторы, и таким образом направлять их действие в желательном направлении. Первый путь по существу не подтверждается практикой. Многие теоретики долго и упорно искали такие средства, которые могли бы отменить действие законов формирования человека. Остается второй и единственный путь – познать законы действия решающих факторов формирования человеческой личности, научиться управлять теми из них, которые зависят от воли и сознания человека, и учитывать те, которые не зависят от воли и сознания людей, действуют стихийно. Под факторами понимаются те противоречия, которые становятся движущей силой развития человека. Примером может служить противоречие между поведением, которое свойственно ребенку, и теми нормами морали общества, которыми он должен овладеть. Одним из средств разрешения этого противоречия становятся определенные методы воздействия на сознание, чувства и волю ребенка. Воспитание становится фактором формирования планируемых качеств личности. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные влияния среды. Там, где есть воспитание, ослабляются отрицательные влияния среды (распущенность, пьянство родителей, грубость педагогов, агрессивность сверстников и т.п.), у детей формируется нравственная стойкость против неблагоприятных воздействий среды. Там, где есть воспитание, достигаются единство и согласованность всех, осуществляющих воздействие на учащихся (школа, семья, внешкольные учреждения, общественность). Там, где есть воспитание, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию. С возникновением этого нового субъективного фактора ребенок становится соучастником воспитания и развития себя как личности. Воспитание «проектирует» личность, преднамеренно и планомерно поднимает ее на новую ступень, движет ее в заданном направлении. Воспитание ориентируется не только на уже достигнутый уровень развития, но и на те особенности, процессы, свойства личности, которые находятся в стадии становления, если воспитание приурочивается к зонам ближайшего развития (Л.С. Выготский). Развитие личности идет через собственную деятельность ребенка по освоению окружающей действительности. Поэтому воспитание предполагает организацию жизни и деятельности детей. В процессе игровой, учебно-познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, технической и других видов деятельности по мере постоянного/их обогащения и преобразования на основе общения с людьми ребенок совершает переход от подражания, от действий по образцу, как самых простых проявлений активности, к самостоятельным способам деятельности, к творческой активности, к самовоспитанию. Процесс развития личности очень сложен. Он требует подготовленности учителей, благоприятной внешней среды. При этом человек не может быть пассивным объектом воспитательных воздействий и среды. В педагогике большое значение придается активности самой личности, ее творческой, преобразующей деятельности. В зависимости от того, какова активность и внутренняя позиция личности, по отношению к среде и воспитательным воздействиям, ее формирование может идти в различных направлениях. При негативном восприятии воспитательных воздействий развитие будет проходить противоположно тому, на которое ориентирует воспитатель. Все воздействия и влияния, которые отражаются на развитии личности, делятся на 2 группы: внешние (среда, воспитание) и внутренние (природные склонности, чувства). Развитие и формирование личности – результат взаимодействия этих факторов. Следует учитывать, что без активности и интереса, даже с хорошей наследственностью, должного развития происходить не будет, поскольку отсутствует мотив к деятельности. Развитие зависит от установки личности на достижение определенных целей. Активность и стремление человека в достижении цели приобретает характер саморазвития. Л.Н.Толстой сравнивал развитие человека с ростом плодового дерева, которому необходим уход и культивация. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса, от создания условий для самореализации личности, выявления и развития ее творческих возможностей. Изучая развитие человека, ученые – исследователи установили закономерности его развития. Закономерности развития личности: 1. развитие личности имеет наследственный характер; 2. развитие происходит под влиянием среды; 3. непрерывность развития и интеграция психики (по мере развития психика приобретает целостность, перерастание психических состояний в черты характера при частом их повторении). 4. развитие личности происходит в деятельности.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |