Преодоление этих недостатков требует разработки гуманистической концепции воспитания.
Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие Закономерности и принципы. 1. Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях[53]. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания. Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. В этом случае, с одной стороны, учитываются движущие силы развития личности, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общеcтвенной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию. Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления — подавление дикой резвости ребенка, "которая кидает его из стороны в сторону"; управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения. Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.-Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику. Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 20-х гг. ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления. Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания. Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира. Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов. Преодоление этих недостатков требует разработки гуманистической концепции воспитания. Что может быть реально противопоставлено этим негативным тенденциям? Какие цели выбирать: благородные, но нелегкие, или сомнительные, но зато легко достижимые? Как сохранить идеалы в наше непростое время? От того, как решит эти вопросы сам педагог, зависит его способность воспитать ребенка. Поэтому воспитание других надо начинать с воспитания самого себя, с выработки своей системы ценностей. 2. Гуманистическое воспитание (концепция) разрабатывалась на протяжении многих веков. В результате была сформирована цель – гармоничное развитие личности. Данная цель предполагает гуманные (человечные) отношения между участниками педагогического процесса. Специфика цели гуманистического воспитания – создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом. Такое понимание цели позволят осмыслить человека как уникальное явление, признать его субъективность, развитие которой и есть цель жизни. Из цели гуманистического воспитания вытекают задачи: - философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности; приобщение личности к системе культурных ценностей; - культивирование норм гуманистической морали (человечность, доброта, милосердие, сочувствие, взаимоуважение, веротерпимость и т.д.); - развитие способности к адекватным оценкам и самооценкам, саморегуляции поведения и деятельности; - воспитание патриотизма, законопослушности; - воспитание отношения и труду как фактору создающему материальный и духовный потенциал страны, которые являются условиями личностного роста; - развитие представлений о здоровом образе жизни и т.д.
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах. Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом. 3. Понимание воспитания как целенаправленного процесса, направленного на достижение определенных целей, становится основой для понимания концепции в воспитании. Термин концепции обозначает совокупность взаимосвязанных взглядов на те или иные процессы, феномены; способ интерпретации явлений, событий, основополагающую идею, общий замысел определенной теории. оответственно, полноценная концепция воспитания должна содержать фиксировать понимание роли и целей воспитания на конкретном этапе исторического развития общества, его содержание, цели и задачи, сущность движущей силы и основных механизмов, внутренние и внешние факторы, обеспечивающие успешность достижения поставленных целей, подходы к конструированию модели воспитания. Типы современных концепций в воспитанию. После распада СССР, а, соответственно, и авторитарной советской концепции воспитания, Россия столкнулась с необходимостью разработки и внедрения в практическую деятельность новой общей концепции воспитания, формирования единого воспитательного пространства российского общества.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |