Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


З. Виды средств обучения и их характеристика .



2019-07-03 243 Обсуждений (0)
З. Виды средств обучения и их характеристика . 0.00 из 5.00 0 оценок




I.Вербальные средства обучения: Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя. Главный инструмент общения, передача знаний. 2.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.

К визуальным средствам относятся : Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции). Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия. Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы. При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем)

К проведению демонстраций предъявляют следующие требования : Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.

З.Технические средства обучения : ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).

9.  

ДОУ Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения. Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре. При проведении непосредственно образовательной деятельностивыделяется три основные части. Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка. Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка. Требования к организации непосредственно образовательной деятельности Гигиенические требования: · непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении; · ­воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, · ­не допускать переутомления детей на занятиях. · предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия. Дидактические требования · ­точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности; · ­творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве; · ­определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей; · ­выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД; · ­обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия; · использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал. · ­систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков. Организационные требования · иметь в наличие продуманный план проведения НОД; · четко определить цель и дидактические задачи НОД; · грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ; · поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД. · не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения. · НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям; · НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности); · организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия. В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста. Классификация занятий в ДОУ (по С.А. Козловой) Дидактическая задача 1. Занятия усвоения новых знаний, умений; 2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений; 3. Занятия творческого применения знаний и умений; 4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач. Содержание знаний (раздел обучения) 1. Классические занятия по разделам обучения; 2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).
Школа В связи с этими признаками выделяют: индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, школьные и внешкольные, классные и внеклассные. Эта классификация позволяет упорядочить формы обучения, не являясь строго научной. Выделяется еще одна классификация, в основу которой положены признаки: 1. количество обучаемых 2. соотношение индивидуальных и коллективных видов работы 3. степень самостоятельности и специфика пед. руководства. В связи с этими признаками выделяют: индивидуальное обучение, классно-урочная система, лекционно-семинарская система. Классно-урочная система характеризуется следующими признаками: 1. постоянный состав группы (классов), объединяющих приблизительно одного уровня подготовленности и возраста учащихся 2. наличие учебных планов и программ, регламентирующих содержание образования в каждом классе 3. строго определенное расписание занятий 4. сочетание индивидуальных и коллективных форм работы 5. ведущая роль учителя 6. систематическая проверка и оценка домашних заданий 7. основная единица занятий (урок) посвящена изучению одной темы В последствие теория урока дорабатывалась в трудах таких известных ученых педагогов, как Ушинский (организационное строение уроков, типология уроков), Дистервег (принципы и правила обучения). Таким образом, классно-урочной системе более 420 лет. И на протяжении всего этого времени урок модифицировался по двум направлениям: 1) по количеству обучаемых, 2) по аспектам управления. Лекционно-семинарская система зародилась с возникновением первых университетов (10-11 века), но с тех пор не претерпела никаких изменений. В рамках лекционно-семинарской системы выделяются занятия, направленные на теоретическую подготовку студентов (лекции, семинары) и формы обучения, направленные на практическую подготовку – практикумы, курсовые и дипломные работы. Лекционно-семинарская система сопровождается зачетами и экзаменами. Выделяются требования в современной лекции: 1. гуманистическая направленность материала 2. научность и информативность 3. доказательность и аргументированность изложения 4. образность примеров, фактов 5. эмоциональное изложение материала 6. необходимость активизировать мыследеят-ть слушателей 7. методическая обработка материала 8. использование технических средств обучения и различных дидактических материалов Лекция бывает разных видов: вводная, обзорно-повторительная в конце курса или темы, обзорная систематика большого материала, информационная (ежедневная). Урок является основной формой обучения в средней школе. Урок – форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную или другую виды деят-ти обучаемых с учетом их особенностей, используя методы, средства и формы работы, необходимые для того, чтобы все ученики овладели изучаемым материалом. Наиболее употребляемой типологией урока является классификация по дидактической цели (автор Есипов): 1. Урок владения новыми знаниями 2. Урок закрепляемого материала 3. Урок повторения 4. Урок систематизации и обобщения нового материала 5. Урок оценки и проверки 6. Комбинированный урок, направленный на решение нескольких дидактических задач. Структуру типичного комбинированного урока составляет: 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания 3. Опрос по пройденному материалу 4. Изучение нового материала 5. Закрепление нового материала 6. Домашнее задание. На уроке обязательно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Учитель руководит самостоятельной работой учащихся. Формы организации обучения сопровождаются соответственными формами контроля – контрольные работы, зачеты, экзамены.
ВУЗ Лекция — традиционно ведущая форма обучения в вузе. Ее основная дидактическая цель—формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, проблемы, логику, дает цельное представление о предмете, показывая его место в системе наук и связь с родственными дисциплинами, возбуждает интерес к предмету, развивает профессиональные интересы, в значительной мере определяет содержание других видов занятий. огико-педагогический план лекции содержит три основных этапа [30]: 1. Вводная часть. Формулирование цели и задачи лекции. Краткая характеристика проблемы. Показ состояния вопроса. Список литературы. Иногда установление связи с предыдущим (небольшое вступление). 2. Изложение. Доказательства. Анализ, освещение событий. Разбор фактов. Демонстрация опыта. Характеристика различных точек зрения. Определение своей позиции. Формулирование частных выводов. Показ связей с практикой. Достоинства и недостатки принципов, методов, объектов рассмотрения. Область применения. 3. Заключение. Формулирование основного вывода. Установка для самостоятельной работы. Методические советы. Ответы на вопросы. Успех подачи материала во многом зависит от знания лектором правил формальной логики и их умелого применения Очень многое на лекции зависит от эффективности педагогического общения. Известный психолог А. А. Леонтьев определил следующие условия, при которых достигается полноценное лекционное общение: быстрая и верная ориентировка в обстановке выступления; правильное планирование содержания лекции; нахождение точных средств, позволяющих без потерь донести содержание материала до слушателей; обеспечение четкого контакта со слушателями. Контакт преподавателя со студентами бывает логический, психологический и нравственный. Логический контакт —- это контакт мысли преподавателя и студентов. Психологический контакт заключается в сосредоточенности внимания студентов, в восприятии и понимании ими излагаемого материала, а также во внутренней мыслительной и эмоциональной активности в ответ на действия преподавателя и поступающую от него информацию. Нравственный контакт обеспечивает содружество преподавателя и студентов. При отсутствии этого контакта, например в условиях конфликта, познавательный процесс либо затруднен, либо вовсе невозможен. Семинарское занятие. Это действенная форма развития продуктивного мышления студентов в ходе обсуждения рассматриваемых проблем, вовлечения их в коллективную познавательную деятельность. Семинарское занятие дает студенту возможность овладеть умениями точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, вести дискуссию, диалог, оппонировать. Его можно проводить в виде развернутой беседы по плану, заранее сообщенному студентам, или небольших докладов студентов с последующим их обсуждением. Метод докладов предполагает обмен мнениями по ним и дискуссию по выдвинутым спорным положениям. Или занятия проводятся как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов с коллективным поиском ответов на них. Практическое занятие. Это своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода учебно-практических познавательных задач Практическое занятие охватывает, как правило, наиболее важные, значимые разделы курса, предусматривающие формирование навыков и умений приложения теории к практике, решения профессиональных задач, и состоит из введения, собственно практической части и заключения. Критериями подготовленности студентов к практическим занятиям традиционно считают следующие: знание соответствующей литературы, владение методами исследования, выделение сущности явления в изучаемом материале, умение делать логические построения, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами. Семинарские занятия. Это один из основных видов практических занятий, на котором преподаватель организует обсуждение студентами вопросов по темам, существующим рабочей учебной программой Особенностью семинара является активное участие студентов в выяснении проблем, предложенных к рассмотрению Семинарские занятия способствуют глубокому усвоению студентами теоретических проблем, овладению научным аппаратом, формированию у них навыков ораторского искусства, умение аргументировать свои суждения, вест ты научную полемику, защищать и отстаивать свое мнение, несмотря на мнение другого человека, учат толерантности. Подготовка к семинарского занятия предусматривает такие действия: - обработка нескольких источников; - выписывание основных положений со ссылками на источники; - группировка материала по вопросами отдельных листах или карточках, руководствуясь содержанием предыдущей лекции; - углубление и расширение имеющихся знаний; - дополнении и исправлении записей, фиксирования вопросов, возникающих; - обдумывания плана ответы на вопросы (подбор соответствующих фактов, цитат и аргументов); - ознакомление с рецензиями на литературу, которую изучают; - концентрация внимания на главном; - консультирование у преподавателя Лабораторное занятие (лабораторная работа). Этот вид занятий достаточно распространен в высших учебных заведениях . Лабораторное (лат labor-труд) занятия - вид практических занятий в высшей школе, проводимой по заданию преподавателя с применением учебных приборов, инструментов, материалов, установок, измерительного ьних приборов, компьютеров и других технических средствев. Оно характеризуется высокой степенью самостоятельности студентов в процессе выполнения задач. Содержание лабораторного занятия непосредственно связан с различными видами учебного эксперимента - демонстраций ийнимы опытами преподавателя, домашними экспериментальными заданиями, развязыванием экспериментальных задач тощо. Лабораторные работы по различным дисциплинам имеют определенные особенности, которые могут быть учтены лишь при разработке методик преподавания соответствующих дисциплин и методик руководства лабораторными занятием. Консультация ей принадлежит особое место в структуре учебного процесса в высшей школе.



2019-07-03 243 Обсуждений (0)
З. Виды средств обучения и их характеристика . 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: З. Виды средств обучения и их характеристика .

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)