К группе словесных методов относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция. Здесь деятельность учителя выражается в виде слова, а деятельность учащихся – преимущественно в виде слушания, осмысления, устных и письменных ответов.
Рассказ. Для рассказа характерно наличие трех составных элементов: завязка, кульминация и развязка. Этот вид словесных методов достаточно часто применяется в школе на уроках биологии: при изучении биографий ученых, при знакомстве учащихся с историей открытий в области биологии и т.д.
Однако словесная форма изложения, как правило, быстро утомляет учащихся, особенно младших классов. Ученики 5-7 классов могут внимательно слушать, воспринимать и запоминать рассказ не более 10-25 мин. В связи с этим учителю важно продумать содержание и форму изложения, интонацию, риторические приемы, жесты.
В пределах рассказа могут использоваться различные его разновидности: сюжетный, иллюстративный и информационный. Сюжетный рассказ имеет определенную сюжетную линию (например, рассказ о признании эволюционной теории). Иллюстративным рассказом является повествование, раскрывающее особенности биологический объектов и явлений (например, об опытах с мышами по выработке условных рефлексов). Информационный рассказ обычно применяется для изложения конкретных фактов (например, размеров тела или органов, окраски, для ознакомления с образом жизни).
Беседа. Этот вид словесного метода предполагает вопросно-ответную форму обсуждения учебного содержания, при которой происходит обмен мнениями. Участниками беседы является учитель и ученики. Целенаправленность беседы определяется конкретным вопросом, который необходимо раскрыть, привлекая знания учащихся. Заканчивается беседа определенным выводом и обобщением.
2.
Наглядные методы
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на три группы:
- метод иллюстраций,- метод демонстраций,- видеометод.
В начальных классах применяется наглядность:
- естественная,
- рисунковая,
- объемная,
- звуковая,
- графическая.
Демонстрация служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются.
Демонстрация начинается с целостного восприятия. По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда осуществляется активный познавательный процесс - дети сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные действия, устанавливают зависимости.
Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:
- все ученики хорошо видели демонстрируемый объект;
- могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;
- нужные стороны объекта производили на учеников наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания.
Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.
В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств.
Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Эффективность иллюстрации зависит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Опыт показывает, что большое число иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений; Иллюстрации готовят заранее, но показывают только в тот момент, когда они оказываются необходимыми по ходу обучения.
В современной начальной школе для обеспечения качественной иллюстрации широко используются экранные технические средства.
Видеометод рассматривается в качестве отдельного метода обучения ввиду интенсивного проникновения в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации:
- видеоскопов,
- проекторов,
- киноаппаратов,
- учебного телевидения,
- видеопроигрывателей и видеомагнитофонов,
- а также компьютеров с дисплейным отражением информации.
Видеометод успешно выполняет все дидактические функции: служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.
3.
Практический метод
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки.
К практическим методам относятся:
- упражнения,- лабораторные и практические работы,- дидактические игры.
Упражнения — многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.
Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.
Дидактика формулирует ряд общих правил проведения упражнений:
- доведение до сознания учащихся цели и порядка выполнения упражнения;
- разнообразие упражнений;
- систематичность проведения упражнений;
- после объяснения нового материала упражнения даются чаще;
- постепенное нарастание трудности упражнений.
Сразу после изучения нового материала учитель дает типичные упражнения, в которых изученные учащимися признаки выступают наиболее ярко и выпукло. Когда же новый материал усвоен учащимися прочно, можно давать задачи и упражнения, для выполнения которых дети используют знания других тем предмета.
Эффективность упражнений повышается в том случае, если дети приучены к самоконтролю в учебном труде. Правильно организованные упражнения имеют большое воспитательное значение. Характер воздействия упражнений на учащихся зависит от степени самостоятельности их выполнения. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений.
В начальных классах дается много разнообразных письменных упражнений.
Лабораторные работы — один из практических методов обучения, заключающийся в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений. В процессе лабораторной работы имеют место наблюдения, анализ и сопоставление данных наблюдений, формулирование выводов. Мыслительные операции сочетаются здесь и с физическими действиями, с моторными актами, поскольку учащиеся при помощи технических средств воздействуют на изучаемые вещества и материалы, вызывают интересующие их явления и процессы, что существенно повышает продуктивность познавательного процесса.
Лабораторные работы могут проводиться:
- в иллюстративном плане, когда учащиеся в своих опытах воспроизводят то, что было предварительно продемонстрировано учителем;
- в исследовательском плане, когда учащиеся сами впервые решают поставленную перед ними познавательную задачу и на основании опытов самостоятельно приходят к новым для них выводам.
Выполнение лабораторных работ сопровождается записью получаемых данных и графическим изображением изучаемых явлений и процессов в форме отчета о проведенном эксперименте.
Познавательные (дидактические) игры — это специально созданные ситуаций, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход.
Современные дидактические игры в начальной школе — это преимущественно игры по правилам.
Игры имеют много функций:
- активизируют познавательные процессы;
- воспитывают интерес и внимательность детей;
- развивают способности;
- вводят детей в жизненные ситуации;
- учат их действовать по правилам;
- развивают любознательность, внимательность;
- закрепляют знания, умения.
Правильно построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем.
В учебном процессе могут использоваться только элементы дидактической игры — игровая ситуация, прием, упражнение.
Общая структура дидактической игры содержит компоненты:
- мотивационный - потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
- ориентировочный — выбор средств игровой деятельности;
- исполнительный — действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
- контрольно-оценочный — коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
2.
№
Методы обучения
Определение метода
Достоинства
Недостатки
1.
Словесный метод
Источником знаний и умений является устное или печатное слово
Занимает ведущее место в системе методов обучения, позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения.
Слишком долгая речь преподавателя может вызвать скуку и снизить интерес к обучению.
2.
Наглядный метод
это такие методы, при которых усвоение материала детьми зависит от применения наглядных и технических средств.
Использование наглядных методов делает более доступным для понимания предлагаемый для изучения материал, повышает интерес и внимание учащихся.
Необходим правильный отбор информации, который будет сопровождать наглядность. в противно случае, её использование будет нецелесообразным.
3.
Практический метод
Методы, основанные на практической деятельности студентов.
Помогает формировать практические умения и навыки, повышает мотивацию в обучении