Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебно-исследовательские задания



2019-07-03 287 Обсуждений (0)
Учебно-исследовательские задания 0.00 из 5.00 0 оценок




1.   «История развития методов обучения»

Исторический период Содержание периода
1. Словесный метод ( К группе словесных методов относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция. Здесь деятельность учителя выражается в виде слова, а деятельность учащихся – преимущественно в виде слушания, осмысления, устных и письменных ответов. Рассказ. Для рассказа характерно наличие трех составных элементов: завязка, кульминация и развязка. Этот вид словесных методов достаточно часто применяется в школе на уроках биологии: при изучении биографий ученых, при знакомстве учащихся с историей открытий в области биологии и т.д. Однако словесная форма изложения, как правило, быстро утомляет учащихся, особенно младших классов. Ученики 5-7 классов могут внимательно слушать, воспринимать и запоминать рассказ не более 10-25 мин. В связи с этим учителю важно продумать содержание и форму изложения, интонацию, риторические приемы, жесты. В пределах рассказа могут использоваться различные его разновидности: сюжетный, иллюстративный и информационный. Сюжетный рассказ имеет определенную сюжетную линию (например, рассказ о признании эволюционной теории). Иллюстративным рассказом является повествование, раскрывающее особенности биологический объектов и явлений (например, об опытах с мышами по выработке условных рефлексов). Информационный рассказ обычно применяется для изложения конкретных фактов (например, размеров тела или органов, окраски, для ознакомления с образом жизни). Беседа. Этот вид словесного метода предполагает вопросно-ответную форму обсуждения учебного содержания, при которой происходит обмен мнениями. Участниками беседы является учитель и ученики. Целенаправленность беседы определяется конкретным вопросом, который необходимо раскрыть, привлекая знания учащихся. Заканчивается беседа определенным выводом и обобщением.
2. Наглядные методы Под наглядными методами обу­чения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависи­мости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы ис­пользуются во взаимосвязи со словесными и практиче­скими методами обучения и предназначаются для на­глядно-чувственного ознакомления учащихся с явле­ниями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства. Наглядные методы обучения условно можно подразде­лить на три группы: - метод иллюстраций, - метод демонстраций, - видеометод. В начальных классах применяется наглядность: - естественная, - рисунковая, - объемная, - звуковая, - графическая. Демонстрация служит преимущественно для раскрытия дина­мики изучаемых явлений, но широко используется и для озна­комления с внешним видом предмета, его внутренним устрой­ством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотно­шения), а затем переходят к внутреннему устройству или от­дельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются. Демонстрация начинается с целостного восприятия. По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда осу­ществляется активный познавательный процесс - дети сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные действия, устанавливают зависимости. Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы: - все ученики хорошо видели демонстрируемый объект; - могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами; - нужные стороны объекта производили на учеников наиболь­шее впечатление и привлекали максимум внимания. Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помо­щью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств. Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрация, когда же требуется осоз­нать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Эффективность иллюстрации зави­сит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое на­значение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема ил­люстративного материала. Опыт показывает, что большое чис­ло иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений; Иллюстрации готовят заранее, но показы­вают только в тот момент, когда они оказываются необходи­мыми по ходу обучения. В современной начальной школе для обеспечения качествен­ной иллюстрации широко используются экранные технические средства. Видеометод рассматривается в качестве отдельного метода обучения ввиду интенсивного проникновения в практику ра­боты учебных заведений новых источников экранного препод­несения информации: - видеоскопов, - проекторов, - киноаппаратов, - учебного телевидения, - видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, - а также компьютеров с дисплейным отражением информации. Видеометод успешно выполняет все дидактические функции: служит не только для преподнесения знаний, но и для их кон­троля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуслов­ливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.
3. Практический метод Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся: - упражнения, - лаборатор­ные и практические работы, - дидактические игры. Упражнения — многократное выполнение учащимися опреде­ленных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе. Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопро­са и возраста учащихся. Дидактика формулирует ряд общих правил проведения упраж­нений: - доведение до сознания учащихся цели и порядка выполнения упражнения; - разнообразие упражнений; - систематичность проведения упражнений; - после объяснения нового материала упражнения даются чаще; - постепенное нарастание трудности упражнений. Сразу после изучения нового материала учитель дает типичные упражнения, в которых изученные учащимися признаки вы­ступают наиболее ярко и выпукло. Когда же новый материал усвоен учащимися прочно, можно давать задачи и упражнения, для выполнения которых дети используют знания других тем предмета. Эффективность упражнений повышается в том случае, если дети приучены к самоконтролю в учебном труде. Правильно организованные упражнения имеют большое вос­питательное значение. Характер воздействия упражнений на учащихся зависит от степени самостоятельности их выполнения. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений. В начальных классах дается много разнообразных письменных упражнений. Лабораторные работы — один из практических методов обуче­ния, заключающийся в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением ин­струментов и других технических приспособлений. В процессе лабораторной работы имеют место наблюдения, анализ и сопоставление данных наблюдений, формулирование выводов. Мыслительные операции сочетаются здесь и с фи­зическими действиями, с моторными актами, поскольку уча­щиеся при помощи технических средств воздействуют на изу­чаемые вещества и материалы, вызывают интересующие их явления и процессы, что существенно повышает продуктив­ность познавательного процесса. Лабораторные работы могут проводиться: - в иллюстративном плане, когда учащиеся в своих опытах воспроизводят то, что было предварительно продемонстриро­вано учителем; - в исследовательском плане, когда учащиеся сами впервые реша­ют поставленную перед ними познавательную задачу и на ос­новании опытов самостоятельно приходят к новым для них выводам. Выполнение лабораторных работ сопровождается записью по­лучаемых данных и графическим изображением изучаемых яв­лений и процессов в форме отчета о проведенном эксперименте. Познавательные (дидактические) игры — это специально соз­данные ситуаций, моделирующие реальность, из которых уче­никам предлагается найти выход. Современные дидактические игры в начальной школе — это преимущественно игры по правилам. Игры имеют много функций: - активизируют познавательные процессы; - воспитывают интерес и внимательность детей; - развивают способности; - вводят детей в жизненные ситуации; - учат их действовать по правилам; - развивают любознательность, внимательность; - закрепляют знания, умения. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным откры­тиям, решениям проблем. В учебном процессе могут использоваться только элементы дидактической игры — игровая ситуация, прием, упражнение. Общая структура дидактической игры содержит компоненты: - мотивационный - потребности, мотивы, интересы, определяю­щие желания детей принимать участие в игре; - ориентировочный — выбор средств игровой деятельности; - исполнительный — действия, операции, позволяющие реализо­вать поставленную игровую цель; - контрольно-оценочный — коррекция и стимулирование актив­ности игровой деятельности.

2.

Методы обучения Определение метода Достоинства Недостатки
1. Словесный метод Источником знаний и умений является устное или печатное слово Занимает ведущее место в системе методов обучения, позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения. Слишком долгая речь преподавателя может вызвать скуку и снизить интерес к обучению.
2. Наглядный метод это такие методы, при которых усвоение материала детьми зависит от применения наглядных и технических средств. Использование наглядных методов делает более доступным для понимания предлагаемый для изучения материал, повышает интерес и внимание учащихся. Необходим правильный отбор информации, который будет сопровождать наглядность. в противно случае, её использование будет нецелесообразным.
3. Практический метод Методы, основанные на практической деятельности студентов. Помогает формировать практические умения и навыки, повышает мотивацию в обучении


2019-07-03 287 Обсуждений (0)
Учебно-исследовательские задания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебно-исследовательские задания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)