Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изменения дидактической системы в свете ФГОС



2019-07-03 246 Обсуждений (0)
Изменения дидактической системы в свете ФГОС 0.00 из 5.00 0 оценок




Необходимость появления стандарта второго поколения вызвана несколькими причинами.

Во-первых, общество постоянно ставит перед системой образования задачу повышения статуса образовательной политики государства, обеспечения доступности получения качес твенного основного общего и среднего (полного) образования, достижения конкурентоспособности российского образования.

Во-вторых, общество и государство требуют особого внимания к формированию всех сторон личности школьника, его общей культуры, использованию и развитию индивидуальности, самобытности, уникальности каждого человека.

В-третьих, традиционная знаниевая парадигма образования не может сегодня успешно решать новые задачи образования, необходимо построение дидактической системы на основе деятельностной парадигмы, что требует определенности, конкретности и корректности конструирования всех компонентов учебновоспитательного процесса.

Принцип деятельностного подхода Небольшое отступление В самом широком смысле деятельность определяется как свойственная только человеку особая форма взаимодействия с окружающим миром и отношения к нему, в результате которого происходит преобразование этого мира и самого субъекта взаимодействия. Необходимо четко осознавать, что деятельность не есть набор (или даже совокупность) действий. Ее нельзя сводить к сумме действий: «считать деятельность состоящей из действий бессмысленно, так как деятельность всегда имеет контекс тный харак тер, она определяется той с трук турой, в которую она включена, а действие внеконтекстно, оно одно и то же для всех деятельностных структур, которые его включают».

Для дидактики очень важно понимание того, что каждый вид деятельности имеет свою структуру, именно по структуре различаются разные деятельности. Например, игровая деятельность дошкольника (ролевая игра) имеет следующие структурные элементы: цель, мотив, роль, сюжет, ролевые отношения, а учебная деятельность школьника – потребность-мотив-цель-учебную задачуучебные операции-контроль (самоконтроль)-оценку (самооценку). Но вместе с тем, в психологии существует так называемая «всеобщая» структура деятельности: цель, мотив, средство, результат и сам процесс. Весьма важно для нашего последующего общения и знание того, что для каждого возрастного периода свойственна ведущая деятельность, которая является, во-первых, потребностной, во-вторых, оказывающей особое влияние на психическое развитие человека, в-третьих, стимулирующей развитие следующей ведущей деятельности.

 

Ранний возраст                                 Предметно-манипулятивная игра

Дошкольный возраст                        Сюжетно-ролевая игра

Младший школьный возраст            Учебная игра

Подростковый возраст                     Общение со сверстниками

Юношеский возраст                          Учебно-познавательная с элементами

                                              самоопределения (просоциальная деятельность)

2.

Название теории Представители Сущность теории, ее особенности   Положительные и отрицательные стороны  
Концепция развивающего обучения   Л.В. Занков Однако в массовой практике учителя и методисты имеют смутные представления о сущности развивающего обучения, о различных его видах и формах, о том, что в российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения. В этой связи целесообразно обратиться к их анализу. ^ Концепция Л.В.Занкова. С конца 50-х годов научным коллективом по руководством Л.В.Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л.С.Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников. Усилия коллектива Л.В.Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, имеющей своей целью их общее психическое развитие34. Он поставил задачу построить такую систему начального обучения, при которой достигалось бы гораздо более высокое развитие младших школьников, чем при обучении согласно канонам традиционной методики. Ее предполагалось создавать путем организации экспериментальных исследований, проведение которых изменило бы существующую практику, демонстрируя эффективность использования особых программ и методов. Результаты воздействия обучения постоянно сравнивались с уровнем развития детей в обычных классах. Такое обучение имело комплексный характер. Это выражалось в том, что содержанием эксперимента являлись не отдельные предметы, методы и приемы, а «проверка правомерности и эффективности самих принципов дидактической системы»35. Основу системы обучения по Л.В.Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы: - обучение на высоком уровне трудности; - быстрый темп в изучении программного материала; - ведущая роль теоретических знаний; - осознание школьниками процесса учения; - целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых. Принцип обучения на высоком уровне трудности означает, по мнению Л.В.Занкова, не столько то, что обучение превышает «среднюю норму» трудности, сколько то, что оно раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление36. При этом он имел в виду трудность, связанную с познанием сущности изучаемых явлений, зависимостей между ними, с приобщением школьников к подлинным ценностям науки и культуры.   Достоинством концепции поэтапного формирования умственных действий является создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе и для мотивированного самоуправления учебно-познавательной деятельностью. Существует также еще целый ряд концепций, таких как: концепция З.И. Калмыковой, считающей, что развивающим является такое обучение, которое формирует продуктивное, или творческое, мышление; концепция Л.М. Фридмана, с точки зрения которого наиболее существенным в развитии детей является характер их деятельности в учебном процессе, главная цель которого - воспитание всесторонне развитой и социально зрелой личности; концепция Н.Н. Поспелова, ориентированная на формирование мыслительных операций, которые выступают условием и средством организации развивающего обучения; концепция Е.Н. Кабановой-Меллер, также связанная с формированием операций мышления, которые она называет приемами учебной работы и определяет их как систему действий, служащих для решения учебных задач. развивающий обучение занков умственный  
Концепция развивающего обучения   В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин   Исследованиями было также установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников. Это означает, что оно не создает необходимых «зон ближайшего развития», а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникли и начали развиваться еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т. п.). Такое обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения. Исходя из этого, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин предлагают перестроить содержание учебных предметов и логику (способы) его изложения в учебном процессе. Предложенная система развивающего обучения противопоставлена существующей системе обучения прежде всего по принципиальному направлению — формирование познавательной деятельности школьника. Известно, что традиционное обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым эмпирическим. Данный тип обучения, по мнению В.В. Давыдова, повсеместно доминирует в школе и характерен также и для большинства новаций, в том числе и для системы Л. В. Занкова. Так, сотрудники его лаборатории, проводя обследование, проверяли способность детей к классификации, группировке предметов. Учащиеся экспериментальных классов легко переходили от одного основания группировки к другому. Однако это был лишь показатель развития у них эмпирического мышления. Основной линией умственного развития в теории Л.В. Занкова является образование «функциональной системы разнородных способов действия» (обобщения, выделения существенного, анализирующего наблюдения). Однако, несмотря на принцип теоре-тизации учебного материала, Л.В. Занков, по мнению В.В. Давыдова, не смог на философско-логическом уровне понять значение теоретических знаний для развития школьников. Овладение понятиями — это процесс формирования определенной операциональной системы.    
Концепция поэтапного формирования умственных действий   П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина      
Концепция развивающего обучения   З.И.Калмыкова    
Концепция развивающего обучения   Л.М.Фридман    
Концепция развивающего обучения   Н.Н.Поспелов    
Концепция развивающего обучения   Е.Н.Кабановой- Меллер      

 

 



2019-07-03 246 Обсуждений (0)
Изменения дидактической системы в свете ФГОС 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изменения дидактической системы в свете ФГОС

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)